26 февраля 2016 г.
World Mobile Congress 2016 показал, что закончено оформление нового класса интересных устройств — камеры-«компаньоны», способные вести сферическую съемку (с охватом 360 градусов). Этот класс естественным образом впитал в себя несколько давно существовавших трендов, но переосмысливает их, открывая для пользователей новые формы творчества, а для ритейла — еще один вариант ответа на извечный вопрос: «Что бы еще продать абоненту со смартфоном?»
Работать такие камеры могут и без участия гаджетов — у них есть собственные аккумуляторы и писать отснятый материал они могут в собственную память — но настраивать их параметры можно только со смартфона, кроме того, они не могут самостоятельно показать отснятый материал, разместить его в Интернете и т. д. Поэтому такие камеры можно рассматривать как «компаньонов» и как своеобразных наследников «тонких клиентов».
Предыстория вопроса
Камеры в виде «тонких клиентов» появились давно. Первыми их стали использовать «безопасники» в системах видеонаблюдения, наслаждаясь преимуществами цифровых IP-камер по сравнению с распространенными тогда аналоговыми системами наблюдения и видеофиксации. Это направление и сейчас активно развивается — модели камер под разные профили использования делают разные вендоры. Доступны купольные камеры с широкоугольными объективами, модели с дистанционно управляемым зумированием, решения с системами оптической стабилизации (для получения стабильного изображения в условиях ветровой нагрузки при outdoor-установке), камеры во всепогодном и антивандальном исполнении и т. д.
Со временем появилось направление аналогичных камер, но уже для телевизионщиков. «Тонкие клиенты» с HD-, FullHD-, а теперь уже и с UltraHD-матрицами и с соответствующей классу устройства оптикой включают в ИТ-инфраструктуру конференц-залов, стадионов, театров, концертных площадок и т. д. Такие IP-камеры, как и решения для мониторинга, могут быть закреплены жестко, а могут работать по командам операторов, причем доступных вариантов тут побольше, чем в решениях для «безопасников». Камеры могут поворачивать объективы, менять фокусное расстояние, а иногда даже перемещаться по направляющим, подчиняясь командам в ручном режиме, действуя в полуавтоматическом (доступны разнообразные пресеты) или действуя автоматически. При записи происходящего или при прямой трансляции режиссер монтажа использует видео с этих камер точно также, как с тех, которыми ведут традиционным способом съемку люди-операторы, находящиеся непосредственно в гуще событий.
Как видно, «тонкие клиенты» могут быть составными элементами различных информационных инфраструктур разной степени специализированности. Камеры ведут техническую съемку или репортажную, результаты которой специалисты разных профилей используют для своих задач, как совершенно утилитарных, так и вполне творческих. Теперь появились аналогичные «тонкие клиенты» для мобильных персональных информационных инфраструктур, центром которых является смартфон.
Что было продемонстрировано на MWC 2016
Сегодня большинство современных моделей камер могут работать как самостоятельно, так и подключенными в качестве «тонкого клиента» к смартфону. Это умеют делать action-камеры, видеорегистраторы для авто, «камеры-компаньоны» да и большинство традиционных «дискретных» фотокамер. Однако, новинки MWC 2016 отличаются сферическим охватом и ориентацией на массовый рынок, а также тем, что потребуют создания новой модели потребления контента (но к этому мы вернемся чуть ниже).
Samsung показал камеру Gear 360 (слева), которая может снимать сферическое видео — у нее два fish-eye-объектива, способны охватывать по 180 градусов каждый (разумеется, может вести съемку и только один из них) разрешение изображения составляет 3840×1920 пикселей, частота 30 кадров в секунду, но девайс может также получать фотографии с разрешением в 30 Мпикс. Новинка поддерживает Wi-Fi (802.11 a/b/g/n/ac, 2,4/5 ГГц), Bluetooth 4.1, NFC и USB 2.0, у камеры встроенные акселерометр и гироскоп, что расширяет возможности ее использования. Корпус размером 66,7×56,2×60 мм получил защиту от влаги и пыли по стандарту IP53 (это немного, но лучше, чем ничего). Вес Gear 360, включая аккумулятор на 1350 мАч, составляет 153 грамма. По заявлению вендора, камера поступит в продажу во втором квартале 2016 года.
