Российский рынок компьютеров на базе процессоров с архитектурой х86 (настольные и мобильные ПК, серверы) в 2007 г. рос достаточно стабильно. Так, по данным IDC, в прошлом году в России было продано около 8,7 млн. компьютеров, что на 19% больше, чем в 2006 г. Становится другим ландшафт рынка: меняются структура продаж в отдельных сегментах и доли российских и зарубежных производителей, растут продажи в регионах и в рознице.
Однако количественные оценки аналитиков не совпадают. В отличие от IDC аналитическая компания ITResearch считает, что в 2007 г. рынок компьютеров на платформе х86 увеличился на 20% и его объем превысил 9,4 млн. систем. Столь существенная разница по сравнению с данными IDC (700 тыс. шт.) обусловлена тем, что ITResearch применила новую методологию оценки продаж настольных ПК, учитывающую не только продукты зарубежных и отечественных брендов, но и «no name ПК», проданные небольшими сборщиками и собранные пользователями («самосбор»).
Кто выпускает больше
По данным IDC, сегмент настольных ПК за 2007 г. вырос на 3,5% (до 5,6 млн. шт.). Российский офис аналитической компании GfK пришел к выводу, что объем этого сегмента увеличился на 13% и составил 5,2 млн. ПК. В то же время ITResearch считает, что с учетом «самосбора» в 2007 г. было продано 6,67 млн. настольных систем, что на 9,5% больше, чем в 2006 г.
Дмитрий Лавникович, менеджер по клиентским системам группы «Розница и технологии» российского офиса GfK, подтверждая наличие «существенной» доли «самосбора», говорит, что она «исторически обусловлена низкой активностью международных производителей настольных ПК в России и причины тому в основном экономические». По мнению директора по региональному развитию компании «Ф-Центр» Владимира Шарова, малоизвестные московские и региональные сборщики способны поставлять до 1,5–2 млн. ПК, значительная часть этих поставок аналитиками не учитывается.
Но интерес представляют не столько различные данные об объемах рынка настольных ПК, сколько разница в оценках темпов его роста. Судя по данным IDC, этот рынок начинает стагнировать, в то время как оценки ITResearch и GfK свидетельствуют скорее о его развитии.
Столь же отличаются и взгляды ведущих поставщиков.
Так, Сергей Янычев, менеджер компании Fujitsu Siemens Computers по маркетингу настольных ПК, согласен с утверждением о том, что темпы роста рынка ПК в России замедлились. Отмечает это и Григорий Низовский, коммерческий директор Acer CIS Inc. Он объясняет это тенденцией к замене настольных ПК на мобильные, хотя и признает: первые остаются основными для любителей игр, обработки графики, а также в качестве офисных систем, поскольку в компаниях кроме ценовых существуют и ограничения, связанные с обеспечением сохранности данных и самой техники. Татьяна Демьянкова, директор по маркетингу компании Kraftway, также полагает, что темпы роста продаж настольных ПК снижаются из-за насыщения бизнес- и госсегмента: старые компьютеры заменяются на новые, но инсталлированная база уже не растет такими высокими темпами, как 3–4 года назад.
По мнению вице-президента компании DEPO Computers Александра Баринова, этот рынок продолжает развиваться, однако темпы роста различны для разных групп потребителей: «Продажи настольных ПК растут интенсивнее на рынке корпоративных заказчиков, на розничном рынке темпы ниже за счет конкуренции этих систем с ноутбуками».
Это мнение разделяет Андрей Кириян, руководитель департамента маркетинга компании «Аквариус»: «Мы не согласны с тем, что темпы продаж настольных ПК в 2007 г. снижались. Основным их потребителем (две трети объема) был и остается корпоративный сектор, который растет и которому нужно обновлять свой парк компьютеров». По его оценке, продажи настольных ПК складываются из ежегодного обновления примерно 1/5 компьютерного парка и продаж новым пользователям, что близко к расчетам ITResearch, — около 6,5 млн. шт.
