В 2010 г., по данным ITResearch, на российском рынке было продано около 119 тыс. проекторов на сумму 136 млн. долл. По сравнению с 2009 г. объем рынка вырос на 28% в штуках и на 31% в деньгах.
Как отмечают аналитики, до показателей докризисного 2008 г. рынок восстановиться не смог, поскольку провал в 2009 г. был слишком велик, — на 36% в штуках и на 44% в деньгах. Восстановление началось еще в IV квартале 2009 г., на который пришлась ровно половина годовых продаж. Первые три квартала 2010 г. также демонстрировали отличную динамику, однако в IV квартале темпы восстановления резко замедлились — по сравнению с тем же периодом 2009 г. объем рынка в штуках не вырос, а в деньгах даже несколько уменьшился за счет снижения средневзвешенной стоимости одного устройства. По мнению аналитиков, в IV квартале прошлого года рынок исчерпал потенциал быстрого послекризисного восстановления и вернулся к прежним темпам развития.
Оценки и результаты
Оценивая объем рынка проекторов и его динамику в 2010 г., многие игроки, как минимум, соглашаются с данными ITResearch либо называют более высокие цифры.
Так, в представительстве ViewSonic пользуются также данными аналитической компании FutureSource, которая дает оценку повыше — порядка 130 тыс. устройств. «Такое расхождение объяснима, ведь одни измеряют рынок в вендорских поставках, другие — в продажах дистрибьюторов. В результате временного сдвига и возникают разницы в оценках», — подчеркивает Лариса Шутова, менеджер по дистрибуции проекционной техники представительства ViewSonic. По ее мнению, рынок проекторов в 2010 г. заметно вырос по сравнению с 2009 г., но объемов 2008 г. не достиг.
«Относительно высокий рост (25—30%) свидетельствует лишь о частичном восстановлении в отдельных сегментах, — считает Андрей Таскаев, менеджер по продукции представительства BenQ. — Понятно, что после сильного падения, наблюдавшегося в 2009 г., рынок несколько ожил, но вернуться на рубеж 2008 г. и, более того, даже на уровень 2007 г. он не смог».
По словам Алексея Бывшева, руководителя отдела проекционного оборудования представительства Casio, в 2010 г. рынок находился «на полпути между провальным 2009 г. и рекордным 2008 г.». Его объем он оценивает в 120—130 тыс. штук.
Более высокие показатели называют в JVC. «Рынок проекторов в 2010 г. мы оцениваем в 120—140 тыс. штук, в денежном выражении — около 200 млн. долл. Это значительно выше, чем в 2009 г., но, к сожалению, еще далеко до докризисного уровня», — говорит Алексей Сокольский, менеджер по продукции представительства JVC. По его мнению, одним из главных достижений прошлого года можно считать тенденцию к снижению цен на проекторы: «В денежном выражении в 2010 г. рост составил всего 20%, тогда как в количественном — 35%».
Практически все игроки отмечают, что 2010 г. был для них успешным.
В BenQ, ссылаясь на данные ITResearch, сообщают, что по итогам прошлого года компания сохранила лидерство на российском рынке проекторов (в штучном исчислении) с долей более 21%. «Еще интереснее взглянуть на успехи BenQ в тех сегментах, где наше присутствие было небольшим, — говорит Андрей Таскаев. — Так, в прошлом году наша компания в три раза увеличила свою долю в проекторах для дома, преодолев рубеж 20%. Серьезно увеличилась доля в инсталляционных проекторах, сейчас это последний сегмент, в котором BenQ еще не входит в число лидеров».
Ссылаясь на данные Futuresource Consulting Ltd, Алексей Бывшев сообщает, что по итогам IV квартала 2010 г. проекторы Casio вошли в десятку лидеров российского рынка: «В сравнении с рыночной долей безламповых устройств Casio на других мировых рынках такой результат пока невелик и говорит о большом потенциале лазерно-светодиодной технологии проецирования».
По словам Алексея Сокольского, продажи проекторов JVC демонстрируют впечатляющие темпы роста. «Несмотря на то что в 2008—2009 гг. рынок испытывал сильное воздействие финансового кризиса, эти годы для проекторов JVC были очень успешными: в среднем за год продажи росли на 180%. А 2010 г. оказался самым удачным — мы преодолели планку в 200%».
