26 июля 2016 г.
Как уже отмечалось, федеральный закон №
Однако в «Пакете Яровой» есть не только поправки, затрагивающие интересы операторов связи. Есть в нем, среди прочих, и поправки, косвенно затрагивающие интересы интернет-магазинов. Так, например, в статье 9 данного закона говорится о том, что «Операторы почтовой связи в пределах компетенции обязаны принимать меры по недопущению к пересылке в почтовых отправлениях предметов и веществ, указанных в статье 22 настоящего Федерального закона. В этих целях могут использоваться рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение».
На практике это может вылиться в удорожание услуг, оказываемых операторами почтовой связи и, следовательно, в повышение стоимости интернет-заказов для их (интернет-заказов) получателей. Есть даже некоторые оценки на этот счет. Так например, «Почта России» оценила затраты на исполнение федерального закона №
Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов полагает, что в итоге общее количество покупок в интернет-магазинах может упасть на
«В „Пакете Яровой“ есть два момента, которые могут сильно повлиять на деятельность Интернет-магазинов, — полагает руководитель кластера РАЭК/e-commerce Иван Кургузов. — Во-первых, это необходимость хранения операторами связи записей телефонных разговоров. Дело в том, что в интернет-магазин, даже небольшой, всегда идёт очень серьёзный входящий поток. Нормальный показатель — когда операторские мощности загружены на 75%. Сейчас в цене товара стоимость услуг телефонных операторов составляет небольшую долю. Но эта стоимость может быть резко повышена, так как для соблюдения закона и полугодового хранения операторам потребуется астрономическая сумма, и брать они её будут с тех, кто больше потребляет. Скорее всего, произойдёт резкий массовый переход на все формы интернет-телефонии. Но потребитель-то продолжит звонить, и на входящем канале цена всё равно поднимется. И это повлияет на итоговую стоимость товара.
Второй момент — возможное резкое удорожание услуг „Почты России“. Сейчас через неё, по разным оценкам, проходит до 45% всех доставок российских интернет-магазинов. Если у неё вырастут тарифы и увеличатся сроки доставки, от „Почты России“ интернет-магазины разбегутся. Цена услуги вырастет. В итоге, из-за в общего увеличения цен, снизится оборот».
Может, интернет-магазинам стоит составить и подписать некую Хартию, в которой они обязуются не посылать своим покупателям товары, запрещенные «Пакетом Яровой» (по примеру «Этической хартии бизнеса в сфере дистрибуции и импорта ИКТ-оборудования»)? Вот как отвечает на этот вопрос Иван Кургузов: «Я считаю, что правильным путём является существенная корректировка или даже отмена „Пакета Яровой“. Бизнес не должен вставать с транспарантами поддержки, пусть даже в такой косвенной форме».
«Чтобы оценить влияние увеличения стоимости доставки товаров на интернет-торговлю, необходимо выяснить, какую долю интернет-заказов обслуживают внешние почтово-курьерские фирмы, — считает директор по продажам SVEN в России Валерий Трусов. — Насколько я знаю, у крупнейших интернет-магазинов с развитой сетью магазинов и/или пунктов выдачи (например, ОЗОН, „Юлмарт“, „Ламода“, „Эльдорадо“, „МВидео“ и др.) очень большая доля товара забирается через эти пункты. Однако в любом случае, при удорожании стоимости доставки доля дешёвых товаров в интернет-торговле должна сократиться».
А вот что рассказала нам менеджер по связям с общественностью компании «М.Видео» Юлия Зотова: «Новые законодательные требования к операторам почтовой связи, скорее всего, не окажут прямого влияния на работу нашего онлайн-магазина и наших сервисов доставки, тем не менее, новые поправки могут сказаться на развитии интернет-торговли в целом».
C ней согласен генеральный директор электронного дискаунтера «Ситилинк» Михаил Славинский: «Прямой угрозы для коммерческой деятельности нашей компании мы не видим, так как логистику до покупателя осуществляем самостоятельно. Но исключать возможное влияния „Пакета Яровой“ на экономику отрасли в целом не стоит. Как изменится товарная себестоимость с учетом того, что в сегменте БТиЭ в основном импортная продукция?.. Насколько подорожают трансграничные покупки?.. Каким образом это отразиться на поведении потребителя?.. Сейчас делать любые прогнозы бессмысленно. Понятно, что какими бы не были последствия принятия данного пакета законов, нам придется адаптировать под них нашу бизнес-модель».
Александр Крынский, руководитель компании ON NO (широкопрофильный поставщик высокотехнологичных товаров и IT-товаров массового спроса) добавляет: «Возможно „Пакет Яровой“ и оказал бы влияние на небольшие интернет-магазины, но пока непонятна методология проверок и выявления нарушений его несоблюдения. Что касается средних и крупных интернет-магазинов, имеющих свои серверы — они его и так выполняют. Пусть не досконально, но для этого, как я понял, дается время. Что же касается услуги доставки, это не наш заработок. Это целиком и полностью епархия „Почты России“ и прочих транспортных компаний. Если нововведения повлияют на конечную стоимость данной услуги — ценник подрастет везде. А дальше, как говорится, мяч будет на стороне покупателя. Что он с ним сделает — вопрос!».
«Мы в общих чертах обсуждали слова президента НАДТ, — говорит контент-менеджер Medgadgets.ru Анатолий Скопин. — На наш взгляд, это скорее нытье, чем какой-то серьезный анализ. Честно говоря, про возможные последствия „Пакета Яровой“ пока вообще не хочется думать... Есть много текущих проблем, на которые закон №
Михаил Славинский добавляет: «На наш взгляд, если говорить о по-настоящему актуальных вопросах российского онлайн-ритейла, то его основная проблема — непредсказуемость потребительского поведения. Чем быстрее стабилизируется экономическая ситуация, тем быстрее покупатели смогут сформировать свою модель потребления, а мы для них — адекватное предложение. Все мы осознаем, что волатильность курсов валют сохранится. Небольшие процентные изменения уже никого не пугают и не воспринимаются как критичные. Стабильность в данном случае — это отсутствие кратного изменения курса. В течение последних 1,5 лет потребители постепенно возвращаются к более активному потреблению, но по своей сути оно довольно противоречиво. Прогнозируемость поведения покупателей — главная потребность рынка. Остальные известные болевые точки российского e-commerce: ужесточение внутренней и внешней конкуренции, сложности с логистической составляющей, оптимизация процессов — все это не более, чем коммерческий вызов для „Ситилинк“. Его нужно принять и найти эффективное решение».
«Традиционно к барьерам российской интернет-торговли относится низкий уровень проникновения интернета в регионах, — считает Юлия Зотова. — Однако сейчас ситуация постепенно меняется: по последним данным 70% взрослого населения России использует интернет. Так например, в нашей сети более 50% покупателей начинают свое знакомство с компанией и её ассортиментом на сайте. Также играет роль отсутствие доверия со стороны покупателя к небольшим интернет-магазинам, которых за последние годы появилось большое количество. Пользователи склонны больше доверять интернет-магазинам крупных сетей...».
Рискну предположить, что с последними словами Юлии Зотовой представители небольших специализированных интернет-магазинов, успешно работающих долгие годы, не согласятся. Но это тема отдельного разговора.
«В конкурентной среде все кого-то боятся, — считает Александр Крынский. — Специализированные, нишевые интернет-магазины боятся „федералов“, „федералы“ боятся „китайцев“. При этом все работают и у всех есть как сильные, так и слабые стороны. К примеру, нашему интернет-магазину onno.ru для доставки какой-либо мелочевки — флешки или мышки в отдаленный регион страны, где нет нашего филиала, приходится перекладывать цену доставки на клиента. И он уже, в свою очередь, решает — выгодно ему переплачивать сумму, сопоставимую с ценой самой покупки, или поискать где-то в другом месте. Кроме того, у нас есть транспортные компании, с которыми нам удобно работать, но, если покупатель настаивает на какой-то своей ТК, мы не возражаем. И в том и в другом случае, цена транслируется клиенту, включается в счет, либо предоставляется возможность оплаты при получении. При подобном положении дел, предположу, что есть целые категории товаров, которые у нас вовсе и не выгодно покупать и дело не всегда в цене логистики. В любом случае, последнее слово остается за клиентом!».
Да, это так — последнее слово остается за клиентом. Лично я за последние несколько лет практически все свои «ИТ-покупки» произвел через сайты. Однако услугами доставки пользовался лишь при заказе крупногабаритной техники. А всякую мелочь предпочитаю забирать из магазинов или их пунктов доставки сам. Так оно как-то надежнее. Да и плата по факту получения исключает возможность разного рода недоразумений и мошенничеств.
Впрочем, не я один такой. В публикации РБК, где приводятся слова президента НАДТ о том, что после вступления «Пакета Яровой» в силу количество покупок в интернет-магазинах может упасть на
Одним словом, «Пакет Яровой», похоже, пока не очень сильно волнует отечественные интернет-магазины. Во всяком случае, крупные и средние. Есть проблемы и поважнее... Также интересно отметить, что к моменту написания этой заметки на сайте НАДТ официальная позиция данной ассоциации по отношению к «Пакету Яровой» никак не отражена...
Источник: Владимир Митин