По данным ITResearch, объем российского рынка мониторов по итогам 2010 г. составил 5,64 млн. шт., или 1,14 млрд. долл. По сравнению с 2009 г. рынок вырос на 19% в натуральных и на 20% — в денежных показателях. С этими оценками согласились Алексей Златин, глава представительства NEC Display Solutions в России, Сергей Голофаев, продакт-менеджер компании NETLAB, и Мария Соловьева, менеджер по маркетингу представительства компании ViewSonic в СНГ.
Региональный директор по продажам в странах Восточной Европы и СНГ компании AOC International (Europe) Андреас Лоренц, ссылаясь на аналитическое агентство MEKO, оценивает объем российского рынка мониторов примерно в 5,5 млн. штук. Валентина Ким, менеджер ASUS по продукции «Мониторы», заявляет, что суммарный объем в 2010 г. был равен 5,4–5,5 млн. штук и 1,1–1,2 млрд. долл. В свою очередь Павел Сурин, руководитель направления «Мониторы и ИБП» компании «Марвел-Дистрибуция», приводит данные аналитиков, по которым в 2010 г. в России продано 5,6 млн. устройств. По мнению Сергея Расколова, директора по сбыту компании MERLION, объем рынка мониторов в 2010 г. был порядка 5,3 млн. штук, или немногим меньше 1 млрд. долл. Александр Воскресенский, менеджер отдела мониторов компании Samsung Electronics Russia Co, полагает, что в 2010 г. в России было продано порядка 5,5 млн. дисплеев на сумму свыше миллиарда долларов.
Так или иначе, все наши эксперты называют близкие показатели.
Лидерами года, по данным ITResearch, стали Acer, BenQ, LG*, Samsung и ViewSonic (в алфавитном порядке). Но если в 2009 г. эта группа компаний занимала более 90% рынка, то в 2010 г. — на 4% меньше, что, по мнению аналитиков, указывает на увеличение конкуренции и некоторое «выздоровление» рынка.
А есть ли рост?
Казалось бы, с выходом из кризиса ситуация на рынке мониторов должна радикально измениться и продажи просто обязаны существенно вырасти. Однако это не совсем так. Консультант исследовательской компании «ГфК-Русь» Андрей Серегин утверждает, что рынок мониторов несколько сократился по сравнению с 2009 г. и все еще на 40% меньше, чем в 2008 г. По мнению Серегина, у этого явления может быть два объяснения. Во-первых, в последние два года происходит явный «поворот» от настольных компьютеров к ноутбукам. А во-вторых, средняя цена на монитор снизилась на 15% по сравнению с 2008 г. «Ожидать скорого возврата к уровню 2008 г. нет оснований. Компьютерный рынок слишком сильно изменился за это время, и значительная часть продаж мониторов замещена продажами ноутбуков и моноблоков». Такая же тенденция отмечается и ITResearch: «Против мониторов действуют и внутриотраслевые факторы, в частности отказ от десктопов в пользу ноутбуков и быстрое развитие темы моноблоков».
Подтверждают предположения Андрея Серегина и экспертов ITResearch и данные, предоставленные нашими респондентами. Так, Алексей Златин замечает: «У нашей компании в 2010 г. дела складывались не так хорошо, как хотелось бы. Мы сумели продать на 1,1 тыс. штук меньше, чем в 2009 г. Однако если говорить о деньгах, то тут картина гораздо лучше. Несмотря на снижение продаж в штучном выражении, в денежном мы превысили показатели 2009 г. на 5,7 млн. долл.».
Валентина Ким также отмечает, что продажи в 2010 г. оказались примерно такими же, как и в предыдущем — 2009 г.
В то же время некоторые компании рапортуют о гораздо более удачном годе. Сергей Голофаев сообщает, что рост продаж мониторов в 2010 г. составил 50% в денежном выражении.
На 49% выросли продажи «Марвел», и, как подчеркивает Павел Сурин, по этому показателю компания приблизилась к 2008 г. В то же время он отметил, что в денежном выражении результаты оказались скромнее из-за значительного падения стоимости монитора.