Как сообщает Андрей Салтрукович, менеджер по работе с ключевыми клиентами департамента корпоративных продаж представительства Samsung Electronics, проекторный бизнес его компании «растет гораздо быстрее рынка»: «Учитывая, что Samsung активно вышла на рынок лишь к маю 2010 г., предложив широкую линейку, уникальные функции и конкурентоспособные цены, мы, конечно же, смогли очень ярко заявить о себе, подвинув многих именитых игроков».
Весьма успешным считают прошлый год и в представительстве ViewSonic. «По проекторам нам удалось не только превысить результаты 2009 г., что было вполне ожидаемо, но и продать больше, чем даже в 2008 г. По итогам IV квартала мы занимали 5,4% российского рынка (данные ITResearch), а в целом по году — порядка 5%», — утверждает Лариса Шутова.
Довольны итогами прошлого года и дистрибьюторские компании, специализирующиеся на рынке аудиовидеотехники.
«В 2010 г. по сравнению с 2009 г. мы смогли повысить продажи проекторного направления на 30% (в штуках) и увеличить свои доли рынка по ряду производителей: Optoma, NEC, Panasonic. В целом нам удалось отыграть падение 2009 г. и увеличить продажи», — сообщает Евгений Овчинников, вице-президент компании AUVIX.
«Прошлый год для нас был успешным — ожидания оправдались, мы получили те результаты, на которые рассчитывали», — говорит Андрей Манкос, начальник отдела по работе с дилерами компании «ДеЛайт 2000».
С ностальгией по «Детям России»...
Развитию (а в какой-то степени и формированию) российского рынка проекционного оборудования в свое время во многом способствовали глобальные государственные инициативы (такие как федеральная программа «Дети России»). В прошлом году, как утверждают практически все игроки, не было столь масштабных тендеров и закупок. Тем не менее госструктуры и образовательные учреждения остаются одними из основных потребителей проекционного оборудования.
«На наш взгляд, все эти годы рынок проекторов был жив исключительно благодаря таким программам, как “Дети России”. В прошлом году государство уже не смогло выделить достаточно средств на поддержку подобных программ, и соответственно количество крупных тендеров сократилось почти до нуля», — считает Алексей Златин, глава представительства NEC Display Solutions Europe.
«Таких масштабных проектов, как “Дети России”, нет уже несколько лет, но образовательный сегмент продолжает занимать большую долю рынка за счет локальных тендеров под конкретные образовательные учреждения, — утверждает Андрей Салтрукович. — Безусловно, программа заставила обратить внимание пользователей на этот тип устройств отображения, и сейчас рынок зависит от государства в меньшей степени, чем 6—7 лет назад. Все больше проекторов продается в розничных сетях, что является определенной тенденцией».
С этим соглашается и Андрей Таскаев: «Мне не известны масштабные тендеры в 2010 г., достаточно крупных было считанное количество. Действительно, в свое время “Дети России” серьезно поддержали развитие рынка, но в текущей ситуации разумнее было бы не рассчитывать на подобную “помощь”».
«В 2010 г. мы наблюдали уменьшение продаж в госсектор, и определенный дрейф в коммерческие проекты. То ли это следствие изменений в нашей продуктовой линейке и наших усилий, то ли изменение рынка вообще — скорее все же первое, но тем не менее не будет ошибкой сказать, что рынок госзакупок в 2010 г. явно переживал не лучшие времена», — считает Алексей Володин, директор по продажам департамента информационных систем Sharp Electronics Russia.
«С крупными или “амбициозными” для производителя тендерами в прошлом году мы не сталкивались, хотя образование по-прежнему остается самым перспективным направлением на проекторном рынке», — говорит Алексей Бывшев.
По словам Ларисы Шутовой, тендерные закупки всегда играют заметную роль, но программ, соизмеримых по масштабу с «Детьми России», в 2010 г. не было. По ее оценке, госструктуры остаются заметным потребителем проекционной техники, но тендеры стали гораздо более «скромными»: «Хороший пример — российское образование. На сегодня практически каждый институт, каждая школа принимает решение по закупке проекционной техники самостоятельно. Так что “тендером” может стать и закупка 2—5 штук, хотя по-прежнему встречаются и достаточно крупные».
