14 июля 2015 г.

Мировой рынок компьютеров сократился на 9,5% в натуральном выражении, по данным за второй квартал текущего года по сравнению со втором кварталом предыдущего, как сообщает Gartner Group. Ситуация действительно тревожная: мало того, что негативный тренд сохранен и сокращение значительно, так еще и темпы падения нарастают экспоненциально. Напомним, что в первом квартале падение мирового рынка составило шло почти вдвое меньшими темпами и составило 5,2%, а в четвертом квартале прошлого года было еще вдвое медленнее — 2,4% (в обоих случаях сравнение год к году).

Регион ЕМЕА отличился. В первом квартале ситуация тут была несколько лучше общемировой: региональное сокращение составило 4,4% при мировом падении 5,2% Но во втором квартале все наоборот — регион падает много быстрее мира — 15,7% против 9,5%. Конечно, в регионе ситуация крайне неоднородна по странам, например, падение российского рынка, где на мировые тенденции наложились локальные экономические проблемы, куда как более выразительно — в первом квартале его падение составило 43,6% (по локальному рынку данные IDC), при проседании региона на 4,4%

Мировую ситуацию аналитики объясняют по-разному, но ни одно из объяснений не является исчерпывающим.

Ситуацию пытаются объяснить отложенным спросом, вызванным ожиданием выхода Windows 10? А откуда он мог взяться? Но, скажите, какие пользователи так страстно ждут появления Windows 10, что миллионами откладывают покупку новых компьютеров? Корпоративные? Так они с большим недоверием относятся к новым «операционкам» и начинают переход на них спустя несколько кварталов после выхода, спустя несколько итераций, закрывающих «дыры» и другие шероховатости новой версии. Частные? При всей привлекательности новой ОС в ней нет ничего, способного мотивировать пользователя на отсрочку покупки домашнего ПК. Более того, переход на «десятку» могут выполнить все компьютеры, проданные в этом году, а также реализованные в течение нескольких предыдущих предыдущих кварталов, причем никаких сложных действий для этого пользователям выполнять не придется, достаточно согласиться на предложение установленной у них системы на выполнение автоматического апргейда.

Есть объяснение «отложенным спросом наоборот» — то есть попытка описать падение сейчас резко возросшим спросом в предыдущие кварталы, когда пользователи массово стали заменять компьютеры на Windows XP, от поддержки которой из-за солидного возраста операционной системы отказалась корпорация Microsoft. Это объяснение подходит для понимания некоторых особенностей динамики падения, но не для всей ситуации. Разница в квартальных продажах за второй квартал этого и тот же период предыдущего года составила 7,2 млн компьютеров, но разве кто-нибудь заметил пик реализации ПК в сравнимых количествах в прошлом году?

Аналитики Gartner пытаются объяснить ситуацию укреплением курса доллара относительно национальных валют, но и это странно — скачков курса, настолько значимых, что способны стать причиной не-покупки каждого десятого компьютера, не было!

Природа спада проста, и для рынка весьма печальна, так как основная причина не может быть преодолена быстро. К спаду привело отсутствие в сегменте ПК инноваций, причем достаточно значимых, чтобы стимулировать приобретение новых компьютеров при исправно работающих уже имеющихся. Резервы для экстенсивного развития давно исчерпаны, все, кому нужен был компьютер и кто мог его себе позволить, давно приобрели ПК, поэтому новые системы в основном приобретали взамен старых, которые с течением времени или ломались, или устаревали — то есть их производительность оказывалась недостаточной для решения задач, актуальных для пользователя. Большинству офисных и развлекательных приложений вполне достаточно вычислительной компьютеров трех-пятилетней давности, а в ряде случаев и более старых. Конечно, системы для творчества, инженерных задач или современных игр постоянно требуют нового уровня производительности, но, во-первых, в натуральном выражении их процент невелик, во-вторых, описанный выше тренд присутствует и в этом сегменте, хотя тут он и менее выражен, чем в целом по рынку.

Мы уже писали об аналогичной ситуации, сложившейся на рынке планшетов. Рынок «таблеток» заметно меньше, поэтому он более динамичен и аналогичная ситуация на нем более выразительна: настал момент, когда сегмент исчерпал резервы экстенсивного развития, а отсутствие значимых инноваций затрудняло продажи новых планшетов взамен исправно работающих старых. Ранее мы рассказывали о возможных путях, позволяющих реселлерам вести продажи даже на падающем рынке планшетов, некоторые из этих вариантов будут актуальны и для рынка ПК.

Если рынок стандартных систем насыщен, логично сделать особый акцент на продаже необычных компьютеров. Это могут быть системы в дизайнерских корпусах (как, например, ASUS ROG RG6, о которой CRN писал на прошлой неделе ), трансформеры (как, предположим, целое семейство решений Acer), windows-планшеты (как от Microsoft, так и от партнеров корпорации), dongle-PC (от крупных фирм, например, от Lenovo, как только они, наконец, появятся в продаже).

Следует рассматривать продажи в узких подсегментах, например, предлагая те же dongle-PC в качестве ПК для гостиной, в качестве альтернативы IP-TV-приставкам, windows-планшеты в нишу между ноутбуками и iPad/android-«таблетками». Конечно, такие продажи весь рынок не спасут, но оборот торговых точек компании, которая будет заниматься соответствующими методами продвижения, увеличить смогут.

Особую роль в данном случае приобретают продажи разнообразной периферии — мониторов, проекторов, клавиатур, принтеров и многофунциональных устройств, мышей, джойстиков и разных опциональных девайсов, включая USB-вентиляторы, USB-лампы и прочее. Если человеку не нужен новый компьютер, то что-либо новое для своей системы он вполне может приобрести, как для работы, так и для развлечения.

Ну и, наконец, следует продавать самые обычные компьютеры, те самые «традиционные ноутбуки» и «скучные десктопы», сокращение их продаж вовсе не означает исчезновение данного сегмента как класса устройств. Несмотря на значительное падение рынка, которое мы наблюдаем, продажи настольных и мобильных систем исчисляются миллионами. Напомним, что на российском рынке в первом квартале этого года было продано около миллиона ПК, легко видеть, что каждый день в ритейле покупали тысячи компьютеров. Конечно, конкуренция нарастает из-за сокращения рынка — и того, которое уже произошло, и того, которое еще только предстоит — но это вовсе не означает, что сегмент умирает. Рынок «старых добрых» традиционных ПК, лишенных каких-либо изысков и предназначенных для самых широких слоев российских покупателей сохраняет актуальность, причем как из-за значительной емкости в натуральном выражении, так и из-за большой притягательности благодаря большому объему в денежном выражении — компьютер стоит заметно больше планшета или смартфона.

Источник: Александр Маляревский