Весной мы опубликовали статью под названием «Кризисная ИТ-розница»*, в которой наши респонденты — представители розничных ИТ-компаний и аналитики делились своими оценками текущего положения дел и прогнозами на будущее. Спустя полгода мы попросили экспертов высказаться о том, насколько верными оказались их прогнозы, и о том, что ждет ИТ-ретейл в 2010 г.
Изменения
По словам Дмитрия Лавниковича, старшего маркетинг-консультанта ГфК-Русь, рынок ИТ-розницы** за последний год претерпел существенные изменения. Мировой финансовый кризис сильнее поразил Россию, нежели развитые страны. Как отмечает Лавникович, ГфК впервые с того момента, когда начала проводить мониторинг ИТ-рынка, столкнулась с отрицательной динамикой продаж в годовом исчислении по основным товарным категориям (в частности, компьютеры и мониторы). В целом по основным ИТ-группам падение объемов продаж за первые три квартала 2009 г. составило 18% в рублях, или 40% в долларах.
Самое большое снижение, по данным ГфК-Русь, отмечалось в продажах настольных компьютеров, мониторов и офисной техники, в то время как продажи мобильных компьютеров, расходных материалов и аксессуаров уменьшились ненамного, а поставки цифровых фоторамок и веб-камер и вовсе выросли.
«Российский сектор ИТ нащупал дно во II квартале 2009 г., а в третьем пытался от него оттолкнуться. 20%-ный рост (54 млрд. руб.) в III квартале по отношению ко второму можно объяснить сезонным фактором: в августе-сентябре покупатели возвращаются из отпусков и готовятся к следующему учебному году, — поясняет Дмитрий Лавникович. — Если сравнивать ежемесячную динамику продаж по отношению к аналогичному периоду прошлого года, то заметно начало масштабного падения с ноября 2008 г. В I квартале 2009 г. розница, видимо, распродавала накопленные запасы техники, а во II квартале все ощутили свободное падение рынка — на 30–40%. К сожалению, расходы покупателей на бытовую и компьютерную технику, как и на средства связи, сократились в первую очередь — наряду с такими статьями, как мебель, ювелирные изделия и строительство».
«Начало 2009 г. ознаменовалось частичной адаптацией канала к новым условиям функционирования; рубль значительно девальвирован и начал „жечь карманы потребителей“; огромные склады дистрибьюторов требуют срочной „расшивки“, дабы не допустить невыполнения обязательств перед вендорами и снижения кредитного рейтинга, — отмечает Василий Мочар, заместитель директора ITResearch***. — Как следствие, розничные товары (в первую очередь телевизоры) продаются как горячие пирожки. Ноутбуки продаются хуже, но еще более-менее. Десктопы, мониторы и средства печати в рознице тоже чувствуют себя неплохо... II квартал ознаменовался нарастанием проблем. Лишние деньги у розничных покупателей стали заканчиваться, и розница практически заглохла». По данным ITResearch, только в июне рынки «оттолкнулись от дна» и начали показывать быстрое восстановление. При этом эксперты предупреждают, что спрос очень и очень неустойчив, и не исключают, что развитие кризиса будет W-образным.
Оценки игроков ИТ-розницы отчасти совпадают с данными, приведенными экспертами, а в чем-то отличаются от них.
По словам Вячеслава Морозова, заместителя директора по развитию УК «ПОЗИТРОНИКА», в 2009 г. компания наблюдала падение рынка на 40–50% в долларовом выражении по отношению к 2008 г. Что касается покупательского спроса, то Морозов отметил его безусловное смещение в сторону более дешевых брендов.
Петр Семенов, директор по маркетингу компании Premium Retailers/«Премиальные Сети», в которую входят магазины re:Store (Apple Premium Reseller), а также фирменная розница Sony, Lego, Nokia, Bose, рассказал, что в своем, премиальном, сегменте ИТ-розницы компания отметила спад более 20% (в долларах) по сравнению с показателями аналогичного периода 2008 г. При этом пик спада пришелся на II квартал. Лето же стало некоторым переломным моментом, и начиная с августа наблюдался рост продаж. «Показатели 2008 г. повторить будет сложно, но приблизиться к ним — вполне возможно. Также мы ожидали массового перетекания клиентов в lowcost-розницу, на рынки, к дискаунтерам и т. п., но этого не произошло. Начиная с традиционного августовского back-to-school трафик в наших магазинах приблизился к докризисным показателям», — оптимистично добавляет он.
«Товара стало меньше, соответственно и розницы стало меньше, — констатирует Андрей Шатров, генеральный директор сети магазинов ноутбуков „Нотик“. — Прекратили существование или фактически заморозили свою работу многие небольшие розничные компании и интернет-магазины, очень непросто в этом году было тем, кто работал на заемные средства. Целые группы товаров перестали продаваться вовсе. Вероятно, нас ждут и „резонансные“ потери среди крупных розничных игроков».
По словам Марианны Оболенской, директора направления «Цифровая техника» компьютерного супермаркета «НИКС», аналитический департамент компании выделяет следующие основные тенденции в кризисной и послекризисной рознице: уход с рынка ряда известных игроков, имевших большие «кредитные плечи», развивавшихся на заемные средства, с последующим перераспределением занимаемых ими долей рынка среди более успешных конкурирующих организаций; оптимизация бюджетов на текущую хозяйственную деятельность (аренда, транспорт, и т. д.), маркетинговые программы и персонал со стороны практически всех розничных компаний; строительство собственной сетевой розницы рядом игроков, использующих технологии, ранее применявшиеся «Ультрой» и «Санрайзом»; заметная активизация интернет-торговли: увеличение оборотов онлайн-торговли у сетей бытовой техники и электроники, появление мелких игроков, ранее не замеченных в онлайн-торговле (часто это вышедшая в сеть традиционная розница); смещение потребительского спроса в нижний ценовой сегмент, нежелание потребителя платить «за бренд», стремление найти более дешевый, но не менее функциональный аналог.
По оценкам департамента маркетинга компании «НИКС», рынок в первые месяцы 2009 г. уменьшился в среднем примерно на#35%. Затем, во II квартале, стабилизировался и в III квартале вновь стал расти, в связи с чем сокращение объемов по сравнению с предыдущим годом составило около 20%. «По мнению многих участников рынка, в целом объемы продаж снизились до уровня 2005–2006 гг.», — говорит Марианна Оболенская.
«Поскольку 2009 г. еще не закончился, мне не хотелось бы подводить какие-то окончательные итоги, но общие тенденции**** были таковы: существенное падение оборотов в I и II кварталах сменилось стабилизацией и некоторым ростом в третьем, — рассказывает Татьяна Валуйская, вице-президент компании „Компьютерный мир“ (Санкт Петербург). — В начале IV квартала продажи существенно возросли. В октябре фирма „Компьютерный мир“ практически достигла уровня прошлого года. Что же касается качественных оценок, то общепризнанным считается, что в кризис клиенты ищут товар подешевле и устремляются на распродажи и к дискаунтерам. Однако опыт показывает, что приверженность покупателей бренду „Компьютерный мир“ позволяет нам, вопреки всем ожиданиям, быть менее чувствительными к такому параметру, как цена. Когда фирмы-дискаунтеры, делающие ставку на демпинг, не могут обеспечить требуемое количество товара под заявленные маркетинговые акции и ответить по своим гарантийным обязательствам, покупателей в наших торговых залах становится больше».
По мнению Евгения Георгинского, заместителя директора по закупкам компании «Астрел Плюс» (Кемерово), рынок розницы в начале 2009 г. вырос на 10–15% (в рублях) по отношению к тому же периоду 2008 г., а вот к концу года сбавил обороты и упал на те же проценты. Надо отметить, что эта картина отличается от того, что наблюдают другие участники нашего обзора. Сейчас же, как считает Георгинский, кризис проявился во всей своей силе.
«Основные изменения следующие: падение продаж, смещение интереса покупателей в сторону более дешевой продукции, поведение покупателей становится более рациональным», — считает Альберт Хакин, директор компании «Фронтекс» (Ярославль). Правда, по его мнению, с осени ситуация начала улучшаться.
Возрождение?
Когда ждать возрождения ИТ-розницы? И есть ли какие-то признаки, свидетельствующие о его начале? Мнения наших экспертов разделились.
«ИТ-рынок еще далек от полного восстановления, — считает Дмитрий Лавникович. — Хотя первый позитивный сигнал уже пришел от корпоративного канала, который увеличил продажи настольных и мобильных компьютеров. Ноутбуки с нетбуками, а также компьютерная периферия: мышки, клавиатуры, веб-камеры и колонки — могут стать бенчмарком для оценки динамики продаж в ближайшем будущем. Период возвращения из отпусков закончился, но октябрьские результаты говорят о продолжающемся росте продаж — на 5–10% к сентябрю».
Вячеслав Морозов считает, что возрождения ИТ-розницы пока не видно: «Традиционно компьютерная и цифровая техника не считается товаром первой необходимости, поэтому ожидать роста продаж сегодня не приходится. Тем не менее покупатель смирился с нынешней экономической ситуацией, стало понятно, что компьютеры вошли в его жизнь и деньги на поддержание их работоспособности, на обслуживание тратить все-таки надо. Однако „прагматизм“ преобладает в его поведении. Средняя цена ноутбука, проданного в розницу по сети в этом году, опустилась до 22 тыс. руб., что более чем на 20% ниже прошлогоднего уровня».
Кстати, по данным ГфК-Русь, средние цены товаров в рублях на протяжении года менялись разнопланово (см. табл.): мобильные компьютеры продолжают радовать потребителя постоянно снижающимися ценами, которые поддерживают спрос на довольно хорошем уровне; настольные компьютеры, принтеры, МФУ много потеряли в обороте и в среднем со II квартала увеличивали средний ценник; мониторы становятся дешевле, невзирая на увеличивающийся формат экрана; стабильно растет средняя цена на компьютерные аксессуары — устройства усиленно персонифицируются, и у магазинов есть возможность небольшого, но высокомаржинального заработка. Аналитики отметили общее снижение рублевых цен в III квартале — сказалось укрепление российского рубля к основным мировым валютам после увеличения мировых цен на энергосырье.
По мнению Евгения Георгинского, говорить о возрождении пока рано. Более того, по его словам, некоторые местные игроки, работающие на рынке более 7–10 лет, вынуждены были вообще закрыть розницу или сократить количество магазинов. При этом он отмечает, что пока довольно уверенно держатся компьютерные сети, — обладая широким ассортиментом и снизив цены до уровня «плинтуса», они выживают только за счет оборота и тем самым ломают устоявшийся рынок. «К сожалению, компьютерная розница пока еще не доросла до продуктовой и вряд ли с ней сравнится ввиду своей специфики и отсутствия ежедневной потребности со стороны населения. Поэтому уход с рынка старожилов как раз явился следствием сокращения розничного сегмента с наиболее интересным альтернативным предложением, не всегда дешевым», — добавляет он.
«Возрождение — слишком громкое слово, скорее мы наблюдаем восстановление спроса», — говорит Андрей Шатров. Похожей точки зрения придерживается Петр Семенов. По его мнению, можно говорить о начале восстановления рынка: средний чек, конвертация, трафик нащупали дно и начали рост, при этом рост демонстрируют именно розничные точки в солидных торговых центрах.
Альберт Хакин также отметил восстановление интереса покупателей, хотя, возможно, это отчасти объясняется сезонным всплеском.