Компании, специализирующиеся на дистрибуции и инсталляции этого оборудовании, также отмечают тенденции фрагментации масштабных государственных тендеров и переноса их «центра тяжести» в регионы.
«Тенденция последнего года — заметное дробление масштабных заказов. Крупных тендеров практически не было, но при этом существенно выросло количество небольших. Госструктуры остаются важным стратегическим потребителем», — подчеркивает Андрей Манкос.
С этим согласны и в компании AUVIX. «В прошлом году произошло определенное перераспределение, и государство, не проводя крупных централизованных тендеров, перенесло “центр тяжести” на региональный уровень, — утверждает Евгений Овчинников. — А так как наши дилеры есть во всех регионах, то мы, как дистрибьютор, приняли участие во всех значимых тендерах в области образования».
И в офисе, и дома...
Рынок проекционного оборудования можно условно разделить на несколько сегментов по области их применения и соответственно по предъявляемым к этому оборудованию техническим требованиям. Это офисные проекторы, инсталляционные решения, проекторы для домашних кинотеатров и т. п. Львиная доля продаж проекционного оборудования традиционно приходится на корпоративный сегмент. Рост некоторых сегментов (в частности, для домашнего пользования), по мнению некоторых игроков, пока что весьма незначительно влияет на показатели рынка в целом.
Как утверждают аналитики ITResearch, в 2010 г. восстановление рынка проекторов сопровождалось его сдвигом в сторону самых мобильных, микропортативных решений: «Именно здесь кризис привел к наиболее сильному снижению спроса, поскольку жизненно важными такие закупки тогда назвать было сложно. Улучшение общеэкономической ситуации сопровождалось ростом спроса на средства мобильных презентаций».
С этим соглашаются в представительстве Casio. «Значительно больший рост (около 150% в штуках) по сравнению с ситуацией на рынке, на наш взгляд, показал мобильный сегмент проекторов (1—3 кг, 2000—3500 ANSI), основными пользователями которого являются образовательные учреждения и корпоративные клиенты. Скорее всего, это обусловлено постепенным возобновлением прежнего уровня финансирования государственных организаций», — считает Алексей Бывшев.
В компании ViewSonic выделяют несколько продуктовых сегментов: бюджетные, офисные, инсталляционные и для домашнего кинотеатра. «Российский рынок остается очень чувствительным к цене, так что вполне предсказуемо лидерство на нем бюджетных и недорогих офисных решений, — утверждает Лариса Шутова. — Такие устройства, как проекторы для домашнего кинотеатра или “тяжелые” инсталляционные решения, никогда не были и, осмелюсь предположить, не будут массовыми. Так что основной рост в 2010 г. также пришелся на сегмент бюджетных и универсальных офисных проекторов. Другое дело, что по мере развития и удешевления технологий характеристики этих моделей постоянно улучшаются».
С этим соглашаются и в представительстве BenQ. «В структуре рынка сегменты инсталляционных решений, домашних кинотеатров, ультрапортативных проекторов занимают пренебрежимо малую долю в штучном и достаточно малую — в денежном выражении. Поэтому оказать какое-либо существенное влияние на восстановления рынка они не могут, — уверен Андрей Таскаев. — Более того, именно эти сегменты росли медленнее». По его мнению, прошлогодний рост был обусловлен восстановлением одного ключевого сегмента — XGA-проекторов для образования и бизнеса.
В представительстве Sony выделяют две тенденции, проявившиеся в прошлом году. Первая — снижение продаж офисных проекторов за счет резкого сокращения объемов централизованных закупок для образовательного сектора. Вторая — увеличение поставок проекторов для домашних кинотеатров как отражение некоего общего послекризисного экономического подъема. «Наибольший темп все-таки поддерживают проекторы для домашнего кинотеатра, хотя нельзя не отметить заметный рост и в сегменте инсталляционных моделей», — считает Александр Зеликов, старший менеджер отдела профессионального оборудования «Сони Электроникс».
«По итогам 2010 г. наилучшую динамику показали сегменты B2B и домашних проекторов. Причем наибольший рост отмечен в сегменте проекторов для домашнего кинотеатра (+60%). Причиной этому послужили два ключевых события на рынке: стали более доступными HD-контент и источники, и начались продажи 3D-проекторов», — утверждает Алексей Сокольский.
В дистрибьюторских компаниях AUVIX и «ДеЛайт 2000» обращают внимание на рост в сегментах В2В и инсталляционных решений. «Это обусловлено реализацией отложенного спроса на создание крупных AV-решений и проектов», — считает Евгений Овчинников. С ним соглашается Андрей Манкос: «Ситуация сдвинулась с "мертвой точки", началась реализация тех проектов, которые были приостановлены ранее. Компании, восстанавливающие свои позиции после кризиса, стали возвращаться к закупкам оборудования. Ко многим заказчикам пришло понимание, что выгоднее купить новый современный проектор с улучшенными характеристиками, чем "выжимать" последние ресурсы из старого, меняя дорогостоящие лампы. Также на подъеме остается рынок образования. Темпы восстановления различных сегментов после кризиса соизмеримы между собой. Заказчики научились жить по-новому в реальных условиях, и проекторы по-прежнему востребованны».
Тенденции и инновации
На рынке проекторов долгие годы продолжается «война» между технологиями DLP и LCD. Похоже, что постепенно DLP-проекторы вытесняют своих «технологических конкурентов». Тем не менее LCD-устройства все еще востребованы в офисах, и некоторые производители выпускают все новые и новые модели.
«DLP-проекторы начинают доминировать с тенденцией сокращения числа LCD-производителей и их ухода в нишевые продукты. Так, в России, по данным ITResearch, DLP-проекторов было продано на 80% больше, чем LCD-устройств», — утверждает Андрей Таскаев.
«Соотношение DLP- и LCD-технологий остается достаточно стабильным на протяжении двух последних лет. Хотя если сравнивать с докризисной долей LCD-проекторов (40—45%), то текущие 30% — это снижение. Вполне вероятно, что с развитием технологии LED эти пропорции изменятся», — считает Лариса Шутова.
Действительно, среди наиболее интересных событий аналитики ITResearch называют появление проекторов со светодиодными источниками света: «Их пока немного, но они сулят большие перспективы вендорам, сделавшим на них ставку».
В качестве одной из тенденций 2010 г. Евгений Овчинников называет дальнейшее развитие LED-технологий: «Появились сверхъяркие светодиоды, с высокой светоотдачей, длительным ресурсом использования. И как результат, — выход на рынок супертонких мультимедийных Laser-LED-проекторов Casio». По словам Алексея Бывшева, спрос на новые безламповые проекторы Casio в 2010 г. вырос более чем на 5000%.
Складывается впечатление, что рынок проекторов — один из наиболее динамичных «в технологическом плане». Производители быстро внедряют новейшие разработки и инновации, предлагая рынку качественно новые модели. Но пользуются ли спросом все эти новинки на российском рынке?
«Новые разработки (такие как безламповые технологии, интерактивность, 3D-проецирование, интеллектуальная автоматическая регулировка яркости, беспроводное проецирование со смартфонов и т. п.), бесспорно, востребованы. А уровень спроса на проекторы с данными функциями зависит от того, насколько потребитель понимает свою выгоду или удобство при пользовании данными функциями», — считает Алексей Бывшев.
По мнению Алексея Златина, вывод любых новинок подразумевает спрос на них: «Только по истечении некоторого времени можно будет утверждать об успешности тех или иных технологий. Рынок специализированных проекционных разработок до конца не сформировался в России, поэтому всё новое на начальном этапе востребовано с одинаковой степенью».
Пожалуй, наиболее «модной» тенденцией прошлого года стал рост интереса к «трехмерным» технологиям 3D, существенно разогретый кинофильмом «Аватар».
«Появление первых 3D-проекторов послужило катализатором процессов обновления домашних кинозалов и создания новых. Если раньше производство таких систем было очень затратным, а основной проблемой была нехватка 3D-контента, то в 2010 г. производители успешно решили обе эти проблемы», — считает Алексей Сокольский. По его мнению, темпы роста российского рынка 3D-проекторов не ниже, чем европейского: «Я думаю, в ближайшем будущем 90% продаж в премиум-сегменте придется именно на 3D-проекторы».
«Такие аппараты пользуются большим спросом в сфере развлечений, шоу-бизнесе, музеях. Но широкому распространению 3D-технологий в России препятствует нехватка контента», — утверждает Евгений Овчинников. А по словам Сергея Власова, директора по продажам компании «Цифровые системы», «спрос на элитные Full HD 3D-проекторы Sony и JVC превзошел все ожидания»: «Это естественно — новые инсталляции ориентируются на 3D-модели, ведь они обладают всеми “2D-преимуществами” плюс 3D — запас на будущее и ориентация на рост 3D-контента».
По словам Ларисы Шутовой, уже сейчас 3D поддерживается подавляющим большинством проекторов ViewSonic, причем на цене это не отражается. Все же, по ее мнению, эта технология не станет массовой и в 2011 г.: «Причина во многом кроется в очень слабом развитии контента. На сегодняшний день это главным образом компьютерные игры. Если игры вам не очень интересны, то выбор будет ограничен десятком фильмов, большинство из которых вы уже посмотрели в 3D-кинотеатре. Тем не менее принципы реализации 3D-технологии в DLP проекторах позволяют сделать это фактическим стандартом (во всяком случае компания ViewSonic идет по этому пути). Решение об использовании этой возможности принимает конкретный пользователь».
По мнению многих игроков, 3D-проекторы в первую очередь могут быть востребованы не только в домашних кинотеатрах, но и в сфере образования.
«Это мировой тренд, который, на мой взгляд будет определять развитие проекторного рынка в ближайшем будущем, — говорит Андрей Таскаев. — Речь, конечно, идет о базовом образовательном сегменте рынка. Пока мы находимся только в начале этого пути, но в целом “экосистема” уже готова. Отмечу, что все проекторы BenQ для образования поддерживают 3D-режим».
«Проекторы с функцией 3D будут совершенствоваться и развиваться, занимая все большую долю рынка, — утверждает Андрей Манкос. — Пока школы не готовы тратить дополнительные средства на покупку 3D-проекторов, а вот в вузах они могут оказаться востребованы уже в ближайшее время».
Еще одна общемировая тенденция — рост интереса к «карманным» светодиодным устройствам (так называемым пико-проекторам). Однако многие игроки уверены, что на российском рынке подобные гаджеты не получат широкого распространения (по крайней мере в ближайшем будущем).
Тем не менее Андрей Салтрукович называет развитие сегмента пико-проекторов в числе главных тенденций, проявившихся на рынке: «Запустив пико-модель SP-H03 в июне 2010 г., мы наблюдаем уверенный рост ее продаж, и, по нашим оценкам, на сегодняшний день компания Samsung занимает первое место по продажам таких устройств в России. И хотя многие игроки рынка не считают их полноценными проекторами, можно сказать, что пико-проекторы уже переросли стадию “гаджета для гиков” и превращаются в полноценный инструмент для работы и развлечений». По его словам, многие проекторы этой категории были проданы в корпоративный сегмент. Это подтверждают и в дистрибьюторской компании «Цифровые системы». «Портативные светодиодные модели (Samsung, Vivitek) стали серьезными инструментами для бизнеса — яркая и четкая картинка, высокая надежность и встроенная поддержка форматов MS Office», — утверждает Сергей Власов.
Другие игроки относятся к таким устройствам довольно скептически.
«Что касается пико-проекторов, пока у нас нет однозначного ответа. Мы уже два года продаем LED-проектор BenQ GP1, в ассортименте есть камера BenQ S11 со встроенным пико-проектором, но массовой востребованности в этих устройствах мы не чувствуем», — говорит Андрей Таскаев.
«В гаджеты со встроенными проекторами я пока не очень верю. Их качество пока не позволяет относиться к ним серьезно — вы можете получить только очень небольшое по размеру и по яркости изображение, — утверждает Лариса Шутова. — В будущем — возможно, но это, на мой взгляд, не тренд 2011 г.».
«Карманные проекторы и гаджеты со встроенными миниатюрными проекторами пока не очень востребованы на рынке. Их доля, по данным агентства FutureSource, в России в 2010 г составляла менее 1%. Это объясняется, главным образом, очень низкой яркостью, что сводит на нет одно из основных преимуществ проектора — большой размер проецируемого изображения», — поясняет Евгений Джаксимов, менеджер по проекционному оборудованию представительства Epson Europe B. V.
С этим соглашаются и в дистрибьюторских компаниях «ДеЛайт 2000» и AUVIX. «Гаджеты со встроенными пико-проекторами воспринимаются больше как оригинальная игрушка или дорогой подарок, но не как массово востребованное оборудование», — считает Андрей Манкос. «При всем интересе к миниатюрным аппаратам российский рынок все-таки еще не готов к массовым продажам этих продуктов», — добавляет Евгений Овчинников.
Говоря о других «технологических» тенденциях, некоторые игроки отмечают рост спроса на короткофокусные модели. По мнению Ларисы Шутовой, будут востребованы также оборудование для беспроводных презентаций и интерактивные проекторы.
С этим соглашается и Андрей Таскаев: «Это отражает общемировой тренд на упрощенное общение с техникой — планшеты, интерактивные доски, интерактивные проекторы. Напомню, что BenQ представила первый интерактивный проектор в начале прошлого года. Представьте, вы можете получить интерактивный экран на любой стене, без калибровки и инсталляции».
Полный HD?
Некоторые производители анонсировали проекторы Full HD (с разрешением 1920х1080) еще в 2006 г. Примерно с того же времени продолжаются и разговоры о том, что вскоре они перейдут в категорию массовых устройств. Но по данным ITResearch, ожидаемого роста продаж Full HD проекторов пока не произошло, в 2010 г. их доля по-прежнему составляла примерно 4% рынка. Тем не менее многие игроки сохраняют оптимизм и рассчитывают, что в обозримом будущем эти устройства будут пользоваться повышенным спросом. А некоторые утверждают, что поддержка Full HD уже стала чуть ли не стандартом в сегменте домашних проекторов.
«Продажи Full HD проекторов стабильно растут год от года, — говорит Евгений Джаксимов. — С одной стороны, этому способствует появление все более качественных устройств с очень высокой контрастностью, прекрасной цветопередачей, широкими возможностями для тонкой ручной настройки изображения, с другой стороны, на рынок выходят доступные модели, с помощью которых также можно организовать домашний кинотеатр высокого качества». По его словам, к концу 2010 г. в сегменте домашних проекторов доля Full HD устройств в России составила более 67%.
С этим соглашается Алексей Сокольский: «С рынка практически исчезли “домашние” проекторы с разрешением меньше 1920x1080. Цены на недорогие Full HD устройства для дома вплотную приблизились к отметке 30 тыс. руб. Но хотелось бы сразу оговориться — не всегда высокие показатели разрешения означают такое же качество картинки. Я уверен, что в 2011 г. премиум-сегмент Full HD проекторов не подешевеет».
По словам Алексея Златина, «повышение разрешения среднего проектора до Full HD остается насущной задачей всех производителей»: «В течение двух-трех лет, если, конечно, не произойдет какой-либо невиданной и пока непредсказуемой технологической революции, такие проекторы могут стать относительно массовым продуктом».
Андрей Салтрукович утверждает, что рынок домашних проекторов переключается на Full HD модели, а цены на них падают «с невероятной скоростью»: «Стоимость Full HD проекторов сегодня начинается с 40 тыс. руб., они появляются в розничных сетях, а это говорит о безусловном движении производителей и продавцов к массовому рынку. Потребители же, в свою очередь, начинают понимать преимущества проекторов перед плоскими панелями, осознавая, что по цене 50-дюймового телевизора они могут получить изображение и в 100, и в 200 дюймов».
По мнению Сергея Власова, переход Full HD проекторов в категорию массовых продуктов уже произошел: «Это доказывает революционная по цене (порядка 1 тыс. долл.) модель Vivitek H1080».
«Отряд не заметил потери...»
Как сообщают аналитики ITResearch, в течение прошлого года на российском рынке проекторов шла серьезная конкурентная борьба между компаниями Acer, BenQ, Epson (перечислены в алфавитном порядке). Их итоги очень близки друг к другу, и суммарно они контролируют почти 60% рынка. Наилучшие показатели в штуках у BenQ, а в деньгах — у Epson. Также значительные объемы продаж продемонстрировали NEC, Sanyo, ViewSonic.
Во время кризиса сократилось число вендоров, представленных на российском рынке проекторов. Компания Toshiba отказалась от выпуска этого оборудования, а Sanyo Electric была приобретена корпорацией Panasonic. По мнению многих игроков, эти изменения не оказали заметного влияния на рынок.
По словам Андрея Салтруковича, в ближайшей перспективе покупка Sanyo никак не отразится на расстановке сил на рынке. Уход же Toshiba оказался довольно заметным, но ее доля быстро была перераспределена среди существующих и вышедших на рынок производителей.
«На емкости российского рынка это никак не скажется, — уверена Лариса Шутова. — Основную часть канала это тоже особенно не затронет, так как я лично не знаю компаний, которые работали бы на этом рынке, сфокусировавшись на продукции только одного производителя. Что произойдет, так это перегруппировка в рейтинге производителей, изменятся их рыночные доли».
С этим согласны и дистрибьюторы.
«Приобретение Sanyo компанией Panasonic рынок не изменило, и перераспределения дистрибьюторов не произошло. Нишу Toshiba, ушедшей в 2009 г. с проекторного рынка, уже плотно заняли другие бренды, появились и новые — в частности, Optoma, Samsung», — считает Евгений Овчинников.
Сергей Власов утверждает, что рынок «не терпит пустоты и ярко выраженного монополизма», и называет другие бренды: «Сегмент профессиональных проекторов укрепила компания Christie, а доступную нишу поддержала молодая энергичная компания Vivitek».
«Toshiba ушла с рынка уже больше года назад, нельзя сказать, что рынок "просел" от этого — нашлись аналоги и замены. Даже самым лояльным клиентам Toshiba пришлось смириться с этим фактом и закупать проекторы других производителей», — говорит Андрей Манкос. По его мнению, еще рано обсуждать приобретение Sanyo компанией Panasonic: «Безусловно, компания упрочит свои позиции в сегменте инсталляционных моделей. Ждем анонсов от Panasonic о том, как изменится линейка их проекторов».
Несмотря на сокращение числа вендоров, многие отмечают, что в прошлом году наблюдалось усиление конкурентной борьбы.
«Естественно, что год от года соперничество нарастает. Инновационные технологии “текущего года” становятся обязательными в “следующем”. И даже общий рост рынка не может снизить накал конкуренции», — утверждает Алексей Сокольский. Основной тенденцией 2010 г. он считает «всеобщее повышение технической грамотности покупателей и их стремление к созданию 3D Full HD систем». Он отмечает еще один важный момент — после кризисного 2009 г. «инсталляторы стали следить за сохранением прибыльности в канале и очень тщательно выбирать поставщиков оборудования, способных сохранить для них высокий уровень маржи».
По словам Андрея Таскаева, конкурентная среда за последние два года существенно изменилась: «Помимо Toshiba отметим практически полный уход с нашего рынка компаний Sony и Infocus, которые лишь благодаря нескольким представителям канала сейчас обозначают свое присутствие. События прошлого и позапрошлого года привели к резкому расслоению проекторного рынка: 80% контролируют пять производителей. Причем массовые регулярные отгрузки производят лишь три. Все оставшиеся с большим или меньшим успехом работают в своих нишах».
«Для ViewSonic год сложился очень удачно, можно сказать, что в прошлом году мы “конкурировали” даже более успешно, чем ранее», — утверждает Лариса Шутова. В целом по итогам 2010 г. компания заняла шестое место с долей рынка около 5%, в то время как еще осенью ее доля составляла 3,8%.
«Лично мы ощутили резкое снижение конкуренции в 2010 г. по отношению к проекторам Casio, поскольку аналогов безламповым проекторам с яркостью до 3500 ANSI-люменов на рынке до сих пор пока нет», — подчеркивает Алексей Бывшев.
«В целом по рынку конкуренция стала сильнее, — отмечает Евгений Овчинников. — После кризиса многие компании пошли по пути дифференциации бизнеса и усиления специализации по тем или иным направлениям. У компании AUVIX традиционно сильны позиции по целому ряду направлений, что позволило нам не бояться конкуренции».
