О преимуществах облачных сервисов, о тенденциях рынка и требованиях заказчиков рассказывает Владимир Севрук, генеральный директор компании «Информатика и Сервис».
CRN/RE: В последнее время облачные технологии становятся всё более востребованными. Как вы начали работать с облаками?
Владимир Севрук: Изначально мы были сервисной ИТ-компанией, которая много лет занималась аутсорсингом обслуживания компьютеров и серверов, системного администрирования и управления ИТ-инфраструктурами в сегменте среднего и малого бизнеса.
В какой-то момент мы решили продавать свои собственные аппаратные решения — компьютеры на рабочие места с предустановленными ОС, тонкие клиенты, серверы собственного дизайна и концепции. По сути мы занялись штучным производством. А это отдельный бизнес. Сложный, высококонкурентный, низкомаржинальный, зависимый от поставщиков и т. д. В общем, появляется масса проблем, ненужных сервисной ИТ-компании.
За три года активных продаж нашей продукции мы не сталкивались с особыми трудностями, связанными с качеством комплектующих или возвратами от наших клиентов, но постоянно возникали недочеты и ошибки в собственных «производственных» процессах. В конце концов эта ситуация перестала нас устраивать, и мы принялись искать альтернативное решение.
В 2013 г. наш технический директор предложил полностью переориентироваться на облака. То есть перестать продавать клиентам новые серверы вместо старых, а сразу помещать их в облачную серверную инфраструктуру. Не поставлять новые компьютеры и тонкие клиенты на рабочие места, а помогать заказчикам переходить на виртуальные рабочие столы.
Что это значит? Традиционный подход состоял бы в том, что мы должны были купить свои собственные серверы, разместить их в ЦОДе и формировать на них виртуальные инфраструктуры для наших клиентов. Этот подход потребовал бы больших инвестиций и новых компетенций, которых у нас не было, а развивать их быстро не удалось бы. Поэтому мы приняли решение сразу искать поставщика услуг облачной ИТ-инфраструктуры, в которой можно легко и быстро создавать виртуальные серверы, сети, рабочие столы.
В 2014 г., после года поисков, многочисленных тестов и опытных эксплуатаций различных российских и зарубежных провайдеров облачных инфраструктур, мы выбрали в качестве поставщика компанию «Облакотека».
CRN/RE: Какие проекты удалось реализовать на базе облачных технологий?
В. С.: Наиболее интересным кейсом с точки зрения бизнеса был перенос серверов завода «Русвил» в облачную инфраструктуру «Облакотеки». Мы выполнили проект менее чем за три дня.
У «Русвил» два офиса в Санкт-Петербурге: на производстве и центральный городской. В каждом из них находился физический сервер, на котором была развернута виртуальная машина с «1С», работающей в режиме SQL. Каждые пять минут происходила синхронизация баз «1С» онлайн между двумя офисами. «Железо» в серверах уже не отвечало современным требованиям, работало нестабильно, и пару раз в неделю случался глобальный сбой в работе «1С».
Мы предложили руководству «Русвил» два варианта решения проблемы. Первый — покупка нового физического сервера и перевод всех пользователей в терминальный режим. Но этот вариант был слишком дорогой (более 200 тыс. руб. первоначальных расходов) и трудоемкий для компании с 20 сотрудниками. Второй вариант был намного экономичнее и удобнее. Мы предложили разместить виртуальный сервер у облачного провайдера «Облакотека». Компания в этом случае платит только 6,2 тыс. руб. в месяц.
Наши мнения совпали, и клиент выбрал второй вариант. Особенность данного проекта состоит в том, что из распределенной на нескольких машинах «1С» мы сделали «1С» в терминальном режиме. Благодаря этому исчезла необходимость синхронизации офисов, были устранены сбои в работе «1С». Все лицензии приведены в полный порядок.
Почему я выделяю именно этот проект? Когда принималось решение о переходе в облака приходилось считаться с сильной эмоциональной составляющей против. Руководство компании клиента выражало большие опасения по поводу перехода в облака. Но совместными усилиями мы преодолели все препятствия, в итоге клиент остался доволен.
CRN/RE: Какие выгоды получают заказчики?
В. С.: Выгоды для многих руководителей не очевидны и не всегда понятны. Но тем не менее мы стараемся максимально просто разъяснять им эти вопросы. Я бы выделил три основных преимущества:
- Независимость от дорогостоящего и сложного «железа». Парк серверов устаревает повсеместно. Новые машины покупать дорого, сейчас уже дороже, чем платить за облака. Особенно это актуально для СМБ, где покупка минимального уровня аппаратного сервера под «1С» со всеми необходимыми лицензиями иногда сравнима с месячной выручкой компании.
- Независимость от «человеческого фактора». Эксплуатация «железных» серверов всегда требует участия человека или группы людей. В среднем бизнесе есть порочная практика создавать свои дорогостоящие штатные ИТ-службы. Но реальная квалификация специалистов очень низкая, и часто мы видим у клиентов нагромождение серверных ферм там, где вполне достаточно одного хоста, который легко можно вынести в облако. В малом же бизнесе администраторы чаще запускают серверы не для удовлетворения потребностей бизнеса, а ради «забавы» — поэкспериментировать с «железом» за счет клиента. Облака же не требуют участия «заинтересованных» людей. Поставщик облачных решений заинтересован в предоставлении надежного и необходимого сервиса для бизнеса.
- Прозрачные и понятные финансовые затраты и их планирование. В облаке вы платите сегодня за тот объем ресурсов, который вам нужен. Завтра вы можете или увеличить, или сократить эти ресурсы, в зависимости от потребностей бизнеса. Закрыли неудачный проект — закрыли сервер или перестали платить за SaaS.
CRN/RE: Каковы сегодня основные требования заказчиков к облакам?
В. С.: В целом бизнес в большинстве случаев не может правильно сформулировать свои требования к облакам. Руководители часто отталкиваются не от реальных потребностей компании, а от собственных страхов и различных мифов. Первое, о чем спрашивают руководители, — что будет, если в облако залезет вор и украдет мои данные? Когда ему задаешь встречный вопрос: «Кто может получить доступ к вашему серверу в кладовке?» — всегда видишь в глазах удивление и осознание того, что кладовка еще более небезопасна, чем сервер где-то в недоступных облаках.
Если же говорить о формировании потребностей клиента с нашей стороны, то, естественно, мы стараемся разъяснять им, что облака удовлетворяют всем основным универсальным требованиям бизнеса к ИТ: неизбыточная производительность, бесперебойная работа, отказоустойчивость, безопасность данных, понятная и прозрачная стоимость сервисов.
CRN/RE: ИТ-рынок сейчас активно обсуждает западные санкции и импортозамещение. Чем могут помочь здесь облачные сервисы?
В. С.: Как я уже говорил — парк серверов повсеместно устаревает. Новое оборудование покупать сейчас значительно дороже, чем год или два назад. Облака становятся выгоднее, а деньги — это первое, о чем думает любой предприниматель.
CRN/RE: Увеличилось ли в связи с этими тенденциями количество облачных проектов?
В. С.: В 2015 г. наблюдается настороженный интерес и спрос клиентов-энтузиастов. О взрывном росте говорить пока рано. На наш взгляд — серьезными темпами рынок облачных ИТ в России начнет расти в 2016–2017 гг., когда старые «железки» станут массово выводить из эксплуатации по естественным причинам.
CRN/RE: Как изменилось отношение клиентов к облакам? Удалось ли преодолеть стереотип о том, что облако — это ненадежно?
В. С.: Те клиенты, которым мы помогли мигрировать в облако, уже были морально готовы к этому. Убеждать их особо не пришлось. Новые технологии в первую очередь покупают энтузиасты.
Но количество клиентов, которые еще боятся облаков, пока огромно. С ними нужно методично и грамотно работать. Мы это делаем. В целом мы видим позитивный тренд. Купить облачный сервер сейчас точно выгоднее, чем «железный». Особенно для средних компаний, которые не хотят утруждать себя управлением сложными ИТ-сервисами внутри компании.
CRN/RE: Насколько успешно ваше партнерство с «Облакотекой»? Каковы отзывы клиентов?
В. С.: Партнерство с «Облакотекой» стало для нас очень успешным. Мы получаем поддержку во всем: в маркетинге, проведении мероприятий, взаимодействии и т. д. Например, у них всегда отличная реакция на сложные ситуации с техподдержкой. Особенно важно то, что качество услуг у «Облакотеки» на очень высоком уровне. Наши клиенты довольны, потому что доступность сервисов в «Облакотеке» максимальная.
CRN/RE: Были ли сложности при переносе ИТ-инфраструктуры клиентов в облако?
В. С.: В целом проблем не было. Все сложные технические моменты решались в рабочем режиме. В том числе и с помощью бесплатной технической поддержки «Облакотеки».
CRN/RE: Планируете ли вы дальше развивать данное направление?
В. С.: Обязательно. В наших планах — подключить 1 тыс. клиентов к облаку «Облакотеки».
Облачный провайдер «Облакотека»
«Информатика и Сервис»
Статья на правах рекламы