18 октября 2016 г.
«Умные очки» — перспективное направление wearable electronic, которое, возможно, в среднесрочной перспективе переживет второе рождение на массовом рынке. Продвижение «в массы» подобных решений идет крайне медленно как из-за технических сложностей, так и из-за некоторых маркетинговых историй, самой громкой из которых, конечно, является «фальш-старт» проекта Google Glass.
В настоящее время «носимая электроника» представлена, по большей части, smart-часами и «умными браслетами». Более того, в ближайшем обозримом будущем подавляющее большинство w/e-девайсов будут относиться к этим двум типам устройств (см. тут). Однако, будет плавно расти популярность других решений — например, «умной одежды», спортивного smart-инвентаря (в этом плане показателен, например, «умный велосипед», продемонстрированный LeEco) и, конечно же, «умных очков».
Под «умными очками» обычно подразумевают решения для использования в решениях «дополненной реальности» (AR, Augmented Reality) или для «смешанной» (MR, Mixed Reality), которые в техническом плане оказывается заметно сложнее, чем Vitrual Realty (VR). После провала проекта Google Glass, крупнейшие вендоры ведут себя крайне осторожно, долгое время отрабатывая концепты, большинство из которых представляют собой платформы для создания различных прикладных решений в нишевых областях.
О концепте Project Alloy, созданном корпорацией Intel, CRN/RE писал ранее. Напомним, что этот шлем представляет собой носимый компьютер, поддерживающий связь с традиционным ПК по беспроводному каналу и снабженный камерой RealSense. Наличие камеры, способной отслеживать движения рук и пальцев пользователя позволяет использовать данный шлем без дополнительных манипуляторов, что весьма удобно. А возможности камеры, позволяющие «на лету» сканировать некрупные трехмерные объекты, перенося их образы из физической реальности в цифровую, стирают грани между ними, что и позволяет говорить о Mixed Reality. Однако, этот шлем на данный момент представляет собой лишь концепт, который не вышел за пределы лабораторий Intel. По заявлению представителей корпорации, разработчикам других компаний это устройство будет доступно примерно через год — во второй половине 2017. Когда пользователи получат решения на базе этого устройства, остается только догадываться.
Путь «очков» Microsoft HoloLens (на фото) от концепта до продукта также оказался достаточно долгим — более полутора лет. Анонсированные в январе 2015 года, «очки» только сейчас стали доступны для заказа за пределами США, но в комплектации Development Edition, предназначенной для разработчиков, и далеко не на всех рынках. Сейчас заказать это устройство могут разработчики в Западной Европе, Австралии и Новой Зеландии. Интересно, что данный продукт Microsoft за пределами «материнского рынка» оказывается заметно дороже: если в США его можно приобрести с весны этого года за 3000 долл., то Германии, Франции и Ирландии он стоит 3299 евро. Напомним, что HoloLens представляет собой автономный компьютер, построенный на тридцатидвухбитном чипе Intel, с выделенными решениями для графики и для интерпретации жестов, распознавания голоса, направления взгляда пользователя и ряда других параметров. Шлем получил шесть камер: основную с сенсором 12 Мпикс, дополнительную для анализа глубины сцены и, наконец, еще четыре служебные, предназначенные для ориентации в пространстве. Время автономной работы в режиме активного использования достигает
Интересно, что в ближайшее время на рынке появятся «очки» для Augmented Reality от Epson. Модель Moverio BT-300 ориентирована на профессиональное использование, обеспечивая «дополненному» изображению хорошую детализацию (720р), высокую яркость и контрастность (100000:1). Очки также снабжены камерой, разнообразными датчиками (акселерометр, компас, GPS и т. д.), а также микрофонами, что позволяет использовать голосовое управление приложениями. Несмотря на обещанную доступность «очков» лишь к концу года, уже приходят сообщения о появлении для них различных нишевых приложений. Например, Epson объявила о сотрудничестве с компанией DJI, ведущим мировым производителем дронов, в рамках которого вендоры планируют совместно разрабатывать новые приложения для пилотирования беспилотников с помощью Moverio BT-300. Первым этапом будет портирование приложения DJI GO, совместимое с дронами серий Platform, Inspire и Matrice, а также с системой Osmo, благодаря чему пользователи, надев «очки», смогут видеть изображение с камеры дрона, а также непосредственно наблюдать за полетом самого дрона — ведь дисплеи в Moverio прозрачные. Разработчики отмечают, что такое решение для дронов будет первым в своем классе. По замыслу компаний помимо повышения безопасности управления дронами комплект из «очков» и беспилотника предоставит пользователям удобный AR-инструмент, актуальный для задач в строительстве, сельском хозяйстве, аварийно-спасательных службах, природоохранных проектах, кинематографе и т. д.
Интересно, что «очки» для виртуальной реальности на рынке представлены в большом количестве, только их по какой-то причине принято называть шлемами. Наиболее популярны решения для «мобильной виртуальной реальности», в которых все отслеживания положения головы пользователя выполняет смартфон, который выполняет необходимые вычисления и отображает на своем же экране нарисованный мир. По сути, в этом случае «шлем» представляет собой простейшую конструкцию, удерживающую смартфон перед глазами пользователя, а для увеличения качества воспринимаемой картинки снабженную парой линз и защищающую от внешнего света. Есть и более сложные решения, и, как следствие, более дорогие — HTC Vive, Oculus Rift, Sony Playstation VR и некоторые другие — которые появились на массовом рынке лишь недавно и пока их присутствие на розницу не оказало сколько-нибудь заметного влияния.
Что это значит для ритейла
Для ритейла весьма важно, что VR в новом сезоне будет оставаться «горячей темой» на рынке. Развитие смартфонов делает возможным применение в VR-шлемах даже устройств среднего ценового диапазона, а топовые модели подходят для этой цели просто прекрасно. Цена геймерских машин, позиционированных как VR-ready, тоже быстро снижается и уже начинается от 60 тыс. руб., что делает цену «входного билета» доступной если не для массового среднестатистического пользователя, то, как минимум, для широких кругов российских геймеров.
Упомянутые нами AR-системы массовыми не станут ни в наступившем сезоне, ни в паре-тройке следующих за ним. Однако, информация об их доступности разработчикам, демонстрациях AR- и MR-решений на игровых выставках и шоу потребительской электроники, а также другие смежные новости будут подогревать интерес массовых пользователей к VR-шлемам, чему ритейлу нужно воспользоваться.
Заметим, что в сегменте «очков» есть и интересные «лайтовые» решения, которые, однако, зачастую оказываютсяузкоспециализированными. Например, корпорация Intel совместно с фирмой Oakley создала Radar Pace — «очки» со встроенными микрофоном, наушниками и разнообразными датчиками ориентированы на ведущих здоровый образ жизни. В процессе тренировок — бега, езды на велосипеде и т. д. — они способны отслеживать различные параметры и передавать их по беспроводному каналу на смартфон, а от гаджета получать музыку и голосовые подсказки. Очки в тандеме со смартфоном могут распознавать даже голосовые команды (даже «Ok, Radar», по аналогии с известной «Ok, Google»), что позволяет пользователю получать служебную информацию, не отвлекаясь от процесса тренировок. Конечно, к VR или AR данная модель не имеет никакого отношения, но она, бесспорно, относится к сегменту wearable electronic и может увеличить продажи торговых точек, в которых умеют работать с любителями воркаута.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE