Сегодня на многих рынках идут активные процессы преобразования: меняются бизнес-модели, подходы к ведению бизнеса. Значительные изменения происходят и в печатной отрасли: информация перемещается в онлайн, а бумажные форматы постепенно уходят на второй план.
Вендоры больше не могут просто продавать оборудование — им приходится искать области инноваций, чтобы сохранить востребованность печати даже в эпоху цифровых технологий. Станислав Парфенов, директор по сервисной поддержке и аутсорсинговым решениям Konica Minolta Business Solutions Russia, рассказывает, как поставщики оборудования превращаются в цифровые сервисные компании и каким становится рынок печати прямо на наших глазах.
Что происходит с рынком?
На рынке печати складывается интересная ситуация: он продолжает быстро меняться, даже будучи вполне зрелым. Сейчас российский рынок восстанавливается после крупного спада и наверстывает упущенные возможности: по нашим оценкам, сегмент лазерных устройств форматов А3 и А4 в 2018 г. увеличился на 14% — этот показатель обогнал даже среднегодовой темп роста 2016–2017 гг. Столь благоприятная тенденция, судя по всему, сохранится: заказчики нуждаются в обновлении парка печатного оборудования, который неизбежно устаревает.
Положительные тенденции наблюдаются и на рынке аутсорсинга печати: он медленно, но последовательно растет. По данным IDC, к 2021 г. рынок сможет достичь отметки 199,9 млн. долл. при среднегодовом темпе роста 5,8%. Однако этот рост мог бы быть и больше, если бы не барьеры, которые создают заказчики.
Впрочем, ситуация на рынке печати в целом не так уж безоблачна, как могло бы показаться, — ряд трендов вызывает беспокойство у его участников. Например, фактический объем печатных документов медленно, но устойчиво уменьшается: ожидается, что число напечатанных страниц продолжит снижаться с 48,8 трлн. листов формата А4 в 2017 г. до 48,1 трлн. в 2022 г. Можно долго размышлять, в качестве чего здесь выступает цифровизация — причины или следствия. Но одно ясно: вендоры, не переходящие на цифру, просто не смогут выжить в новых условиях.
Рынок печати теперь не ограничивается только печатью и благодаря этому развивается: согласно отчету Quocirca, 64% сотрудников предприятий считают, что печать останется важной частью их повседневной деятельности вплоть до 2025 г. А вот какой печать станет в будущем — это вопрос уже совсем другого характера.
Объединяем печатный мир с цифровым
Предложение на рынке печати дрейфует в сторону индивидуализации, доступа к продукту как услуге, роста скорости работы. Поставщики стремятся предлагать все больше «вау»-решений, чтобы «зацепить», привлечь внимание даже самых требовательных заказчиков. Несмотря на то что трансформация проходит по нескольким направлениям, наблюдается общая тенденция: к основным компетенциям компаний добавляется более широкий спектр решений — и все они касаются цифры.
В первую очередь меняются сами печатные устройства — теперь это многофункциональные интеллектуальные центры с расширенными функциями. Например, благодаря облачным технологиям документы можно печатать с любого подключенного к Интернету устройства, вне зависимости от места, времени и расстояния — в том числе из дома при помощи смартфона. А еще такие решения объединяются с управлением контентом и автоматизацией документооборота или даже корпоративным поиском — вариантов может быть очень много.
Также становятся более строгими требования к информационной безопасности. Компании разрабатывают системы безопасной печати, где пользователи получают доступ к МФУ только при помощи бесконтактных магнитных карт. Или предлагают более современные технологии защиты: авторизацию на устройствах по лицам сотрудников, интеллектуальные IP-видеокамеры. Интересно, что системы распознавания по лицу и голосу начали широко распространяться только в прошлом году, но сейчас уже активно проникают на рынок печати. И именно они могут стать тем самым «вау»-решением, приносящим добавленную стоимость.
Однако поставщики печатного оборудования выходят за рамки производства и поставок принтеров и многофункциональных устройств — теперь это провайдеры услуг оптимизации инфраструктуры печати. Печатные вендоры предлагают аутсорсинг печати или даже аутсорсинг всего ИТ-комплекса: печатных машин и их обслуживания; устройств, интегрированных в сетевую инфраструктуру, и главное — программного обеспечения, которое может находиться как на серверах и машинах компании, так и в облачных сервисах.
Следующий шаг: выходим «за пределы печати»
Расширяя спектр предоставляемых услуг, вендоры получают новый опыт, а потому могут двигаться дальше и поставлять решения, не связанные с печатью. Печать становится «точкой входа» в другие бизнес-процессы — так компании расширяют продуктовый портфель и укрепляют позиции на рынке.
Например, вендор начал использовать интеллектуальное видеонаблюдение для обеспечения безопасности МФУ. После этого он может предлагать его и для других объектов; обеспечивать аналитику по коротким и длинным спискам. Или еще пример: вместе с услугами по оптимизации печатной инфраструктуры компании часто предлагают консалтинг в области построения бизнес-процессов. Так вендор получает новую экспертизу и предоставляет консультации вне сферы печати.
Компания может заняться мониторингом серверов, где находится не только печатный софт; или начать производство уникальных печатных материалов для маркетинга. Направления диверсификации могут быть разными — все зависит от запросов заказчиков и технологических возможностей поставщика.
Любая успешная компания должна демонстрировать открытость к инновациям: уметь анализировать, какие существующие продукты нуждаются в доработке уже сейчас, а какие инновационные идеи будут востребованы в будущем. Однако при этом важной задачей становится развитие портфолио — ведь даже самый узнаваемый бренд может оказаться неизвестным на другом рынке или вызывать неподходящие ассоциации.
Все описанные изменения становятся возможными только благодаря кардинально новому подходу в работе. В основе трансформации печатного вендора, как и любой другой компании, лежит обновление, а иногда и полная перестройка бизнес-процессов. Она подразумевает изменение организационной структуры, стратегии развития бизнеса, управления командой.
Изменение бизнес-процессов становится самой сложной, долгой и затратной задачей. Однако иного пути нет: только так запросы потребителей могут быть удовлетворены наиболее полно. К тому же без кропотливой работы в самой компании-вендоре трансформация вообще вряд ли состоится.
Konica Minolta Business Solutions Russia
Тел.: (495) 545-0911
Статья на правах рекламы