23 ноября 2015 г.
Сегодня появление flagship killer уже не привлекает особого внимания прессы по той простой причине, что составить жесткую конкуренцию топовым моделям ведущих вендоров сегодня могут составить не единичные разработки врывающихся на рынок новичков, а десятки новинок самых разных производителей. Конечно, не все они способны конкурировать с топовыми решениями, но картина анонсов даже одной прошедшей недели позволяет сделать весьма интересные выводы.
Бренды «В»
Испанская BQ, как CRN/RE уже писал, на прошлой неделе открыла свое российское представительство, что должно положительно сказаться не только на продвижении ее 3D-принтеров «Гефест» и 3D-сканеров «Циклоп», но и на судьбе линейки смартфонов Aquaris. Приятно, что в продвижении «трубок» компания не стала делать ставку на «мейкеров» и хотя выпускает нишевые «убунтуфоны», предлагает рынку также массовые модели на классическом Android. Новинки bq интересны хорошей сбалансированностью, в них нет заметных «фишек», но их параметры на сегодняшний день оптимальны, а тщательный подход вендора обеспечивает массу приятных мелочей. Останавливаться на производительности вычислительной части современных смартфонов среднего класса, наверное, нет смысла — она достаточна, причем с большим запасом. Однако, скорость запуска и выполнения приложений в реальных условиях зависит не только от параметров процессоров, но и от объема оперативной памяти. У Aquaris M5.5 (на фото) восьмиядерный Qualcom Snapdragon 615, работающий на частотах до полутора гигагерц и 3 Гб оперативной памяти в максимальной конфигурации — этого будет достаточно и сегодня, и в ближайшие год-два.
Интересно, что доступно три конфигурации: в младшей «оперативки» все же 2 Гб и 16 Гб флэш-памяти, в средней — 3 и 16 Гб, в старшей — 3 и 32 Гб, соответственно. Как видно, если покупатель острj нуждается в экономии при покупке аппарата, вендор предоставляет ему такую возможность. Остальные параметры моделей одинаковы. Экран c диагональю 5,5 дюймов — FullHD (1920×1080), с такого же максимального размера доступна съемка видео (а зачем больше-то, пока UltraHD не получило повсеместного распространения и в ближайшее время не получит), а фотокамеры 13 Мпикс основная (с двухцветной вспышкой, как и положено современному смартфону) и 5 Мпикс фронтальной (тоже с блицем, куда же без него сегодня). Из приятных особенностей, о которых мы говорили, отдельные слоты для microSD (до 64 Гб) и для каждой из двух доступных SIM-карт, по счастью, вендор не стал экономить и ставить странный вариант «или вторая „симка“, или „флэш-карта“». Присутствует поддержка 4G и NFC. Последняя становится все более актуальной для «спаривания» девайса с наушниками, аудиоколонками, фотокамерами и другими электронными устройствами, а также для использования в платежных системах с возможностью бесконтактных платежей.
Вопрос: зачем при таких характеристиках аппарата среднего класса приобретать смартфоны топовых модификаций? Чтобы снимать UltraHD? Конечно, есть некоторое количество абонентов, которым это реально необходимо уже сегодня, но это явно не массовая аудитория. Так что Aquaris 5.5 можно рассматривать как хороший пример современного flagship killer, хотя вендор рассматривает его как обычный смартфон среднего класса. При этом Ирина Демчегло, отвечающая в российском представительстве bq за продвижение смартфонов, отмечает повышенный интерес аудитории именно к девайсам среднего класса, сегмент которых показывает лучшее увеличение продаж, чем сегменты недорогих и топовых аппаратов.
Из представленных на прошлой неделе фейерверка новинок ZTE на рассмотренный выше Aquaris очень похож Blade X9 получил сенсор отпечатков пальцев на задней панели. Он также получил дисплей с диагональю 5,5 дюймов и с разрешением Full HD (1920×1080 точек), тринадцатимегапиксельную основную и пятимегапиксельную фронтальную камеры, у него также восьмиядерный процессор с максимальной частой 1,5 Ггц. Однако, объем оперативной памяти составляет только 2 Гб, а встроенной — лишь 16. Но зато новинка ZTE получила сканер отпечатка пальцев, отсутствующий у Aquaris. Представленные одновременно с X9 модели X3 и X5 менее интересны, так как технические характеристики у них явно слабее (например, экраны у них только HD — 1280×720), то есть они никак нельзя рассматривать как «убийц флагманов». Интересно, что в новой линейке ZTE с X9 конкурирует модель Z7, которая получила похуже процессор (ядер двое меньше, только четыре, причем им доступна меньшая частота работы — 1,3 ГГц) и послабей экран (5 дюймов диагональ, HD-разрешение), но получше камеры (фронтальная 16 Мпикс, основная 8 Мпикс, причем у фронтальной вспышка — двухцветная). Зачем ZTE допустил такую внутреннюю конкуренцию, остается неясным.
Как видно, смарфтоны вполне добротные, с оптимальным соответствием всем современным требованиям, а иногда и с добавлением новомодных технических «фишек», например, сканеров отпечатков. Но в предложении нужно соблюдать осторожность — в спектре предложений вполне сбалансированные модели иногда соседствуют с посредственными, что хорошо видно на примере ZTE.
Бренды «А»
На фоне появления таких мощных аппаратов среднего класса интересны действия вендоров, выпускающих топ-модели. С одной стороны, им совершенно незачем представлять рынку «убийц» собственных флагманов, с другой — нужно отвечать на вызовы рынка. Вот как это сделал LG, показав модель Ray, вполне способную конкурировать с упомянутыми моделями ZTE, но в сравнении с Aquaris явно проигрывающую по параметрам (скорее всего, это совсем не случайно). По характеристикам камер Ray у М5.5 явно выигрывает 16 и 8 Мпикс против, напомним, 13 и 5, соответственно. Дисплей те же 5,5 дюймов, что и у М5.5, но с HD-разрешением, процессор «восьмиголовый», но с частотой до 1,4 ГГц, кроме того, у «корейца» отсутствует поддержка 4G и NFC. Сменная батарея, поддержка Knock-code, удобные кнопки управления на «спинке» аппарата и другие приятны фирменные «фишки» LG позволяют новинке успешно конкурировать на фоне младших ZTE, но в среднем классе, как видно, есть варианты интересней. LG представил также модель Class с дисплеем «2,5D» — то есть с загнутыми краями, как у Samsung S6 edge — но кроме изогнутого дисплея новинка ничем не примечательна.
Любопытна также появившаяся на прошлой неделе модель Lenovo Vibe P1. По основным характеристикам она прекрасно вписывается в существующую картину идеального смартфона среднего класса. Vibe P1 в стильном корпусе из металла и стекла оснащен FullHD-дисплеем с предсказуемой диагональю (5,5 дюйма, 1920×1080 пикселей) основной камерой (13 Мп) и фронтальной (5 Мп), аппаратная основа — уже знакомый восьмиядерный Qualcomm Snapdragon 615 с тактовой частотой 1,5 ГГц, «на борту» — 2 Гб оперативной и 32 Гб встроенной флеш-памяти (плюс возможность использования microSD объемом до 128 Гб). Поддержка 4G и NFC присутствует, кроме того, у «китайца» есть сканер отпечатка пальцев. Александр Катаев, генеральный менеджер Lenovo в России, особо подчеркивает длительное время работы новинки от одного заряда аккумулятора и, действительно, особенностью Р1 является «силовая составляющая», но она много интересней, чем просто расширение емкости аккумулятора. Смартфон получил батарею повышенной емкости (5000 мАч), но также продвинутую технологию энергосбережения (для ее активации предусмотрен аппаратный переключатель на корпусе). Девайс поддерживает функцию быстрой подзарядки, а также функцию OTG (On-The-Go) Charging, благодаря которой Р1 через USB-интерфейс способен заряжать другие гаджеты.
Что видим? Ровно то же самое, что и в предложении вендоров группы «В»: модели интересные, с оптимальным соответствием всем современным требованиям, а иногда и с добавлением модерновых аппаратных решений. Но тут вендоры иногда сознательно «загрубляют» характеристики новейших аппаратов, что хорошо видно на примере LG, поэтому выбирая модели для своих полок ритейлерам нужно быть внимательными и аккуратными.
Что это значит для ритейла
Очевидно, что в имеющейся экономической ситуации российские ритейлеры врял ли могут рассчитывать на рост популярности топовых моделей смартфонов. Продавать недорогие аппараты не очень выгодно, кроме того, в этом направлении настолько активно работают сети «операторских» салонов, что конкурировать с ними крайне сложно. Ритейлу остается вслед за вендорами делать ставку на продвижение смартфонов среднего класса.
Заметим, что смартфоны среднего уровня находятся в относительно хорошей позиции. На middle-class-сегмент будут действовать ровно те же негативные факторы, что и на другие (прежде всего, общая экономическая ситуация). Однако, тут будет приток абонентов, с одной стороны, требовательных, которым стали недоступны топовые модели, с другой стороны тех, кто ранее пользовался моделями начального уровня, а теперь с ростом запросов вынуждены увеличивать требования к смартфону.
При этом имеющиеся пользователи «трубок» среднего уровня вряд ли будут спешить перейти на топовые модели, и причиной тому не только экономическая ситуация. Как видно, рынок предлагает для этого сегмента достаточно много моделей — напомним, что перечисленные были анонсированы в течение одной недели — с достаточными на сегодняшний день характеристиками. Разве многим, например, актуален экран с разрешением больше, чем FullHD, нужен процессор более мощный, чем «восьмиголовый», и недостаточно камеры с сенсором 13 Мпикс? А новомодные «фишки» — двухцветные вспышки, сканеры отпечатков пальцев и т. д. — в аппаратах среднего класса появляются все чаще.
Как видно, в современной рыночной ситуации добротные современные смартфоны вполне могут выступать в качестве flagship killer, причем будут делать это все чаще и все активней. Только выбирая модели для своих полок старайтесь, чтобы новинка имела все необходимые для современного устройства элементы, а то пользователю будет обидно приобрести в качестве flagship killer без поддержки 4G, без возможности использовать для бесконтактных платежей или с экраном HD-разрешения. Пользователь сегодня становится особенно требовательный, ритейлу необходимо соответствовать, вендоры уже предоставляют для того все необходимое.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE