9 марта 2016 г.
Внутренняя интернет-торговля в российских условиях показывает впечатляющий рост, но даже при оценке в рублях ее динамика отстает от мировых показателей этого направления. Если же пересчитать показатели этого сегмента в доллары, то вместо роста мы увидим сокращение объемов внутренней интернет-торговли — когда по пути от магазина до покупателя товар не пересекает границу страны — причем на фоне впечатляющего роста трансграничных покупок.
В сегменте цифровой и бытовой техники ситуация чуть более печальная, чем в целом на рынке.
Рост или падение?
В рублях мы наблюдаем рост сегмента по всем параметрам
Объем российского рынка внутренней розничной интернет-торговли по итогам 2015 года оценили в 650 млрд. руб., по данным аналитического агентства East-West Digital News. Мы видим увеличение объема этого сектора национальной экономики на 16% по сравнению с результатами позапрошлого года, когда объем российского розничного e-commerce составлял 560 млрд. руб.
По данным аналитиков, россияне за прошлый год сделали 160 млн. интернет-покупок, что на 10% больше, чем годом ранее. Средняя стоимость интернет-заказа также возросла и составила 4050 руб. что на 8% больше этого значения годом ранее, когда эта сумма достигала 3750 руб.
В долларах же все совсем не радужно. В долларовом выражении объем российского рынка e-commerce сократились на 28%: в прошлом году интернет-продажи составили 10,5 млрд. долл., в позапрошлом — 15,5 млрд. Заметим, что итоги прошлого года в долларовом исчислении оказались даже ниже результатов 2013, когда объем рынка составлял 13,2 млрд, опустившись почти до уровня 2012, когда россияне сделали интернет-покупок на 10,2 млрд.
Динамика по товарным сегментам
Как отмечали исследователи из East-West Digital News, наиболее высокие темпы роста в e-commerce продемонстрировали товары для досуга, продукция для домашних животных и для детей, одежда, обувь и, наконец, продовольственные товары. При этом спрос на электронику, бытовую технику, косметику и парфюмерию по сравнению с 2014 годом сократился.
По данным агентства Initiative самыми востребованными товарами у российских интернет-пользователей остаются одежда, обувь и косметика. Также в список популярных продуктовых категорий вошли готовая еда, бытовая техника, товары для дома, компьютеры, детские товары, книги и средства связи. Интересно, что исследователи Initiative отмечают спад количества заказов на бытовую технику, компьютеры и средства связи, объясняя это общим всплеском покупок в этих категориях в конце 2014 года и существенное подорожание товаров в этих сегментах, что напрямую зависит от роста курса доллара.
Трансграничный ритейл — опережающий рост
За прошлый год количество заказов россиян в заграничных интенет-магазинах достигло 135 млн. Общий объем рынка трансграничного e-ритейла составляет 3,4 млрд (то есть около трети от внутреннего), рост по сравнению с позапрошлым годом — 55%. Большинство трансграничных покупок россиян — 88% — в 2015 году пришлось на китайские интернет-магазины, тут торговые площадки из Поднебесной показали выразительный рост по сравнению с 2014 годом, когда в китайских магазинах было совершено 70% трансграничных интернет покупок на территории РФ.
Рост трансграничного ритейла в РФ существенно опережает мировую динамику рынка e-commerce.
Как это выглядит на мировом фоне
Мировой объем интернет-ритейла в прошлом году вырос на 25% и достиг 7,3% от объема всей мировой розницы, по оценкам специалистов Emarketer. На основании этих данных аналитики с оптимизмом смотрят на перспективы российского интернет-ритейла, который в настоящее время контролирует порядка 2% национальной розницы. Теоретически российской интернет-торговли есть куда расти — страна существенно отстает даже от среднемировых показателей, не говоря уже о показателях развитых рынков. Но будут ли у российских компаний в ближайшее время ресурсы, способные обеспечить увеличение доли интернет-ритейла в общей структуре розницы — пока неясно.
Аналитики Emarketer считают, что несмотря на имеющиеся проблемы, доля, занимаемая интернет-ритейлом в российской рознице, будет продолжать плавно расти и удвоится к 2019 году, достигнув 4%. Однако, для мировой экономики этот параметр к тому времени достигнет 12%...
Что это значит для ритейла?
Приведенные цифры детализируют понимание трендов, о которых все догадывались и раньше. Составляющие интернет-экономики — в самом широком понимании: от интернет-магазинов до IoT — в российских условиях присутствуют, но процент их проникновения заметно ниже среднемирового. Отставание национальной экономики по этим параметрам будет нарастать по целому ряду вполне понятных причин.
Теоретически у интернет-ритейла есть значительный запас роста — доля интернет-продаж в национальной экономике слишком мала по сравнению с аналогичными значениями в других развитых странах — но как увеличить долю в имеющейся ситуации, не совсем ясно. А ситуация, в которой оказался российский ритейл цифрового оборудования, крайне непростая: на фоне уменьшения покупательной способности населения и роста цен из-за падения национальной валюты, приводящих к сокращению рынка розницы, В2С-продажи ИТ-продукции падают опережающими темпами. При этом на российских ритейлеров оказывают мощное давление китайские, у которых все в порядке с ресурсами для активизации продаж в РФ.
Однако, отступать национальному ритейлу некуда, российские интернет-магазины вряд ли смогут начать захваты рынков Украины, Казахстана и других республик бывшего СССР. Поэтому за долю на падающем рынке российским ритейлерам цифрового оборудования придется биться отчаянно, используя все конкурентные преимущества, среди которых, например, недоступная тут «китайцам» возможность сочетать интернет- и традиционные каналы продаж.
Источник: Александр Маляревский