26 июля 2016 г.
В течение недели IDC обнародовала два доклада, посвященных рынку носимой электроники, приведенные в которых цифры, на первый взгляд, противоречат друг другу. Однако, противоречия нет — несмотря на наблюдаемый в настоящий момент спад продаж в сегменте «умных часов» (сегмент для wearable electronics важный, но не единственный), аналитики предсказывают всему данному направлению устойчивое развитие.
Сейчас — падение...
Итоги второго квартала для рынка смарт-часов оказались на удивление печальны — мировой рынок в натуральном выражении рухнул на 32% по сравнению с тем же периодом прошлого года: квартальные продажи снизились с 5,1 млн до 3,5 млн штук. Падение это, похоже, определил один единственный продукт, тот же, который привел к хорошим результатам год назад — Apple Watch.
По данным IDC, квартальные продажи smart-часов Apple рухнули на 55%. За второй квартал в этом году было реализовано 1,6 млн часов такой модели, в то время то же время в прошлом — 3,6 млн. Однако, если учесть, что в прошлом году «яблочные» часы присутствовали на рынке лишь часть квартала — напомним, что предзаказы стали принимать 10 апреля, а продажи стартовали 24 апреля — и поставки шли в ограниченном количестве стран, то проблема с Apple Watch становится более выразительной. Заметим, что в прошлом году подобное развитие ситуации CRN/RE предсказывал, учитывая странный набор функций и общую «сыроватость» данного продукта, который к моменту начала продаж рынок с нетерпением ждал уже несколько кварталов, что и привело к ажиотажному спросу, растянувшемуся почти на год. Но ажиотаж ушел, и часы Apple, падая, потянули за собой весь сегмент smart watch.
Посмотрим на результаты сегмента «за минусом» продукции из Купертино, как бы не выглядел странным такой подход — ведь Apple Watch и сейчас, упав на 55%, занимает 47% этого рынка, почти втрое превосходя ближайшего конкурента, то есть «часы» всех остальных вендоров вместе взятых можно смело отнести к категории «прочие». Но подход покажет рыночную ситуацию весьма выразительно.
Проблемы не у класса устройств, проблемы с «часами» именно у Apple! На рынке «прочих» smart watch мы видим устойчивый рост: продажи второго квартала прошлого года составили 1,5 млн штук, а этого года — 1,9 млн, прирост составил 27%, что весьма неплохо, учитывая падения в большинстве сегментов других цифровых устройств. В сегменте лидеры растут заметно быстрее рынка, что особенно заметно на результатах Тор 3 «прочих»: продажи «умных часов» Samsung показали рост 51%, Lenovo — 75%, LG с приростом 26% демонстрирует хорошую динамику, хотя и чуть отстает от рынка.
Как видно, результаты хорошие. Понимание этого позволяет воспринять позитивные прогнозы IDC на обозримое будущее.
...дальше — рост
IDC ожидает выразительный рост рынка smart watch — включая продукцию компании и из Купертино, которая, судя по всему, представит новую модель Apple Watch осенью, что взбодрит продажи лидера — согласно прогнозам, общие поставки в натуральном выражении возрастут почти на треть по сравнению с прошлым годом: с 31,9 млн до 41,8 млн устройств. Плавный рост ожидается до 2020 года, когда количество отгруженных всеми вендорами smart watch достигнет 111,3 млн.
Если сейчас лидерами рынка wearable electronics являются «умные браслеты» — в прошлом году их реализовано 26,8 млн, в этом ожидаемые объемы продажи должны достигнуть 51,4 млн. штук. Рост поставок «браслетов» будет продолжаться и на период до 2020 года, но его темпы будут меньше, чем у «умных часов», в результате последние станут самым распространенным носимым устройством к концу рассматриваемого промежутка времени. Если сегодня на рынке пользовательской «носимой электроники» безоговорочным лидером являются «браслеты» занявшие в прошлом году 50,5% — а сегмент wearable electronics включает также «умные очки», «умную одежду» и некоторые другие устройства — и в текущем году их доля практически не изменится (50,5%, согласно прогнозам), то к 2020 они будут занимать только 28,5%. Для «умных часов» же доля рынка будут расти: 40,4%, 41,0% и 52,1%, соответственною.
Согласно прогнозам IDC, быстрее всего будет расти направление «умных очков» — рост к 2020 по сравнению с итогами прошлого года составит 188 раз! — но такие потрясающие показатели определены, конечно же, эффектом низкой базы: прыжок на количество проданных устройств в 18,8 млн за 2020 год будет выполнен с объема 100 тыс. устройств, реализованных в 2015 году. Выразительный рост, согласно прогнозам, покажет «умная одежда» — с 400 тыс. до 15,6 млн., соответственно. А вот продажи носимых устройств прочих типов практически не изменятся — рост продаж таких девайсов с 6,8 млн. до 7,1 млн выглядит весьма невыразительно на фоне успехов часов, браслетов, очков и одежды.
Что это значит для ритейла
Ритейлу нужно учиться продавать носимую электронику, прежде всего, разумеется, «умные часы» и «умные браслеты». Есть мнение, что основная конкуренция в данных суб-сегментах будет происходить не в области технических изысков, а в дизайне. Разумеется, продвижение такой «дизайнерской» продукции потребует несколько иного маркетинга, чем традиционно «технократических» привычных цифровых устройств.
Как мы неоднократно говорили, «носимая электроника» для российского рынка может оказаться относительно более ходовым товаром, чем для мирового. Оказавшись в ситуации резкого снижения доходов россияне все реже будут позволять себе смену смартфонов, но привычка к апгрейду будет требовать покупки каких-то «фишек» для используемых мобильных устройств. В результате более бедные абоненты будут покупать чехольчики и сменные панельки, более богатые обратят свой взор на «умные часы» и «умные браслеты». Ритейлу нужно быть готовым к такому развитию событий.
Источник: Александр Маляревский