По словам Марии Соловьевой, рост в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составил 70% в штучном выражении и 72% — в денежном. «Безусловно, такие значительные показатели связаны с непростым 2009 г., но в 2010 г. была проделана большая работа, и он сложился для нас действительно очень удачно».
Так же, как и для компании AOC: по данным Андреаса Лоренца, поставки увеличились на 99%.
Рекордные темпы роста продемонстрировала компания MERLION. По оценкам Сергея Расколова, рост продаж мониторов составил 141% в штучном выражении и 144% в денежном.
По данным, опубликованным компанией Acer со ссылкой на аналитическое агентство Context, ЖК-мониторы вендора в 2010 г. заняли самую большую долю на российском рынке — 21,4%.
На сайте компании LG также сообщается, что 2010 г. завершился ростом.
Препятствия и достижения
В январе 2010 г. была введена 10%-ная пошлина на все (с DVI-входом и без) мониторы. Мы решили поинтересоваться у наших экспертов, как новая пошлина отразилась на продажах, а также выяснить, какие другие события 2010 г. оказали влияние на рынок мониторов.
Подавляющее большинство респондентов считают, что введение пошлины не привело к каким-либо изменениям. При этом практически каждый из них по-своему интерпретирует этот факт.
По мнению Павла Сурина, введение пошлины не отразилось на общем объеме и незначительно повлияло на структуру продаж, так как до сих пор самыми дешевыми и востребованными мониторами остаются устройства без DVI-интерфейса.
Мария Соловьева, Сергей Голофаев и Андреас Лоренц также не заметили кардинальных изменений в структуре продаж.
По оценкам Сергея Расколова, каких-либо видимых и существенных перемен не произошло, и средняя цена монитора выросла крайне незначительно, так как рост цен, вызванный введением пошлины, компенсировался снижением цены у поставщиков.
«В большинстве наших мониторов изначально имеется DVI-разъем, и мы платили 10% таможенной пошлины, поэтому изменение законодательства несущественно сказалось на наших продажах», — говорит Алексей Златин.
Александр Воскресенский напоминает, что сборка мониторов Samsung уже не первый год ведется в Калуге.
В то же время доля бюджетных моделей мониторов ASUS, которые раньше пошлиной не облагались, по оценкам Валентины Ким, в общем объеме продаж снизилась.
Что же касается других событий, оказавших серьезное влияние на рынок мониторов, то здесь представители компаний высказали как оптимистичные, так и пессимистичные суждения. Позитивным, безусловно, можно считать постепенный выход из кризиса.
«В 2010 г. мы отмечали, что рынок все увереннее восстанавливается. Корпоративные клиенты и конечные пользователи готовы были тратить больше денег, и на приобретение мониторов в том числе», — заявляет Андреас Лоренц.
По словам Сергея Голофаева, на продажи повлиял послекризисный отложенный спрос. «Заметно восстановление активности корпоративной части рынка, особенно государственных заказчиков», — резюмировал он.
Мария Соколова высказывает мнение, что в 2010 г. наблюдалась «классическая» сезонность с точки зрения отгрузок, которая в последний раз имела место в 2007 г. Она расценивает это как позитивный фактор.
Вице-президент компании MMD (занимается продвижением продукции Philips в России и мире) Томас Шаде также отмечает, что в 2010 г. рынок развивался, опираясь на стабильный спрос со стороны конечных пользователей и СМБ.
В свою очередь, негативной тенденцией можно считать повышение спроса на ноутбуки и моноблоки.
«Дальнейшее завоевание рынка ноутбуками — это решающий технологический и рыночный фактор. Есть прямая зависимость: каждый проданный ноутбук уменьшает потенциальный объем рынка мониторов на одну единицу», — говорит Павел Сурин.
Александр Воскресенский полагает, что постепенно интерес к мониторам как таковым снижается. И вместо ПК с дисплеем покупают ноутбук.
