23 июня 2015 г.
Корпорация IDC опубликовала прогноз развития рынка носимых устройств. Прогноз скорректирован вверх, как и следовало ожидать. Однако, в этом прогнозе весьма интересны не только цифры, описывающие ожидаемую динамику данного сегмент рынка, но и классификация представленных устройств, предлагаемая корпорацией.
В 2015 году, согласно обновленным прогнозам IDC, глобальный объем отгрузки носимых гаджетов превысит 72,1 млн. устройств. Рост по сравнению с предыдущим годом, когда было отгружено 26,4 млн устройств, почти троекратный — позитивная динамика, согласно прогнозу, должна составить 173,3%. Конечно, такой рост весьма значительный, продажи носимых гаджетов становятся все более заметными, но учитывая продажи смартфонов в прошлом году более 1,2 млрд, видно, что носимые устройства не станут «must have»-девайсами, «компаньона» в виде «умного устройства» получит далеко не каждый смартфон. Однако, текущий год, по мнению корпорации, станет самым успешным для сегмента «носимого», в дальнейшем среднегодовые темпы роста этого рынка будут куда как скромнее — порядка 40% (в натуральном выражении) — и в 2019 году покупателям будет отгружено лишь 155,7 млн устройств. С чем связан бум этого года в сегменте, аналитики не уточняют, но можно предположить, что на ситуацию повлиял выход Apple Watch, что привлекло повышенное внимание к подобным устройствам.
В анализе объемов рынка IDC учитывает самые разные типы носимых «умных устройств», от smart-часов и фитнес-трекеров до умной одежды и очков a-la Google Glass. Устройства последних двух типов хотя и станут к 2019 году более распространенными, чем сейчас, но заметной доли в сегменте не займут, оставаясь экзотикой даже внутри сегмента «носимого». Но структурные изменения в сегменте все же произойдут. IDC предлагает разделять носимые устройства на две категории по простому признаку — возможности загружать и исполнять внешние программы. Носимые устройства категории Basic этого не позволяют (пример: фитнес-трекеры), категории Smart — умеют (пример: «умные часы»). Если до настоящего времени в данном сегменте по данным мировых отгрузок basic-девайсы превалировали над smart-решениями (по итогам прошлого года поставки составляли 4,2 и 22,1 млн, соответственно), то в этом году практически достигнут паритет между категориями (33,1 и 39,0 млн, соответственно). В дальнейшем девайсы с возможностью загрузки программ будут более популярны, чем smart, хотя последние полностью вытеснены не будут (согласно прогнозам на 2016, отгрузки будут составлять 89,4 и 66,3 млн, соответственно).
Интересно, что аналитики IDC предсказывают в сегменте «битву платформ», хотя не совсем понятно, какие компании или альянсы могут вывести на рынок реального конкурента Android Wear или watchOS. Конечно, Samsung будет продвигать в качестве универсальной операционной системы Tizen, возможны аналогичные действия со стороны LG, которой принадлежат права на webOS, уходящую корнями в Palm OS, но пока сложно воспринять эти решения на правах участников глобальной битвы в сегменте носимых устройств. Возможно, в этом сегменте свое слово скажет Microsoft, которая также позиционирует Windows 10 как универсальную платформу, но сегодня воспринимать эту корпорацию как потенциального участника глобальной битвы в носимых устройствах еще сложнее, чем упомянутых «корейцев», учитывая весьма скромные успехи Windows Phone.
Для российских ритейлеров прогноз хотя и интересен, но не содержит принципиально нового, актуального для практической деятельности, по сравнению с тем, о чем мы говорили в начале месяца. Мы уже отмечали, что рынок «носимого» переживает взрывообразный рост и подход «куй железо, пока горячо» тут весьма актуален даже для российских условий, где снижение доходов населения толкает рынок из категории «развитых» в «развивающиеся». Но при этом продажи носимых девайсов не настолько велики, чтобы драматическим образом изменить ситуацию в рознице. Ориентация на smart-устройства в российских условиях была более выражена и раньше, но не потому, что в этом плане локальный рынок «впереди планеты всей», а потому, что заслуживают более пристального внимания, чем basic, хотя последние на российском рынке не были очень уж популярны — фитнес для россиян так и не стал массовым увлечением, поэтому фитнес-браслеты особую популярность на локальном рынке.
«Умные часы» на российском рынке находятся на некотором «перепутье». С одной стороны, их уже нельзя рассматривать как устройство «представительского класса» — цена подобных гаджетов однозначно указывает на их причастность к массовому рынку. С другой стороны, часы еще не получили достаточно разнообразной функциональности, чтобы отнести их к «must have»-опциям для активного пользователя гаджетов или применять для самовыражения. Однако, ситуация меняется к лучшему, причем достаточно быстро. Например, если индустрия поставки различных ремешков-браслетов для «умных часов» еще не развита (сравните предложения ремешков и, например, задников для смартфонов), но уже появляются новые «шкурки» для экранов smart watch — в июне о выходе дизайнерских коллекций кастомных экранов для устройств на платформе Android Wear объявил Google. Важно: среди этих коллекций есть подборки от таких брендов, как Bang & Olufsen и Geox, что указывает на повышенное внимание, которое «смарт-часы» удостаивают крупнейшие не-гаджетовые компании, а это говорит, что у часов большое будущее, которое наступает уже сейчас.
Источник: Александр Маляревский