LG 360 Cam (справа) — аналогичное решение от другого южнокорейского вендора-гиганта. Камера также может снимать сферическое видео, но весит она меньше (всего 72 грамма), сенсоры у нее побольше (тринадцатимегапиксельные) и угол охвата объективов — по 200 градусов каждый — шире , чем у рассмотренного выше решения Samsung. Разумеется, новинка LG поддерживает беспроводные каналы для работы вместе с мобильными устройствами и имеет «на борту» аккумулятор емкость 1200 мАч, обеспечивающий камере возможность мобильного использования.
Sony несколько отстает от корейских вендоров — если они уже показали готовые продукты, то японская корпорация демонстрирует Xperia Eye как концептуальное видение ультракомпактной камеры с широкоугольным объективом. Камера также оснащена сферическими объективами с общим охватом в 360 градусов, но получила интеллектуальную технологию срабатывания затвора, возможности распознавания лиц и голоса. По заявлению представителей вендора, Xperia Eye заключена в самый малогабаритный корпус из всех существующих, хотя и не совсем понятно, насколько такие заявления правомочны по отношению к концепту.
Кроме упомянутых грандов аналогичные решения на MWC показывали и другие компании, например, Sphericam представила одноименную сферическую камеру, способной снимать сферическое видео с разрешением до 4К и с частотой до 60 кадров в секунду. Были представлены и профессиональные сферические камеры, например, решение компании Ozo, которое тоже обеспечивает сферический охват, но его вес в 4,5 кг определяет профиль использования этой модели, явно отличный от мобильного применения рассмотренных выше моделей.
Итак, моделей сферических камер на MWC 2016 показано достаточно много, но для нас критически важно присутствие в этом сегменте LG, Samsung и Sony, что однозначно указывает: камеры данного типа становится массовым товаром. Напомним также, что на Consumer Electronic Show 2016 компанией Nikon была представлена Key Mission 360, защищенная камера с возможностью сферической съемки.
Зачем абоненту сферическая камера
Вариантов индивидуального применения мобильных сферических камер возможно множество, основное — персональный мобильный видеорегистратор, снимающий все происходящее вокруг, позволяя пользователю практически не задумываясь о технической стороне процесса съемки. При этом маленькие и легкие камеры могут быть закреплены как на самом пользователе, так и на транспортном средстве, домашнем животном, стационарной подставке и т. д.
Разумеется, сферические камеры удобно использовать в качестве систем наблюдения для контроля безопасности, мониторинга ситуации в детской и т. д. Разумеется, найдутся и другие варианты применения новых камер.
Как и в случае с рассмотренными выше промышленными «тонкими клиентами», в последствии полученный материал можно использовать по-разному: он может быть «технической съемкой», например, для анализа выполненных действий и их последствий, или, например, видеофиксации урока, тренинга, лекции и других учебных мероприятий, может — фрагментом личного видеодневника и т. д. Созданный контент можно отсматривать как в записи, так и в «живой трансляции».
Новая модель потребления контента
Сферический контент уже существует — самые разные интернет-ресурсы, начиная с YouTube, позволяют его размещать (как в записи, так и «живым») и воспроизводить — и уже пользуются популярностью, хотя бы из-за своей новизны. Зрителю нравится «вертеть головой», находясь в сферической панораме, то разглядывая находящееся «впереди», то поворачиваясь и глядя на расположенное «сзади», то поднимая взгляд «вверх», то опуская «вниз». Только делать перечисленное мышкой или клавишами не очень удобно, тактильный экран несколько упрощает управление разглядыванием, но есть вариант получше — с использованием очков, которые изначально создавали для виртуальной реальности.
Использование VR-очков сделает разглядывание сферического контента процессом более естественным, а потом более удобным и приятным. Поэтому легко предположить, что c появлением сферических камер в продаже начнется бурный рост количества сферического контента, создаваемого миллионами пользователей, приведет к росту популярности VR-очков. Ну, а когда очки станут более распространенными, для них начнут массово создавать контент виртуальной и добавленной реальности, однако, это уже совсем другая история. Заметим, что VR-устройства были продемонстрированы на Mobile World Congress 2016, например, шлем HTC Vive, очки LG 360 VR и другие.
Что это значит для ритейла
Появление сферических камер, прежде всего, позволит ритейлерам расширить номенклатуру предлагаемого товара. Также важно, что сферические камеры, возможно, потребуют более мощных смартфонов, но совершенно точно, распространение таких средств видеофиксации потребует больших объемов памяти и дополнительных батарей — спрос на «power bank», microSD и дополнительные винчестеры явно вырастет. Наконец, распространение таких камер готовит почву для популяризации очков виртуальной реальности — сферический контент разглядывать лучше через них.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE