В 2010 г. происходило постепенное восстановление ИТ-рынка после резкого падения в кризисном 2009-м.
По предварительным данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, рынок в секторе ИТ вырос на 14% и достиг 565,8 млрд. руб. В целом же объем отрасли ИКТ в 2010 г. был равен 1919,1 млрд. руб., что на 8,4% больше, чем в 2009 г. Доля ИКТ-отрасли в ВВП страны составила 4,3%.
Такую же оценку объема ИТ-рынка, 565,8 млрд. руб., дает Минэкономразвития РФ. Но в отличие от Минкомсвязи, которое не учитывает в своих расчетах инфляцию, Минэкономразвития считает в сопоставимых ценах (учитывают покупательную способность рубля), и тогда получается, что по сравнению с 2009 г. объем ИТ-рынка увеличился незначительно — всего на 3,7%. Его структура, по данным МЭРТ, такова: аппаратные средства — 51,4%, программное обеспечение — 20,2%, ИТ-услуги — 28,4%.
Оба ведомства сходятся в своих оценках количества интернет-пользователей в стране (примерно 66,4 млн. человек, на 11,2% больше, чем в 2009 г.) и количества персональных компьютеров (61,9 млн. шт., 18,4%).
По последним* оценкам компании IDC, объем российского ИТ-рынка составил в 2010 г. 23 млрд. долл. Вице-президент IDC Роберт Фариш представил его структуру на уровне наиболее крупных сегментов следующим, несколько непривычным образом: ПК — 36%, ИТ-услуги — 17%, телекоммуникационное и сетевое оборудование — 10%, ПО — 10%, смартфоны — 10%, другое оборудование — 17%. В прошлом году смартфоны оказали достаточно сильное влияние на рост ИТ-рынка, добавив 1 млрд. долл., пояснил Фариш. В целом сегмент аппаратных средств опережал по темпам роста сегменты ПО и ИТ-услуг. При этом, судя по тем категориям оборудования, которые анализирует IDC, продажи «железа» потребительского назначения росли быстрее, чем оборудование для корпоративных пользователей.
«По большинству рыночных сегментов в прошлом году уровень 2008 г. еще не был достигнут», — констатирует Фариш.
По оценкам компании «1С», которые привел ее директор Борис Нуралиев, в прошлом году объем ИТ-рынка увеличился по сравнению с 2009 г. на 19% и достиг 15,1 млрд. долл. (в этот объем не включены выручка «офшорных» экспортеров ПО и поставки телекоммуникационного оборудования и смартфонов). До докризисного уровня (18,3 млрд. долл. в 2008 г., по ее же оценке) еще довольно далеко. «В 2010 г. пройдена примерно половина пути к наилучшим показателям 2008 г.», — считает Нуралиев.
Очевидно, что рынку трудно достигнуть докризисных объемов не только из-за недосточно быстрого роста (а иногда и снижения) продаж в натуральном выражении, но и из-за значительного падения цен на многие виды продуктов.
«Железо»: другой рынок
Аналитическая компания ITResearch, анализируя 9 товарных сегментов рынка «железа», определяющих комплектацию рабочих мест как корпортаивных, так и домашних пользователей (мониторы, ИБП, информационные панели, принтеры, МФУ, мультимедийные проекторы, настольные ПК, ноутбуки, нетбуки), приходит к выводу, что суммарно продажи в этих сегментах в 2010 г. были на 9% в натуральном выражении и на 13% в стоимостном ниже, чем в 2008 г.
Докризисный уровень, по данным ITResearch, превышен только в трех сегментах — ноутбуков (на 33% в количественном выражении и 3% в стоимостном), нетбуков (соответственно на 150 и 152%) и информационных панелей (-2% в количественном выражении, но +35% в стоимостном). Сильнее всего отстают сегменты мониторов (снижение продаж на 23% по количеству и на 42% по стоимости) и принтеров (снижение продаж на 26% по количеству и на 33% по стоимости).
«Можно условно назвать 2009-й годом падения, 2010-й — годом восстановления, а 2011-й — годом ожидаемой стабилизации, — говорит директор ITResearch Юрий Бонкарев. — По абсолютным цифрам мы 2008 г. не достигли, но я не понимаю, зачем вообще к этому стремиться. Важнее знать, какие структурные изменения происходят, в каком рынке мы живем». О восстановлении рынка говорят не только абсолютные показатели продаж, отмечает он, но и постепенное снижение темпов его роста ближе к концу 2010 г., а также усиление конкуренции. Все большую роль начинают играть вендоры второго эшелона, в том числе потому, что подтянулся спрос массового потребителя, который в большей степени ориентирован именно на этих вендоров в силу их более демократичных цен.
По оценкам компании «1С», в целом продажи ИТ-оборудования выросли в 2010 г. на 22% (напомним: без телекоммуникационных устройств и смартфонов).
Розничные продажи компьютерной техники, офисного и телекомоборудования прибавили в прошлом году 7,7% по сравнению с 2009 г., сообщает компания «GfK-Русь», ведущая мониторинг продаж на розничном рынке и охватывающая также некоторые смежные с ИТ сегменты рынка бытовой электроники.
«Рынок за годы кризиса очень сильно изменился, и возврата к прежнему, докризисному состоянию быть не может. Имеющиеся сейчас на рынке деньги представлены совершенно другими товарами», — подчеркивает Андрей Серегин, консультант «GfK-Русь».
В прошлом году, по данным этой компании, в трех федеральных округах — Приволжском, Сибирском и Дальневосточном — был уже превышен докризисный уровень розничных продаж, однако в целом по рынку достигнуть этого не удалось: по сравнению с 2008 г. они были ниже на 14,4%. В Центральном федеральном округе в 2010 г. продажи в рознице даже сократились на 2,8% по сравнению с 2009 г. «GfK-Русь» отмечает устойчивое снижение доли округа в общем объеме розницы: с 42,1% в 2008 г. до 36,0% в 2010 г.
На розничном рынке лидер роста, по данным «GfK-Русь», — это смартфоны, поставки которых увеличились на 99,6% по сравнению с 2009 г.; аутсайдеры — мониторы и мобильные телефоны (снижение в рублях соответственно на 12,5 и 9,6%).
Действительно, безусловными «чемпионами» в 2010 г. стали некоторые новые, зарождающиеся и очень быстро растущие сегменты рынка, находящиеся на стыке ИТ и бытовой электроники. У аналитических компаний, традиционно специализирующихся на исследовании ИТ-рынка, видимо, еще не всегда до этого доходят руки. И, наверное, зря...
Так, по данным аналитической группы SmartMarketing, продажи устройств для чтения электронных книг (всех типов и категорий) выросли в прошлом году на 285% по сравнению с 2009 г., достигнув 539 тыс. штук; сбыт средств потребительской навигации (персональные и автомобильные GPS/ГЛОНАСС-навигаторы и оснащенные GPS беспроводные мобильные устройства) увеличились на 223%, достигнув 2 млн. 599 тыс. штук; коммуникаторов и смартфонов продано на 141% больше — 2 млн. 615 тыс. штук.
В 2010 г. на рынке впервые появились планшетные компьютеры. По итогам года, согласно оценкам SmartMarketing, таких устройств было куплено не очень много — 152 тыс. штук. Но, как считают многие эксперты и участники рынка, в 2011 г. их продажи будут очень быстро расти, и в ближайшие годы планшеты окажут сильнейшее влияние на весь рынок мобильных компьютеров.
ПО: уверенный рост
Компания «1С» оценивает объем российского рынка лицензионного программного обеспечения в 2010 г. в 2,85 млрд. долл. В этот объем входит системное ПО, поставляемое зарубежными вендорами ИТ-оборудования (по оценке «1С», в 2010 г. это 300 млн. долл.; в предшествующие годы компания в своем анализе рынка его не учитывала), но не входит выручка «офшорных» экспортеров программных продуктов.
По оценкам компании, в прошлом году продажи лицензионных программ выросли на 24% (без учета ПО, поставляемого вендорами преимущественно ИТ-оборудования, например Cisco, HP и др.). Быстрее всего росли поставки ПО общего назначения — они увеличились на 30%, поставки ПО делового назначения выросли на 25%, домашнего ПО — на 7%. Как и в предшествующие годы, в структуре продаж по-прежнему доминировали программные продукты общего назначения с долей 36,4%, доля делового ПО составила 32,9%, доля домашнего (по мнению «1С», это преимущественно игры) — 19,8%. Остальное — это ПО зарубежных вендоров ИТ-оборудования.
Борис Нуралиев, опираясь на практику дистрибьюторского подразделения «1С», обращает также внимание на следующие тенденции на рынке ПО: более низкая маржинальность (для партнеров) массового импортного ПО по сравнению с российским; сокращение ассортимента ПО, продаваемого через ретейл; повышение интереса к онлайн-покупкам программ; устойчивый рост спроса на средства информационной безопасности.
Экспорт отечественного ПО и сопутствующих услуг в 2010 г. рос примерно теми же темпами, что и внутренний программный рынок. Как сообщил Валентин Макаров, президент некоммерческого партнерства «Руссофт», ссылаясь на предварительные данные опроса более 160 компаний (российских или с российскими корнями, экспортирующих ПО), он увеличился примерно на 13%, а его объем составил 3,1 млрд. долл. Ожидался более существенный рост — порядка 20%, признал он. Незначительно также выросла доля готовых программных продуктов в экспорте за счет снижения доли услуг.
Услуги пока отстают
По оценке компании IDC, сегмент ИТ-услуг в прошлом году стал больше примерно на 25% (по сравнению с 2009 г.). По оценке компании «1С», значительно меньше — на 12%.
Анализируя рынок ИТ-консалтинга, рейтинговое агентство «Эксперт РА» включает в него две составляющие: 1) разработка и системная интеграция, 2) управленческое консультирование. Как показал проведенный агентством опрос, по итогам 2010 г. 150 крупнейших участников рейтинга консалтинговых компаний (российских и зарубежных, работающих на нашем рынке; не все из них предоставляют услуги ИТ-консалтинга) суммарно заработали на ИТ-консалтинге порядка 48 млрд. руб. — на 15% больше, чем в 2009 г.. Тем не менее участники этого рынка характеризуют прошедший год как период продолжающейся стагнации, который начался в 2009 г., и отмечают два основных фактора, сдерживающих рост: низкий уровень консалтинговых бюджетов на 2010 г., сверстанных в острую фазу кризиса, и снижение рентабельности консалтинговых проектов в послекризисный период.
2011: с опережением прогнозов
По прогнозам Минкомсвязи, в ближайшие три года динамика ИТ-рынка будет позитивной: в частности, в 2011 г. темпы его роста должны составить 14,6%, существенно превысив темпы роста ВВП в целом.
Компания IDC в I квартале 2011 г. значительно улучшила свой прогноз для российского ИТ-рынка по сравнению с прогнозом годичной давности (I квартал 2010 г.). В частности, IDC ожидает рост продаж в сегментах аппаратных средств и ПО не менее чем на 15% по сравнению с предыдущим годом, а в сегменте ИТ-услуг — на 20%. Объем ИТ-рынка в целом должен достигнуть 27 млрд. долл. «Мы прогнозируем, что уровень 2008 г. будет достигнут уже в конце текущего года, а не в 2013 г., как мы тогда полагали, — говорит Фариш.
По прогнозам «GfK-Русь», розничные продажи в сегментах компьютерной и офисной техники в текущем году вырастут на 5–11%. «Мы ожидаем, — говорит Андрей Серегин, — что полное восстановление розничного рынка компьютерной и офисной техники произойдет все-таки в следующем году, а рынка телекоммуникационного оборудования, скорее всего, к концу 2012 г.». По данным компании, в условиях активного роста рынка и позитивных ожиданий число торговых точек по продаже высокотехнологичных продуктов во второй половине 2010 г. значительно выросло, в частности компьютерных магазинов на 22%, а точек телеком-розницы на 8%.
Успешно начался 2011-й на рынке ПО. Так, компания «1С» в I квартале 2011 г. продала лицензий на «1С:Предприятие» больше на 71% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а объем дистрибуции (в долларах) увеличился на 19% по российским программным продуктам (без учета собственных продуктов компании) и на 16% по импортному программному обеспечению.
Участники рынка настроены в целом оптимистично. «Оптимизм партнеров „1С“ существенно выше, чем у российского среднего и малого бизнеса в целом», — отмечает Борис Нуралиев, ссылаясь на данные опроса партнеров, проведенного в ноябре 2010 г. Более половины (56%) «1С:Франчайзи» в 2011 г. рассчитывают на улучшение ситуации, 21% не ожидает существенных изменений и только 23% опасаются ухудшения. Для сравнения: в целом по экономике, по данным исследования «Деловой России» и ИЭПП (октябрь 2010 г.), 2011 г. связывают с улучшением ситуации только 40% представителей СМБ, а 35% предвидят ухудшение.
Игроки рынка ИТ-консалтинга видят резервы повышения роста спроса на консалтинг в том, что в кризис бюджеты на ИТ были сильно урезаны, что привело к накоплению нерешенных проблем у клиентов, и теперь они вынуждены в срочном порядке наращивать затраты на поддержание текущих бизнес-процессов и ИТ-систем, обновление и адаптацию к новым условиям.
В статье использованы материалы
панельной дискуссии «Итоги развития ИТ-рынка.
Мнения аналитических компаний и участников рынка»,
состоявшейся на конференции IT-Summit’2011 (6–8 апреля, Суздаль).
* Для сегмента ИТ-оборудования данные окончательные, для сегментов ПО и ИТ-услуг — предварительные.