Ещё в конце 2019 г. платформа Cisco Webex стала лидером «магического квадранта» Gartner Magic Quadrant for Meeting Solutions. Она получила признание аналитиков как наиболее развитое, отлично приспособленное к облачным и гибридным планам развёртывания, наилучшим образом вертикально интегрированное, зрелое и чрезвычайно высоко ценимое заказчиками решение для совместной работы. Кто бы мог тогда подумать, что всего через несколько месяцев Webex представится случай на деле подтвердить эту высокую оценку — да так, что сомнений в её справедливости не останется ни у пользователей, ни у партнёров-интеграторов, ни у конкурентов!
А офис пусть подождёт
Глобальный кризис начала 2020 года с точки зрения ИТ-рынка принципиально отличается от всех пережитых миром (и Россией, в частности) до сих пор. Самая парадоксальная его особенность — совершенно особая структура расходов коммерческих и бюджетных предприятий; невиданный прежде подход к оптимизации затрат. На сей раз, в отличие от всех предыдущих, ИТ-бюджеты не пали первыми жертвами бестрепетной рубки костов. Напротив: по отдельным направлениям — ноутбуки, облачные услуги, средства для организации совместной работы — в самый лютый пик кризиса, в марте-апреле, практически по всему миру наблюдался рост расходов на ИТ.
За считанные недели, а кое-где и дни, доля занятых дистанционно сотрудников различных организаций выросла с докризисных
В такой ситуации мировая экономика очутилась впервые. Изначально к ней не был готов — сознательно не готовился — никто, в том числе и ведущие глобальные ИТ-гиганты. Между тем именно аппаратные и программные продукты этих гигантов стали для великого множества заказчиков палочкой-выручалочкой, что позволила сохранить, а нередко даже усовершенствовать нормальное повседневное течение бизнес-процессов в условиях тотальной самоизоляции. Однако подлинный лидер потому и первый (даже среди равных), что самые непредвиденные ситуации не в состоянии вывести его из равновесия. У компании Cisco оказалось в достатке технологической прозорливости, чтобы вновь подтвердить своё первенство и в очередной раз делом доказать, что Webex — лучшая в мире платформа для совместной работы и обмена данными, готовая обеспечивать простоту, безопасность и универсальный характер использования многим сотням миллионов участников онлайновых бизнес-коммуникаций по всему свету.
Сегодня, когда кризис (по крайней мере, первая его волна) почти повсеместно отступает, становится ясно: реальность деловых взаимодействий самым существенным образом изменилась. Скажем, на рынке коммерческой недвижимости растут крайне неопределённые, если не панические настроения: удалёнка для многих компаний оказалась настолько привлекательной, что они всерьёз задумываются о значительном сокращении арендуемых площадей. Компания Twitter уже заявила, что все её сотрудники, желающие работать дистанционно, могут продолжать делать это и по завершении пандемии. Facebook планирует перевести на удалённую работу более половины своего штата в течение ближайших пяти лет. OpenText закроет свыше 60 из 120 офисов по всему миру, — и подобных примеров предостаточно.
Высокие технологии в целом и платформы для совместной работы (унифицированных коммуникаций, UC) в частности становятся сегодня тем, что объединяет множество рассеянных территориально людей в полнофункциональные, деятельные, высокопродуктивные коллективы; тем, что помогает «пересобрать» бюджетную либо коммерческую организацию в новых условиях. Отныне обходиться без подобных платформ окажется в принципе невозможно. И на рынке доступно немало таких решений: только в «магическом квадрате» Gartner их упомянуто более полутора десятков.
Так как же выбрать среди них то единственное, что обеспечит заказчику скорейший возврат инвестиций, а для партнёров в канале одновременно окажется и коммерчески привлекательным, и необременительным в плане развёртывания и сопровождения? Наиболее очевидными представляются следующие три критерия выбора платформы для совместной работы: её простота, безопасность, универсальность.
Лидерство на самоизоляции
Как свидетельствует Дмитрий Лещинский, руководитель департамента по работе с коммерческими организациями Cisco, пандемия стала триггером для ускорения некоторых процессов цифровизации, которые шли в более скромных масштабах и ранее; в частности, решений для удалённой совместной работы.
Было ли это ускорение простым и гладким? Безусловно, нет: массовый переход на самоизоляцию сопровождался целым рядом сложностей. «Во-первых, это вопрос психологической готовности сотрудников работать в новом режиме, — говорит Дмитрий Лещинский. — Не забывайте: в современной компании зачастую добавленная ценность создаётся в результате взаимодействия людей абсолютно разных поколений, таких как digital native, миллениалы и люди старшего поколения, которые не привыкли настолько активно использовать технологии в своей работе. Кроме того, к новому режиму должны быть готовы руководители всех уровней: поддерживать, направлять сотрудников, не скатываясь притом к мелочному тотальному микроменеджменту. Да и ИТ-службы очень многих компаний безусловно не были готовы к такому повороту — ни с точки зрения безопасности, удалённого доступа к корпоративным ресурсам, ни с точки зрения наличия в организации средств для совместной работы и коммуникаций».
Столь недвусмысленные вызовы при организации распределённой работы заставили руководителей предприятий-заказчиков, их ИТ-службы, взаимодействующих с ними системных интеграторов активно подыскивать лучшие практики для организации бизнес-процессов в новых реалиях — в том числе и с учётом мирового опыта. По мнению Дмитрия Лещинского, одной политической воли заказчика тут недостаточно; требуется изменение производственной культуры, базисных подходов к тому, как люди общаются, работают вместе, решают производственные задачи: «Эффективный change management в этом направлении возможен при наличии политической воли со стороны руководства — и, конечно же, платформы для совместной работы, которая способна объединить, сплотить сотрудников в новой реальности. Такой платформы, которая будет отвечать ряду критериев, прежде всего — простоты, безопасности и универсальности».
Простота важна потому, что пользователи простой системы смогут без труда связываться друг с другом в любое время и с любого устройства, не нуждаясь притом ни в каких технических навыках, создавая онлайн-конференции и виртуальные пространства для совместной работы по нажатию одной кнопки. Cisco Webex как раз и отличается отсутствием ненужной усложнённости интерфейса и высокой адаптивностью умных настроек системы.
При этом простота не должна быть реализована в ущерб безопасности: когда речь идёт о корпоративных коммуникациях, защита данных не может быть компромиссом. За всё время существования Webex не было зарегистрировано ни одного серьёзного инцидента в области ИБ — в отличие от памятных многим по марту-апрелю скандалов с утечками записей закрытых конференций и «видеобомбингом», что сотрясали другие платформы совместной работы. Кроме того, Cisco — единственная компания на рынке, которая не только лидирует в области корпоративных коммуникаций, но и является крупнейшим в мире вендором в области ИБ, что прибавляет пользователям её продуктов уверенности.
Наконец, универсальность выступает ключевой особенностью архитектуры Cisco Webex. Аналитики Gartner отмечают в своём исследовании, что в рамках этой платформы заказчикам доступно множество средств обеспечения UC и ВКС, образующих целую экосистему для организации эффективных коммуникаций с применением видео, голоса, мгновенных сообщений, программных клиентов, персональных устройств для рабочих столов и переговорных комнат и многого, многого другого. В то время как на рынке достаточно нишевых игроков, одна лишь Cisco предлагает настолько универсальную и гибкую платформу. Только в апреле Webex воспользовались более 570 млн участников виртуальных встреч по всему миру. Платформа обеспечила проведение 24 млрд минут онлайновых конференций и более 100 млн виртуальных встреч.
Иерархия компетентностей
Множество успешных компаний, перешедших в связи с коронакризисом на вынужденную самоизоляцию, вынуждены были оптимизировать свои расходы с тем, чтобы сконцентрировать максимум средств на основном направлении своей деятельности — и реализовать тем самым конкурентное преимущество, основанное на наилучших компетенциях в своей зоне ответственности. Совершенно логичным шагом для них стало доверить то, что находится за пределами их ключевой экспертизы — в частности, налаживание платформы для распределённой работы, — точно таким же компетентным партнёрам, но уже в области ИТ. Более того, заслуживающий называться экспертом поставщик ИТ-решений наверняка сам, ещё до кризиса, развернул и начал использовать у себя Cisco Webex, — что позволяет ему предложить заказчику протестировать эту платформу в «боевой» инсталляции на собственной площадке.
При этом компетентный в своей области поставщик заведомо выбирает компетентного дистрибьютора, — такого, как компания OCS, которая 20 лет занимается оборудованием и услугами Cisco, не раз была признана лучшим дистрибьютором, предлагает множество сервисов, знает про выбранную платформу всё и готова обучать дилеров. И сама, разумеется, на собственном опыте испытала этой весной взрывной рост потребности в цифровой трансформации. Алексей Шавалдин, технический директор OCS Distribution, вспоминает: «Начало перехода, конечно же, ознаменовалось тотальным спросом на технические средства обеспечения мобильной работы сотрудников заказчиков — в первую очередь на ноутбуки, моноблоки и веб-камеры. Колоссальный объём потребности косвенно свидетельствовал о фактической моральной готовности большой части корпоративных заказчиков (наверное, в равной степени, как из государственного, так и из коммерческого секторов) к переходу на дистанционный формат работы».