«Возрождения мы не наблюдаем, хотя рынок меняется, — таково мнение Андрея Губанова, руководителя направления „Цифровая техника“ компании „М.Видео“. — Доля сетей по продаже электроники медленно, но верно растет, а это значит, что ИТ-специалисты свои позиции сдают. Этому способствует рост популярности ноутбуков, для нас это более удобный товар, мы продаем их лучше. Кроме того, на этом рынке очень важен эффект масштаба, это также помогает нам завоевывать долю. А среди специалистов появляются новые, более агрессивные игроки, которые также занимают место старых».
Наиболее оптимистична в своих оценках Марианна Оболенская. По ее словам, «в последние месяцы наблюдается не только оживление и рост продаж, которые можно объяснить сезонным фактором или осуществлением отложенных покупок, но и ряд признаков, свидетельствующих о возможном восстановлении в 2010 г.». Что касается компании «НИКС», то в октябре ее объем продаж достиг уровня 2008 г. в долларовом эквиваленте, и «НИКС» рассчитывает на продолжение роста до конца года.
Новый год. Что он нам несет?
Как известно, в прошлом году традиционного рождественско-новогоднего всплеска продаж — в привычных для этого периода масштабах — не наблюдалось. Тогда многие шутили, мол, Новый год был в октябре. А каковы ожидания ретейлеров от нынешнего праздничного сезона?
По словам Дмитрия Лавниковича, рождественский сезон ожидается позитивным для рынка в целом. Он считает, что покупатели более трезво оценивают свои возможности покупки после кризиса. ГфК прогнозирует ноябрьские продажи на уровне минус 5% к октябрю (на момент подготовки статьи итоги ноября еще не были известны), а декабрьские — плюс 30% к ноябрю.
В УК «ПОЗИТРОНИКА» ожидают, что продажи выйдут на уровень оптимистического октября 2009 г. — в отличие от провального ноября. Альберт Хакин надеется, что в этом году всплеск продаж «просто будет», в отличие от прошлого года. «Ожидаем, как обычно, увеличения продаж. Никаких отличий», — говорит Андрей Шатров.
Евгений Георгинский считает, что ничего особенного ожидать не следует: «Можно отметить, что бурного роста нет, скорее всего, люди экономят и более разумно распределяют свои средства. Но предновогодний бум, как обычно, будет. Скорее всего, не произойдет существенного взлета, как это бывало раньше, в десятки раз».
Департамент розничных продаж компании «НИКС» ожидает классического роста потребительского спроса в преддверии новогодних праздников. Как отмечает Марианна Оболенская, в прошлом году рождественский сезон проходил на фоне резкого роста цен в рублях, негативных потребительских ожиданий и массового избавления населения от рублевой наличности. «Розничные покупатели боялись за сохранность своих накоплений в кризис и стремились спешно обменять деньги на бытовую технику и электронику. Во втором полугодии 2009 г., на фоне высоких цен на нефть и более оптимистичных настроений потребителей, объем рождественских продаж, вероятно, будет выше, чем прошлогодний», — резюмирует Оболенская.
Татьяна Валуйская ожидает увеличения продаж. По ее словам, по сравнению с прошлым годом, она смотрит в будущее с большей уверенностью и определенностью. «Готовим для покупателей интересные рождественские программы», — добавляет она.
«Основное отличие этого сезона: нет привычного для IV квартала переизбытка товара, — считает Андрей Губанов. — Многие производители не могут обеспечить рынок товаром, практически все срывают сроки поставки. У дистрибьюторов при этом почти нет свободного стока. Как это скажется на I квартале следующего года — пока не ясно».
Как сообщает Петр Семенов, прошлый предновогодний период прошел для компании под знаменем официальных продаж iPhone 3G. В этом сезоне, по его словам, на такой «локомотив» рассчитывать не приходится, но новинки Apple и Sony позволят показать хорошие объемы. В целом компания предполагает, что результаты декабря будут на 15–20% (в рублях) выше прошлогодних.
«В прошлом году на рождественские продажи существенное влияние оказал фактор неопределенности: представители среднего класса были не уверены в стабильности своего благополучия. Вспомните массовые сокращения персонала и зарплат, прошедшие прошлой осенью и зимой, — напоминает Петр Семенов. — Нашему основному клиенту — тому самому среднему классу, который при выборе продукта не в последнюю очередь обращает внимание на премиальность, в прошлое Рождество было не до особого шика. С мая мы наблюдаем некую стабильность в экономике, несмотря на сократившиеся доходы (и соответственно уровень потребления), люди обрели некоторую уверенность в будущем, позволяющую вернуться к покупкам в более дорогом сегменте».
Прогнозы на 2010
Как сообщает Дмитрий Лавникович, ГфК осторожно прогнозирует положительную динамику продаж при условии, что цены на нефть будут оставаться более-менее стабильными. Уровень обеспеченности компьютерной техникой в России, по его мнению, еще далек от развитых стран. Россия, как сырьевая страна, просто обязана использовать ИТ для роста благосостояния своих граждан. Особенно, как отмечает Лавникович, хорошие шансы у компьютерных аксессуаров, программного обеспечения и сетевого оборудования.
«Если же говорить о качественных изменениях, которые проявятся на ИТ-рынке в будущем году, то, во-первых, это коснется каналов дистрибуции: наибольший рост ожидается в массовом и телеком-канале. Электробытовые сети активнее развиваются в регионах, им доступнее финансовые ресурсы. Телеком пока только разворачивается в сфере ИТ, но с ростом услуг 4G, беспроводного Интернета и популярности нетбуков у канала отличные шансы, — поясняет Дмитрий Лавникович. Во-вторых, розничные и оптовые игроки будут укрупняться, увеличится концентрация среди производителей. Эта тенденция продолжится в следующем году. В-третьих, города с населением менее 1 миллиона будут опережать по темпам роста продаж города-миллионеры, где высока насыщенность устройствами. Конечно, грамотная ценовая и ассортиментная политика во многом обеспечат успех региональных проектов».
По мнению Вячеслава Морозова, глобализация и, как он выражается, «каннибализация» станет основным трендом 2010 г. — место под солнцем будет освобождаться, его займут более устойчивые компании, бизнес укрупнится.
Альберт Хакин очень надеется, что в его регионе компании, занимающиеся компьютерной розницей, начнут бороться за своего клиента, используя не только ценовое предложение. В среднем, как считает Хакин, рынок за 2010 г. подрастет на 10–15%.
«Розница в 2009 г. уже устоялась. Не появилось ни одного нового игрока, и действующие остановились на достигнутом. Было время разбрасывать камни, теперь приходит время их собирать. И от того, кто успешнее разбросал, будет зависеть сбор, — рассуждает Евгений Георгинский. — На мой взгляд, со временем старые игроки, поделив окончательно корпоративный сегмент, будут двигаться в сторону розницы. Корпоративный сегмент тоже несколько уменьшился. Отсюда и желание многих фирм пересмотреть свою стратегию в розничной торговле».
«Рост по сравнению с 2009 г. будет, если не случится ничего неожиданного, — считает Андрей Шатров. — Все, кто смог сохранить в 2009 г. достойные объемы розницы и даже вырасти, заняв „освободившиеся“ места, — „качественные“ компании. И они уже изменили лицо ИТ-розницы, доказав свою эффективность. Потребители вряд ли заметили или оценили это по достоинству, но это всего лишь вопрос времени. Качество перерастет в количество, мы очень на это надеемся».
По словам Марианны Оболенской, аналитический департамент компании, учитывая активизацию потребительского спроса в III квартале и в начале четвертого, при сохранении текущих макроэкономических тенденций в РФ предполагает рост ИТ-розницы в следующем году на 10–15% по отношению к 2009 г. Что касается новых тенденций, то Оболенская полагает, что правильнее говорить о закреплении тех, которые наблюдались в 2009 г. В первую очередь это стремление ретейлеров предоставить потребителю более качественный сервис, низкие цены и сделать общение покупателя с продавцом максимально удобным и простым. Поэтому, по ее мнению, получит более широкое распространение онлайн-торговля, особенно в регионах, и продвижение услуги Pick-Up In Store (т. н. «интернет-самовывоз»). Кроме того, в связи с развитием сетей третьего и четвертого поколения маркетологи «НИКСа» предполагают дальнейший рост продаж мобильных устройств (ноутбуки, нетбуки, смартфоны) и соответствующего оборудования (Wi-Fi-WiMAX-модемы и т. д.).
«Обо всем рынке судить не берусь, но для нашей сети сценарий пессимистичный — 2010 г. немного недотянет до объема 2008 г., оптимистичный — превысит процентов на 15. Если же в 2010 г. состоится давно ожидаемый запуск операторами 3G в Москве, то могу предположить значительный рост продаж всевозможных смартфонов, 3G-модемов и прочих атрибутов „мобилизации“ современного человека», — делится своими соображениями Петр Семенов. Основным трендом, по его мнению, станет повышение эффективности работы ретейлеров: снижение издержек, рост рентабельности. «2007 и 2008 гг. прошли для нас под флагом „экспансии“, в 2009-м его сменил флаг „эффективности“. От „глобального“ маркетинга мы переходим к маркетингу на местах, меняем логистические схемы, продуктовую линейку в пользу более маржинальных продуктов. В этом году закрыли несколько магазинов, преимущественно в регионах, не исключено, что в будущем году закроются или перепрофилируются еще несколько торговых точек», — добавляет он.
Татьяна Валуйская полагает, что к концу 2010 г. объем продаж восстановится и достигнет докризисного уровня, но игроков на рынке ИТ-розницы станет меньше. Останутся те, кто может предложить лучшее качество обслуживания при конкурентоспособных ценах.
А Андрей Губанов хотя и ожидает некоторый рост, но считает, что переоценивать потенциал рынка не стоит. «За счет ноутбуков процентов 20 рынок прибавит, за счет десктопов примерно 10% потеряет. Не думаю, что случится что-то принципиально новое. Те, кто пережил 2009-й, скорее всего, смогут и дальше продолжать бизнес», — резюмирует он.
Если в соответствии с ожиданиями наших респондентов рынок все же вырастет, хотелось бы понять, какая продукция станет «локомотивом» продаж в рознице.
«Могу предположить, что спросом, как всегда, будут пользоваться аксессуары и расходные материалы, мобильный Интернет в формате 3D и многофункциональные гаджеты: нетбуки, смартфоны, коммуникаторы, — высказывает свое мнение Татьяна Валуйская. — Полагаю, что дальнейшее распространение получат Touch-screen манипуляторы. Многие пользователи захотят перейти на Widows 7. Что же касается ценовых сегментов, то это напрямую связано с состоянием экономики: больше денег на руках — более функциональная техника».
Андрей Губанов считает, что рынок еще далеко не насыщен, поэтому ноутбуки, как первая покупка, будут по-прежнему пользоваться хорошим спросом. С другой стороны, покупая второй или третий ноутбук, многие будут искать что-то особенное, ультрамобильность или производительность.
В департаменте маркетинга компании «НИКС» отмечают, что в 2009 г. население России в целом привыкло к кризису, перестало бояться безработицы, накопило «подушки безопасности», демонстрирует (возможно, несколько преждевременно) рост уверенности в завтрашнем дне и надежду на увеличение личных доходов. В связи с этим Марианна Оболенская предполагает, что у покупателей увеличится потребность в приобретении более качественных товаров и произойдет постепенное смещение потребительского спроса из нижнего в средний ценовой сегмент.
«Компьютеры как продавались, так и будут продаваться, периферия сохранит свой темп, — считает Евгений Георгинский. — Существенно сократился рынок носителей информации. Приход флэшек сыграл свою роль. К сожалению, люди пойдут за ценой: управлять спросом будет дешевое предложение. Ни один продавец в компьютерной сети или сети бытовой техники не отвечает стандартам. Я лично интересовался разными моделями принтеров в разных сетях, и мне говорили почти одно и то же. Продавец нацелен на продажу всего чего угодно. Привлечь в свой магазин сети могут только ценой. Сегодня широким ассортиментом уже никого не удивишь. Однако есть другая сторона медали — за дешевизной стоят будущие затраты, которые продавцы в сетях не смогут объяснить в силу своей низкой квалификации».
По мнению Вячеслава Морозова, основные продуктовые тренды 2009 г. — имиджевые ноутбуки, субноутбуки, мобильная связь, Интернет, телевидение — сохранятся. В новом году будут пользоваться спросом продукты из среднего и ниже среднего ценовых сегментов.
Лаконичнее всех формулирует свое мнение Андрей Шатров: «Все, что весит меньше 3 кг и стоит дешевле 25 тыс. рублей, будет пользоваться спросом».
В заключение мы попросили наших респондентов высказать свои соображения о том, какие форматы розничной торговли будут наиболее успешны в будущем году и почему. Разнообразие в ответах не в последнюю очередь объясняется тем, в каком формате развивается розничный бизнес у наших экспертов сейчас.
«Продолжится опережающий рост интернет-торговли по отношению к традиционной рознице, компьютерные компании будут развивать сети мини-офисов, т. е. пунктов приема заказов и получения товаров (как правило, такие киоски находятся в проходных местах или в спальных районах и предлагают конкурентные цены)», — считает Марианна Оболенская.
По мнению Андрея Губанова, наибольший успех ожидает гипермаркеты бытовой электроники. Альберт Хакин, напротив, уверен, что эффективнее будут салоны площадью 150–200 кв. м.
«Мультибрендовые моноформатные розничные магазины, обязательно с качественной интернет-поддержкой и собственным складом, в ближайшее время станут наиболее прибыльными розничными продавцами, — считает Андрей Шатров. — Уверенно будут расти дискаунтеры и сетевые магазины, на фоне сужения рынка сбыта большинство дистрибьюторов и производителей с удовольствием „заполнят“ их ликвидным товаром. Правда, с прибылью тут будет несколько сложнее».
По мнению Евгения Георгинского, в компьютерной рознице главные роли будут играть дискаунтеры, при этом, конечно, они будут оформляться по стандарту супермаркета. Как считает Георгинский, единственный минус такого формата — покупатель должен обладать определенным объемом знаний либо привести с собой в магазин товарища, разбирающегося в этих устройствах. Чем больше ассортимент в супермаркете, тем меньше о товаре будет знать продавец. Магазины с более узким перечнем товаров могут предложить покупателю консультации, однако цены в них будут явно выше. «Поэтому роста магазинов такого формата не будет», — добавляет Евгений Георгинский.
* * *
Если обобщить ответы наших респондентов, то становится ясно, что в будущем году только некоторые из них ожидают глобальных изменений на розничном ИТ-рынке. В общем это объяснимо. И хотя прогнозы на 2010 г. можно назвать скорее сдержанно-оптимистичными (по крайней мере, появляются первые робкие признаки восстановления рынка), а некоторые эксперты даже говорят о возможном небольшом росте, в целом ситуация по-прежнему остается неопределенной.
____________________
* См. спецвыпуск CRN/RE № 1/2009.
** Здесь под розницей ГфК понимает продажи конечному потребителю — юридическому либо физическому лицу.
*** См. «Бестселлеры IT-рынка» № 4/2009, статья «Кризисные качели».
**** Здесь все комментарии основаны исключительно на оценках деятельности фирмы «Компьютерный мир».