«На рынок мониторов оказывают серьезное влияние внутриотраслевые факторы, в частности отказ от десктопов в пользу мобильных решений — ноутбуков с их агрессивными темпами роста, активно развивающихся моноблоков. Поэтому прогноз на 2011-й такой — небольшой рост рынка либо сохранение объемов 2010 г.», — размышляет Валентина Ким.
Чего хочет клиент?
Корпоративные клиенты и конечные пользователи всегда существенно расходились в предпочтениях. Это вполне естественно, ведь обычно они преследуют совершенно разные задачи. Для корпоративного клиента монитор — это средство для работы, и какие-то дорогие технологически продвинутые решения ему не нужны. В то же время конечный пользователь использует монитор для просмотра фильмов и компьютерных игр, где качество изображения и размер экрана играют важную роль. Ниже представлены мнения участников опроса о том, каким образом распределялись продажи мониторов в 2010 г. между этими секторами рынка и как, по их мнению, будет меняться ситуация в 2011 г.
По словам Павла Сурина, в прошлом году в корпоративный сектор лучше всего продавались квадратные и широкие мониторы с диагональю 19 дюймов. Для домашнего же применения чаще покупались 18,5- или 21,5-дюймовые устройства. «В 2011 г. можно ожидать увеличения доли 20-дюймовых аппаратов как замены уже уходящих с массового рынка 19-дюймовых 16:10, а также увеличения доли 24-дюймовых — в данном сегменте вендоры постоянно выводят на рынок новые интересные модели, а розничная цена постоянно уменьшается», — подчеркивает Сурин.
Томас Шаде отмечает растущий интерес корпоративного сектора к энергосберегающим мониторам. По его словам, компании все больше проникаются идеями энергоэффективности и планируют таким образом экономить ресурсы. Конечные же пользователи интересуются в основном дизайном и технологическими «фишками».
«Корпоративный сегмент в основном ориентирован на бюджетные модели, — утверждает Мария Соловьева, — безусловно, с постепенным ростом диагонали. Сегодня наиболее востребованы 18,5–19-дюймовые устройства. Розничный сегмент заинтересован в продуктах с большей диагональю». Соловьева также отметила, что сегодня вендоры все больше внимания уделяют интересному и неординарному дизайну, так что у пользователей действительно есть из чего выбирать.
Эту тенденцию отмечает и Андреас Лоренц. «Из-за существующего ПО в корпоративном секторе наиболее востребованными были мониторы 17 и 19 дюймов формата 4:3. Большинство частных пользователей покупало 18,5-дюймовые широкоформатные мониторы, они самые доступные по цене и могут использоваться как в мультимедийных, так и в других приложениях», — уточнил Лоренц.
Сергей Расколов заявил, что из-за инерционности корпоративного сектора значительную часть поставок в 2010 г. составили мониторы старого формата, 3:4 (с размером диагонали 17 и 19 дюймов). Для дома активно продавались модели с соотношением сторон экрана 16:9.
«Корпоративный сектор традиционно консервативен, тяготеет к недорогим моделям со стандартным набором функций», — отмечает Александр Воскресенский.
По оценкам Валентины Ким, продажи ASUS в корпоративный сектор составили 15–20%, наибольшей популярностью пользовались квадратные модели.
Сергей Голофаев также отмечает, что в корпоративный сегмент лучше всего продавались бюджетные мониторы 17 и 19 дюймов формата 4:3. Для домашнего же использования покупались все типы.
Что год грядущий...
В последнее время возникали различные технологические и маркетинговые направления. Какие из них наиболее перспективны?
Андрей Серегин полагает, что структура рынка будет постепенно меняться, следует ожидать увеличения размеров экрана и распространения мониторов со светодиодной подсветкой.
По мнению Павла Сурина, уже в текущем году произойдет массовый переход на модели с LED-подсветкой, так как стоимость их производства в III квартале должна сравняться с моделями с CCFL. Сергей Расколов также отмечает растущую популярность LED-мониторов.