Специфика канала
Как отмечают многие вендоры, в прошлом году их канал продаж не претерпел существенных изменений. Андрей Салтрукович отмечает интерес к проекторам со стороны федеральных розничных сетей, а Александр Зеликов — рост объемов продаж инсталляционных компаний, предлагающих комплексное оснащение объектов.
Не произошло кардинальных перемен и в партнерской политике. «Мы продолжали работать с партнерами в привычном и удобном для них режиме», — утверждает Андрей Таскаев.
По словам Ларисы Шутовой, ViewSonic существенно увеличила число партнеров, занимающихся проекторным направлением: «Была запущена партнерская программа, ориентированная именно на продажу проекторов. Совместно с партнерами мы провели несколько рекламных кампаний».
Примерно год назад компания Polymedia стала эксклюзивным дистрибьютором проекторов Casio. «За прошедший год к партнерам второго уровня присоединилось более ста новых дилеров по всей России. Эта цифра говорит о принятии проекторным рынком нового союза Casio — Polymedia», — считает Алексей Бывшев. По его словам, в рядах партнеров Casio все больше не только специализированных AV-дилеров и системных интеграторов, но и разнопрофильных корпоративных поставщиков. Среди основных принципов партнерской политики Casio Андрей Бывшев называет внимание к высокому уровню дохода партнеров («дилерская маржа на постоянной основе большая, чем у других вендоров»), а также «открытость и оперативность в предоставлении скидок на отдельные крупные тендеры».
«В 2010 г. мы уделили особое внимание развитию региональной сети дилеров, и это дало свои результаты. Но основная структура канала JVC осталась без изменений, считаем ее оптимальной и наиболее перспективной, — говорит Алексей Сокольский. — Мы провели ряд специальных программ для поддержки инсталляторов и салонов, активно помогая им выходить из кризиса. Для этого задействовали широкий спектр инструментов, начиная от выгодных демо-программ и заканчивая массированной рекламой. Была пересмотрена маркетинговая политика, она стала более сфокусированной и целенаправленной».
Как сообщает Алексей Володин, представительство Sharp в 2010 г. делало основной упор на продвижение средней и старшей линеек — это, в частности, 3D-проекторы, а также мощные специализированные модели для оборудования конференц-залов: «Соответственно мы перестраивали и канал. Сегодня мы практически ушли от массовых и дилерских продаж, но ориентируемся в первую очередь на инсталляторов и интеграторов». По его словам, этот канал развивается очень активно: «Если раньше, еще несколько лет назад, профессиональное AV-оборудование продавалось в основном через дистрибьюторов (большая доля инсталляций делалась их дочерними проектными структурами), то сейчас рынок явно выходит на новый этап развития. В последние годы активно формируется институт специализированных AV-интеграторов, в том числе и региональных. Это, собственно, и есть наш целевой канал».
Алексей Володин утверждает, что Sharp «не рвется агрессивно развивать канал продаж»: «Скорее наоборот, мы стараемся обеспечить партнерам и интеграторам комфортные условия для работы — в первую очередь высокую маржу, а также защиту их разработок (т. е. уверенность в том, что в ими созданные проекты “вдруг” не придут не вполне адекватные люди с низкими ценами)».
В дистрибьюторских компаниях отмечают возросшую активность дилеров.
«Заказчики AUVIX и клиенты наших партнеров стали намного больше интересоваться не только и не столько проекторами “отдельно”, сколько решениями с использованием проекционной техники и комплексными поставками оборудования. После кризиса каждая компания заняла свою нишу», — утверждает Евгений Овчинников.
«Анализ результатов работы партнеров “ДеЛайт 2000” показал, что многие компании восстановили утраченные год назад позиции, демонстрируют уверенный рост закупок по сравнению с 2008 г. Активизировались все категории клиентов: системные интеграторы и AV-компании, ИТ-розница и интернет-магазины», — сообщает Андрей Манкос.
В целом игроки со сдержанным оптимизмом смотрят на перспективы российского рынка проекционного оборудования. Многие ожидают, что темпы его роста в 2011 г. окажутся, как минимум, не хуже прошлогодних.