Этот тезис подтверждается рядом исследований, таких как апрельский отчёт Mail.Ru Group и ResearchMe, согласно которым более 80% сотрудников российских компаний перешли в период коронакризиса на удалёнку. Существенный рост нагрузки на крупные сервисы ВКС и коллективной работы стал свидетельством заметного увеличения спроса на инструменты распределённых коммуникаций ради обеспечения непрерывности рабочих бизнес-процессов компаний-заказчиков. При этом наиболее подготовленными к дистанционному формату работы оказались компании, в чьём ИТ-ландшафте ранее уже были внедрены отказоустойчивые защищённые
«В любом случае, — продолжает Алексей Шавалдин, — нельзя сказать, будто процесс трансформации носил истеричный или панический характер. На наш взгляд, многие процессы происходили взвешенно и отчасти предсказуемо. Что касается нашей компании, то здесь переход на дистанционный формат работы произошёл достаточно безболезненно. Причин тому много: это и то, что OCS, представленная почти в трёх десятках городов России, ранее в повседневной коммуникации использовала корпоративный инструмент дистанционной коммуникации Cisco CMS; и то, что грамотно построенная специалистами ДИТ корпоративная ИТ-инфраструктура не только уверенно приняла на себя повышенную нагрузку, но и обеспечила вполне комфортные условия для удалённой работы сотрудников. Большим подспорьем в организации ежедневных летучек, внешних виртуальных переговоров и внутренних обучений стал продукт Cisco Webex, достаточно оперативно внедрённый в нашей компании и гарантировавший комфортное планирование и проведение встреч и мероприятий даже несмотря на повышенную нагрузку на серверы дата-центров. Корпоративные информационные системы и серверные мощности также обеспечили отличную операционную работу компании в дистанционном режиме».
Основное внимание менеджмента OCS в период пандемии было сосредоточено на мобилизации усилий, необходимых для удовлетворения повышенного спроса со стороны партнеров. Алексей Шавалдин подчёркивает, что слаженная командная работа коллектива компании помогла провести эту мобилизацию практически без усилий. Определённые сложности возникли разве что в плане психологической адаптации сотрудников к новому для них дистанционному формату работы, причём в постоянном режиме. Это и тщательное планирование своего времени, и возросшая частота виртуальных встреч (ведь ранее можно было, пройдя по офису, встретиться и накоротке переговорить о какой-либо задаче), и, конечно же, бытовая специфика в виде звуков перфоратора или смеха детей где-то в недрах сеанса видеоконференцсвязи. «Но этот процесс принятия и адаптации в нашей компании был крайне непродолжительным благодаря комфортной рабочей среде корпоративных коммуникационных инструментов, в частности, Cisco Webex, позволившей с достаточной простотой организовывать как личные персональные встречи посредством Webex Meetings, так и массовые мероприятия для внешних участников посредством Webex Events», — отмечает Алексей Шавалдин.
Обобщённый показатель эффективности дистанционных коммуникаций вывести достаточно сложно: для каждого конкретного сотрудника многое зависит от психологического восприятия распределённой организации труда. «Но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что интегральный эффект и опыт массовых удалённых коммуникаций для нашей компании положителен, — заявляет Алексей Шавалдин, — как с точки зрения мобилизации работы сотрудников и неизбежной оптимизации рабочих бизнес-процессов, так и в плане усиления сплочённости команды, в сжатые сроки освоившей новые коммуникационные инструменты коллективной работы при работе над комплексными задачами».
В любом случае, пандемия пройдёт — уже очевидно проходит, — а удалённый формат работы останется в практике мировых и российских компаний из самых различных отраслей надолго. Cisco Webex станет отличным инструментом для организации такой работы, поможет наладить и упростить коммуникации. Компания-разработчик предлагает сегодня бесплатный trial-период для глубокого тестирования функциональности своей платформы унифицированных коммуникаций как через собственное российское представительство, так и через авторизованных партнёров — системных интеграторов. А OCS, в свою очередь, готова поддержать внедряющих Webex партнёров всей мощью своих логистических, финансовых, обучающих и иных сервисов, а также наработанными за десятилетия лидерства на российском рынке широчайшими компетенциями.
Спецпроект