Результаты работы компании «СВЕГА-Компьютер» (Санкт-Петербург), которая поставляет свои ПК корпоративным заказчикам, похоже, подтверждают эти оценки: по словам заместителя генерального директора по производству Дмитрия Кузнецова, в 2007 г. компания увеличила объем продаж настольных ПК на 20% (по сравнению с 2006 г.).
По оценке Абулферза Абачева, исполнительного вице-президента группы компаний «Формоза», в последние два года растет спрос на настольные ПК со стороны региональных предприятий СМБ — в 2007 г. «Формоза» увеличила вдвое свои поставки ПК этим клиентом через партнеров на местах. Тенденцию роста продаж настольных ПК в регионах подтверждает и Алексей Нечуятов, бренд-менеджер Dell Russia: «Это обусловлено как созданием в региональных центрах больших розничных сетей, так и высокой активностью компаний СМБ».
Те производители, которые создали партнерские сети в регионах, смогли заметно повысить свои продажи. В частности, существенный (на 20–50% в зависимости от региона) рост продаж настольных ПК в регионах зафиксировали «Ф-Центр» и «СВЕГА-Компьютер». По словам Натальи Кудряшовой, руководителя отдела маркетинга и рекламы USN Computers, в 2007 г. при общем росте продаж настольных ПК под маркой USN на 50% поставки через партнеров в регионах выросли в 1,5–2 раза. Компания Fujitsu Siemens Computers, по свидетельству Сергея Янычева, в 2007 г. с помощью региональной партнерской сети увеличила сбыт ПК в регионы более чем на 100%.
Если говорить о технологических новациях, которые могли повлиять на спрос и темпы роста продаж настольных ПК, стоит отметить появление на рынке систем в миниатюрных корпусах. Fujitsu Siemens Computers начала их продавать еще в 2006 г., и, как говорит Сергей Янычев, успешный опыт компании подтверждает перспективность этого направления. Григорий Низовский объясняет преимущества миниатюрных ПК тем, что они бесшумны, потребляют меньше электроэнергии, в отличие от ноутбуков позволяют подключать любые мониторы, имеют полный набор портов ввода-вывода и лучшее соотношение цена/производительность. Более категорична в оценках Наталья Кудряшова: «Безусловно, компактный корпус — это одно из весомых преимуществ, особенно важное для офисных решений, которые должны оптимизировать пространство на рабочем месте».
Потребители таких ПК есть, считает Александр Баринов, но этот сегмент очень мал, поэтому и возможности роста продаж подобных компьютеров невелики. Кроме того, отмечает Дмитрий Кузнецов, переход к их производству потребует от сборщика обновления производственных процессов. «Вряд ли темпы роста продаж миниатюрных ПК (несмотря на их достоинства) когда-нибудь сравнятся с темпами роста продаж ноутбуков», — полагает Алексей Нечуятов.
Что же касается перспектив развития всего российского рынка настольных ПК, то стоит привести прогноз компании IDC. В 2007 г. она отметила высокие темпы роста поставок настольных ПК зарубежных изготовителей (более 70% в штучном исчислении) при спаде поставок российских компаний на 1,2% (по сравнению с 2006 г.). По мнению Зарины Камытбаевой, ведущего аналитика IDC по рынку ПК, в будущем это может привести к изменению соотношения между продукцией российских и зарубежных компаний на рынке ПК в целом.
Сергей Янычев считает такой сценарий наиболее вероятным: «В условиях снижения темпов роста продаж настольных ПК возрастет конкуренция и, как следствие, произойдет перераспределение в пользу мировых производителей». Алексей Нечуятов также полагает, что в ближайшие годы увеличится доля ПК зарубежных компаний, и в долгосрочной перспективе международные поставщики выйдут на лидирующие позиции на российском рынке. Его поддерживает Григорий Низовский, отмечающий, что в ближайшие годы международные вендоры, более конкурентоспособные за счет больших масштабов производства, имеют отличный шанс занять лидирующие позиции на потребительском рынке, а затем придет черед СМБ. «Последним оплотом» российских производителей, по его мнению, останется сегмент государственных закупок. «В целом рыночная доля российских сборщиков ПК в ближайшие два года будет снижаться», — утверждает Низовский.
Категорически не согласен с такой оценкой перспектив Владимир Шаров: «Рынок настольных ПК в России растет, невзирая на прогнозы аналитиков. Дело в том, что большинство ПК собирается и продается не первой пятеркой производителей, а небольшими, но многочисленными региональными компаниями. Для них сборка, продажа и обслуживание ПК — единственный бизнес, он требует меньше ресурсов (в первую очередь финансовых), чем простая реализация готовой продукции. Это бизнес гибкий и живучий, и потому ни одна транснациональная компания не сможет в короткий срок (2–5 лет) изменить существующее положение вещей».
Андрей Кириян уверен, что в корпоративном сегменте доля систем российских производителей останется неизменной, хотя в рознице может увеличиться доля зарубежных настольных ПК.
«В ближайшие год-два рост рынка настольных компьютеров продолжится, — считает Татьяна Демьянкова. — Конкуренция между российскими и зарубежными компаниями усилится, но вряд ли это изменит позиции наших крупнейших игроков. Результатом будет консолидация рынка и сокращение числа мелких сборщиков».
«Качество систем отечественных и западных производителей находится примерно на одном уровне, но предложения российских компаний выигрывают в цене и доступности сервиса. Именно поэтому в ближайшие 1–2 года в сегменте СМБ лидерство сохранится за отечественными производителями», — уверена Наталья Кудряшова.
По мнению Абулферза Абачева, единственным важным событием, способным поколебать позиции российских производителей, может стать строительство завода Foxconn под Санкт-Петербургом для выпуска ПК под маркой НР. Он уверен, что темпы роста продаж настольных ПК сохранятся на уровне 15–17%, а объем рынка в 2008 г. составит около 8–8,5 млн. шт.
Дмитрий Ефремов, менеджер «НР Россия», также отмечает, что пока российский рынок ПК остается рынком местных сборщиков: «Доля иностранных производителей за последние два года хоть и выросла с 5 до 8%, но все еще остается очень маленькой». Правда, полагает он, бизнесу мелких и средних региональных сборщиков настольных ПК могут угрожать Acer и ASUS.
Ноутбуки пошли в регионы
По данным IDC, в 2007 г. продажи мобильных ПК увеличились на 64,5%, что выше показателя 2006 г. (55%). За счет взрывного роста спроса в потребительском секторе и интенсивной замены настольных ПК ноутбуками, отмечает Зарина Камытбаева, меняется соотношение между продажами настольных ПК и ноутбуков — если в 2006 г. оно составляло 75/25, то в 2007 г. 65/35, а в текущем году доля ноутбуков может превысить 40%.
Как считает компания ITResearch, в 2007 г. ноутбуков было продано 2,54 млн. шт. — на 63,9% больше по сравнению с 2006 г. Но с учетом большего объема продаж настольных ПК ITResearch оценивает долю ноутбуков скромнее — около 27%.
Это позволяет Абулферзу Абачеву предполагать, что в России мобильных ПК будет продаваться больше, чем настольных, не ранее 2012–2013 гг. (в США это уже произошло). С ним согласен Андрей Кириян, который подчеркивает, что для корпоративных заказчиков (основные потребители компьютеров) приоритетны сохранность ПК и безопасность данных, которые ноутбуки не всегда обеспечивают: «В России мобильные ПК используются в основном в офисах западных компаний и определенными группами мобильных сотрудников, и их доля в общем количестве пользователей остается стабильной. Кроме того, самостоятельных крупных конкурсов на поставку ноутбуков не проводится»
Среди присутствующих в России производителей ноутбуков все аналитики выделяют Acer и ASUSTek, которые, по данным IDC, в сумме контролируют уже более 55% поставок ноутбуков в нашу страну (за 2007 г. их доля выросла более чем на 10%). За счет чего эти компании добились таких успехов?
«У Acer хорошая канальная политика, налажены контроль за ценами и гибкий маркетинг, направленный на партнеров. ASUSTek расширила канал сбыта, увеличив число прямых партнеров (7 дистрибьюторов и один оптовый партнер), что увеличило ее присутствие в регионах», — считает Геннадий Сочилин, директор по развитию компании Tenfold Group.
Представители компаний-лидеров вносят некоторые уточнения. По словам Григория Низовского, Acer в 2007 г. уделяла большое внимание улучшению качества сервиса — повышению доступности запчастей, совершенствованию процедур обмена и выкупа своих продуктов. Компания исключила бизнес-ноутбуки серий TravelMate и Extensa из ассортимента розничных сетей, в результате чего ее партнеры, специализированные компьютерные компании, могли формировать уникальные предложения для клиентов.
Успеху ASUSTeK в России, считает Дмитрий Лукин, технический директор департамента ноутбуков ее московского представительства, способствовали активный маркетинг в регионах, тесная работа с крупными федеральными и компьютерными торговыми сетями: «Прошедший год был для нас годом активной работы. Мы расширяли канал продаж, вышли на розничный рынок, развивали систему сервиса. Чтобы достичь высоких показателей, нужно развивать и улучшать все направления деятельности в комплексе, нельзя фокусироваться на чем-то одном».
«В 2007 г. Fujitsu Siemens Computers старалась не отставать от лидеров, сосредоточив внимание на развитии канала, расширении присутствия в регионах и совершенствовании сервиса. В 2007 г. на всей территории России введена бесплатная услуга Collect&Return, когда сервис-центр сам забирает неисправный компьютер у клиента и возвращает ему исправный», — говорит Татьяна Черноглазова, менеджер Fujitsu Siemens Computers по маркетингу мобильной продукции.
Компания Dell в 2007 г., по сути, только начала активное продвижение своей торговой марки в России, но, ориентируясь на корпоративных пользователей, большое внимание уделила развертыванию сервисной сети и повышению качества обслуживания клиентов. «Сейчас сеть сервис-центров охватывает 76 городов страны. Наряду с этим мы расширяем и развиваем канал продаж мобильных ПК», — утверждает Алексей Нечуятов.
По словам Кевина Янга, главы представительства MSI в России, его компания в 2007 г. решала несколько задач: повышение узнаваемости ноутбуков марки MSI, развитие дилерского канала, проведение совместных с партнерами маркетинговых акций, сохранение более чем 5%-ной доли в ведущих розничных сетях (например, «Эльдорадо» и «Техносила»), увеличение продаж на пяти основных рынках электроники в Москве. В то же время Кевин Янг отмечает весьма агрессивную политику Samsung, которая в 2007 г. смогла заметно расширить свое присутствие в рознице и, по оценке IDC, выйти на 4-е место в рейтинге ведущих поставщиков ноутбуков в Россию.
В то время как продажи мобильных ПК Samsung за 2007 г. выросли более чем на 130%, у НР успехи более чем скромные. Как объясняет Сергей Сидоренков, менеджер «НР Россия» по развитию поставок коммерческих ноутбуков, основным препятствием для компании стала не конкуренция с тайваньскими производителями, а задержка с поставками в Россию новых серий ноутбуков HP Compaq.
Мария Голенкова, руководитель отдела регионального развития компании iPro (бывшее подразделение профессиональных решений Apple IMC), признает, что Apple пока далеко до лидеров — свою долю на российском рынке компания оценивает примерно в 1%, но в 2007 г. прирост продаж ноутбуков Apple составил почти 80%, что выше темпов роста рынка в целом. Компания добилась этого благодаря новым продуктам и изменению политики работы с каналом, в частности обновлению партнерской программы, проведению тренингов для партнеров и совместных промо-акций.
Компания ITResearch включила в свой список лидеров и Rover Computers. Но, как отмечает Геннадий Сочилин, производитель сознательно сузил канал сбыта, превратив старейшую российскую марку Roverbook из «народной» в private label для ограниченного круга федеральных розничных сетей и небольшого числа корпоративных клиентов. Другой оставшийся на рынке российский поставщик ноутбуков «Аквариус» действует иначе. Как отмечает Андрей Кириян, в 2007 г. компания не стремилась продвигать ноутбуки в розничные магазины, а начала поставлять их в составе законченных программно-аппаратных решений — «Мобильные классы «Аквариус» — для системы образования; в прошлом году они поставлялись в большинство регионов.
Практически все производители подтверждают резкий рост спроса в регионах. По оценкам Acer, в 2007 г. продажи ноутбуков за пределами Москвы и Санкт-Петербурга выросли почти на 100%. По данным ASUSTeK, продажи ее ноутбуков в регионах за прошлый год увеличились в 1,5–2 раза. Fujitsu Siemens Computers, создав в ряде регионов свои представительства, также значительно увеличила продажи своих мобильных ПК вне столиц. Как утверждает Кевин Янг, благодаря новым дистрибьюторам «Марвел» и «Пронет», позиции которых в регионах достаточно сильны, доля продаж ноутбуков MSI в регионах достигла 65% общего объема продаж.
Ссылаясь на данные GfK, Сергей Сидоренков подчеркивает, что за 2007 г. продажи мобильных ПК в регионах увеличились более чем на 130%, что в 2 раза превышает темпы роста рынка ноутбуков в России. И даже Apple, занимающая скромное место в рейтинге аналитиков, по словам Марии Голенковой, в прошедшем году увеличила продажи более чем в 2 раза.
По мнению Григория Низовского, перераспределению продаж ноутбуков в пользу регионов способствовали три основных фактора: рост доходов населения в регионах, привлекательность ноутбука в качестве первого компьютера, экспансия федеральных сетей в регионы. Со своей стороны Сергей Сидоренков полагает, что благодаря снижению средней стоимости ноутбуков (по данным GfK, в 2007 г. она упала на 10%) они стали доступнее, а вендоры все больше внимания уделяли развитию канала в регионах.
Что касается перспектив российского рынка мобильных ПК, то здесь мнения несколько расходятся. Дмитрий Лукин считает, что и в ближайшие два года он будет расти высокими темпами. С ним солидарен Григорий Низовский, уточняющий: в ближайшие два года темпы роста составят не менее 50% в год. «Перспективы для дальнейшего развития рынка ноутбуков есть, рост продаж сохранится и будет особенно высоким для устройств в диапазоне 650–1300 долл.», — говорит Алексей Нечуятов.
По мнению Андрея Кирияна, наш рынок ноутбуков вошел в стадию зрелости и в ближайшие годы будет расти примерно на 30% в год. Еще более осторожен в оценках Кевин Янг: темпы роста составят 20–30%. Причину возможного замедления роста называет Геннадий Сочилин: «Уже сейчас в Москве и Питере заметны первые признаки насыщения рынка, поэтому даже в 2008 г. темпы его роста в целом по стране не превысят 35%».
Мария Голенкова в свою очередь отмечает, что на мировом рынке ноутбуков уже наметилась тенденция к некоторому снижению темпов роста продаж; по прогнозам аналитиков, со временем они замедлятся почти в 3 раза. «Вероятность снижения темпов роста в России также существует, однако, на мой взгляд, это произойдет через пару лет», — полагает она. Еще более категорична Татьяна Черноглазова: «Рост будет замедляться, и уже в 2008 г. мы ожидаем снижения темпов».
Ссылаясь на IDC, Сергей Сидоренков говорит, что повторения 2007 г. аналитики не предвидят: «По их мнению, рост в 2008 г. составит около 50% по сравнению с 2007 г., а в 2009 г. около 27% по сравнению с 2008 г. Но, как говорится, поживем — увидим...»
Рынок серверов поделен, но не навсегда
Компания ITResearch о тмечает дальнейшую консолидацию российского рынка серверов на платформе х86 — в 2007 г. суммарная доля пятерки лидеров («Аквариус», DEPO Computers, HP, IBM и Kraftway) составила 72,7% общего количества проданных устройств. Темпы роста рынка серверов в прошлом году оцениваются в 35,3%. Несколько меньшую оценку дает IDC: в 2007 г. продажи серверов х86 выросли на 22,7% и составили почти 165 тыс. шт.
Как отмечает Андрей Серёгин, ведущий аналитик IDC по рынкам серверов и СХД, в прошлом году зарубежные вендоры потеснили российских производителей, увеличив свою совокупную долю рынка с 48,6% (в 2006 г.) до 58%. По оценкам IDC, заметно выросла доля НР: за год она увеличила поставки серверов х86 на 53%, и сейчас ей принадлежит уже 40% российского рынка. Увеличила свою долю IBM, быстро (на 57% за год) растут поставки серверов Dell.
Иван Макаров, менеджер Fujitsu Siemens Computers по маркетингу продукции, объясняет рост доли зарубежных вендоров в этом сегменте рынка не только технологическим превосходством, но и на порядки большими масштабами производства по сравнению с отечественными компаниями, что позволяет минимизировать себестоимость, а при необходимости и продавать «в минус». «Зарубежные вендоры имеют достаточные маркетинговые и людские ресурсы, позволяющие «плотнее» работать с каналом, в результате местные сборщики превращаются в реселлеров, предпочитая акцентировать свои усилия на конечной интеграции готовых систем в проектах и на их обслуживании», — считает Алексей Нечуятов. «У таких вендоров, как НР и IBM, значительно лучшие условия закупки компонентов за счет глобальных контрактов с поставщиками, и если ситуация не изменится, то доля наших производителей будет сокращаться», — сетует Андрей Кириян.
По мнению Виктора Городничего, руководителя подразделения серверов стандартной архитектуры «НР Россия», небольшим российским сборщикам выживать все труднее: «Им трудно предлагать продукты по конкурентоспособным ценам, поскольку сборка становится штучной и дорогой, сложно обеспечивать выпуск разнообразных моделей и гарантировать их качественное обслуживание». В 2007 г. их доля сократилась с 18 до 13%, ссылаясь на данные IDC, говорит он.
В числе заметных на отечественном рынке тенденций поставщики отмечают постепенный отказ клиентов от использования серверов в традиционных корпусах «башня». «Фокус сдвигается в сторону централизованной архитектуры при построении новых или модернизации существующих инфраструктур ИТ. Данные IDC показывают значительное снижение продаж серверов в напольных корпусах при одновременном увеличении доли стоечных устройств — если в 2006 г. соотношение «башня»/«в стойке» составляло 60/40, то в 2007 г. — 40/60. При этом продажи стоечных серверов х86 в целом по России выросли в 2 раза», — говорит Илья Крутов, менеджер по серверам System x компании IBM/EEA.
Практически все производители отмечают повышение спроса в 2007 г. на недорогие «легкие» 1- и 2-процессорные серверы. «Таких систем продается намного больше, чем «тяжелых», и даже по суммарной выручке эти более дешевые серверы далеко впереди», — утверждает Иван Макаров. Андрей Кириян связывает это с появлением недорогих четырехъядерных процессоров, которые позволили выпускать современные 2-процессорные системы, превосходящие по производительности 4-процессорные серверы двухлетней давности.
Рост спроса на «легкие» серверы Татьяна Демьянкова объясняет увеличением спроса на них со стороны СМБ. Причем, как подчеркивает Наталья Кудряшова, СМБ-клиентов в основном обслуживают российские производители, предоставляя возможность зарубежным поставщикам поставлять сложные «тяжелые» решения. «Эти ниши четко поделены, изменения незначительны. Так, в 2007 г. в нашем обороте «легкие» 2-процессорные серверы составили 90%, а продажи систем в сегмент СМБ выросли в 2 раза. Дело в том, что компании СМБ придерживаются классического принципа построения ИТ-инфраструктуры стандартной архитектуры: одна задача — один сервер», — поясняет она. Кроме того, по мнению Андрея Кирияна, клиенты из СМБ не могут единовременно инвестировать в создание даже мини-ЦОДов, и они наращивают инфраструктуру за счет серверов х86 постепенно, по мере возникновения новых задач.