Александр Воскресенский обращает внимание на два наиболее перспективных тренда: LED-технология и 3D-эффект. «У LED-технологии много преимуществ: малое энергопотребление, отсутствие вредных материалов, возможность сделать тонкий и легкий монитор. Это удобно, красиво, экологично». На растущую актуальность LED-технологии и 3D-эффекта указывает и Сергей Голофаев.
С ними согласен Алексей Златин: «Среди ведущих трендов можно назвать увеличение числа моделей со светодиодной подсветкой и очень малыми габаритами (толщина корпуса монитора и рамки экрана) и весом». Златин также считает, что станет больше моделей привычных диагоналей с увеличенным почти в два раза разрешением. «Это вызвано в первую очередь разработкой интерфейса, позволяющего работать с большими разрешениями», — объясняет он.
Александр Воскресенский напоминает о том, что сейчас все больше внимания уделяется окружающей среде, так что мониторы, отключающиеся в отсутствие пользователя и включающиеся при его появлении, будут пользоваться спросом.
Андреас Лоренц разделяет мнения участников нашего опроса и считает, что LED-мониторы будут завоевывать все большую долю на рынке. «Такие преимущества, как экономичность, лучшее качество изображения, более интересный дизайн, будут мотивировать клиентов на покупки таких устройств», — заявляет он. Кроме того, по словам Лоренца, мониторы с 3D-эффектами становятся более привлекательными и доступными, что также увеличит интерес к ним со стороны потребителей.
Мария Соловьева полагает, что стоит обратить внимание на повышенный интерес к дизайну, который приведет к росту сегмента LED-мониторов. «У остальной продукции будут развиваться мультимедийные возможности, регулировки высоты/поворота/наклона, высокого разрешения, до Full HD, расширятся возможности по подключению. Мы можем рассчитывать на большее применение 3D- и сенсорных технологий», — утверждает она.
Важность дизайна подчеркивает и Томас Шаде. По его словам, на рынке будут набирать популярность все более тонкие модели, обладающие энергосберегающим режимом и состоящие из экологически чистых материалов.
«С нашей точки зрения, — рассказывает Валентина Ким, — 2011 г. пройдет под знаком повышения глубины обзора 3D, выпуска большого количества мониторов на различных типах панелей IPS, даже среднего и низшего ценовых сегментов. Появится больше цветных решений».
Универсальный стандарт 2011
Сегодня можно отметить немало технических трендов и направлений, способных кардинально изменить облик рынка мониторов. Это и LED-технологии, и увеличение диагонали, и 3D-эффект. Каким видится нашим респондентам стандарт 2011?
Алексей Златин считает, что «стандартом 2011» станет LED-монитор, поддерживающий Full HD и выше, с энергосберегающим режимом.
Мария Соловьева полагает, что это будет LED-монитор формата 16:9 с диагональю 18,5 или 21,5 дюймов. При этом Соловьева отмечает: «Full HD, сенсорный экран и другие излишества стандартом не станут».
По мнению Валентины Ким, речь может идти о LED-подсветке и высоком качестве матрицы монитора. Во многом с ней соглашается Андреас Лоренц, утверждающий, что ориентиром станут LED-мониторы с диагональю 21,5 дюйма.
«Стандарты не поменяются, — прогнозирует Сергей Голофаев, — Скорее всего, доля широкоформатных 16:9 мониторов будет увеличиваться, продолжит рост сегмент 20, 22 и 24 дюйма».
Сергей Расколов предлагает выделить два стандарта: бюджетный и «полноценный». Для первого, по его мнению, будет характерен формат 16:9 и диагональ 18,5 дюймов. «Полноценный» же монитор, в представлении Расколова, — это Full HD с диагональю 21,5 дюймов.
Томас Шаде полагает, что в 2011 г. «эталоном» станут LED-технология, привлекательный дизайн и большая диагональ.
В пресс-релизе компании Acer также отмечается, что растет интерес к LED-мониторам и устройствам с большой диагональю.
* К сожалению, редакции не удалось получить официальные комментарии от компаний Acer, BenQ и LG.