Рост спроса со стороны СМБ отмечают и зарубежные поставщики. Иван Макаров: «Наша компания зафиксировала в 2007 г. очень большой рост продаж в сегмент СМБ, в особенности в регионах». Виктор Городничий: «Этот сегмент растет опережающими темпами. В 2007 г. мы отметили значительное увеличение поставок серверов со складов дистрибьюторов, что характерно для компаний СМБ, которые не могут ждать технику 2–3 месяца. Продажи серверов ProLiant серии 100, наиболее подходящих по цене клиентам из СМБ, за год выросли вдвое».
В то же время Городничий отмечает весьма значительный (более 250% за год) рост продаж блейд-серверов: «В 2007 г. в России впервые самые крупные проекты были реализованы на базе блейд-серверов. Хотя их доля в поставках «НР Россия» пока ниже, чем на западных рынках, но за прошедший год разрыв значительно сократился».
Действительно, блейд-серверы — это самый быстрорастущий сегмент серверного рынка — по данным IDC, в 2007 г. их продажи увеличились более чем в 2,5 раза по сравнению с 2006 г., а доля в общем объеме продаваемых в России серверов x86 выросла с менее чем 4% до 10%.
Компания Dell, по словам Алексея Нечуятова, в 2007 г. не рассматривала блейд-системы как универсальное решение для всех заказчиков и основные усилия направляла на продвижение стоечных серверов, которые подчас дешевле. «Но в I квартале 2008 г. мы представили блейд-серверы нового поколения, приступаем к их активному продвижению и ожидаем увеличения спроса на них», — говорит он.
«Решения на базе блейд-серверов были анонсированы еще несколько лет назад, однако энтузиазма на нашем рынке не вызвали, — констатирует Андрей Кириян. — Правда, в последние два года спрос на них повышается, и скорее всего, этот сегмент будет расти».
Татьяна Демьянкова также отмечает рост продаж блейд-серверов, хотя их доля в общем объеме пока мала. «Это связано с большими начальными инвестициями клиентов в построение инфраструктуры на блейд-системах — в случае необходимости проще докупить один обычный сервер, чем сразу вкладывать деньги в блейд-систему», — объясняет она.
По мнению Натальи Кудряшовой, пока не все заказчики оценили такие преимущества блейд-серверов, как более высокая масштабируемость и отказоустойчивость, а также удобство управления системой в целом. «Но уже в ближайшие 2–3 года их доля значительно увеличится, особенно при условии снижения цен», — считает она. Виктор Городничий также полагает, что в ближайшие годы сегмент блейд-серверов будет уверенно расти, и структура российского серверного рынка приблизится к пропорциям развитых западных рынков.
По мнению большинства наших собеседников, в ближайшие годы сохранятся тенденции, отмеченные в 2007 г. В частности, в этом году, считает Городничий, зарубежные вендоры отвоюют еще 4–5% рынка, а доля небольших сборщиков сократится. Еще более пессимистичным в отношении перспектив отечественных производителей выглядит прогноз Алексея Нечуятова: в России произойдет то же, что в Западной Европе, где поле битвы осталось за международными поставщиками. Нашим компаниям он предлагает расширять участие в проектах на базе импортных серверов и наращивать сервисные ресурсы.
Отечественным производителям, полагает Андрей Кириян, стоит внимательнее подходить к оценке потребностей заказчиков, предлагать более гибкие условия работы, развивать сервис, и тогда у них сохранятся неплохие перспективы.
По мнению Татьяны Демьянковой, при увеличении доли зарубежных поставщиков крупные отечественные производители своих позиций терять не будут — просто с рынка вынужденно уйдут небольшие сборщики; при этом рынок серверов в ближайшее время продолжит расти на 17–20% ежегодно. Как считает Александр Баринов, российские производители получат определенные преимущества — ведь они, в частности, предлагают специализированные решения, востребованные большим числом клиентов. Например, у DEPO Computers это серверы для систем хостинга.
В то же время, напоминает Илья Крутов, на темпы роста рынка серверов х86 могут негативно повлиять получающие все большее распространение технологии виртуализации, которые снижают потребности клиентов в новых системах.