26 октября 2016 г.
Рынок «умных часов» в третьем квартале упал на 51,6% в натуральном выражении по сравнению с тем же периодом прошлого года, по данным IDC. Результат неожиданный — ведь этому сегменту предсказывали большое и интересное будущее. Однако, если мы посмотрим на ситуацию по платформам, итоги квартала удивят нас еще сильнее.
Битва платформ
Лидером рынка остается платформа iOS (41,3%), несмотря на продолжающее падение. Заметим, что в третьем квартале падение продаж моделей Apple оказалось заметно сильнее общего сокращения рынка — 71,6% против 51,6%, соответственно.
Думаете, на втором месте платформа Google? А вот и нет! Пятерка лидеров, напомним, выглядит так: Apple (реализовавшая за квартал 1,1 млн. устройств), Garmin (0,6 млн), Samsung (0,4 млн), Lenovo/Motorola (0,1 млн), Pebble (0,1 млн). Отнесенные к категории «прочие» компании в сумме реализовали всего полмиллиона «часов». На втором месте, как видно, платформа Garmin!
Платформа Google в сумме оказалась установлена на сравнимом с Garmin количестве проданных часов. Если предположить, что большинство «прочих» производителей выпускают «часы» на Android Wear (а там, заметим, такие компании как Sony, LG, Huawei и другие) и суммировать их квартальные результаты со ста тысячами устройств Lenovo/Motorola.
Внезапно к Android Wear приблизился Tizen, которые ставит в свои носимые устройства Samsung. Результаты Pebble, которая строит «часы» на собственных программных разработках, вчетверо меньше, чем у Samsung с Tizen, но все равно неплохие — компания по-прежнему присутствует в пятерке лидеров.
Что это было?
Квартальные результаты пока интерпретировать довольно сложно, не говоря уже о прогнозе на последнюю четверть года. Прежде всего, не совсем понятно, какие именно рыночные факторы привели к такому развитию событий в прошедшем квартале.
Аналитики говорят, что выпуск обновленных моделей часов Apple на рынок не успел повлиять, так как в широкой продаже они присутствовали всего пару недель в Q3, в то время как отложенный спрос на протяжении всех трех месяцев тормозил продажи «эппло-уотчей», поэтому, возможно, обновление линейки «выстрелит» в Q4, результат которого для компании из Купертино ожидают существенно лучше. Скромные результаты Lenovo/Motorola (падение продаж с 0,3 до 0,1 млн) объясняют отсутствием новинок, выпущенных компанией за отчетный квартальный период. Однако, Samsung тоже не выпустила ничего значимого (Gear S3 были анонсированы, но до прилавков не добрались, продажи определяли часы S2), но это не помешало компании сохранить продажи на том же уровне (0,4 млн устройств), что на фоне общего обвала рынка очень хорошо. У Pebble, напротив, новинки были, но продажи все же сократились практически вдвое (с 0,2 до 0,1 млн. устройств), упав пропорционально рынку. И уж совсем непонятно, какие механизмы позволили Garmin на фоне общего падения сегмента нарастил продажи с 0,1 до 0,6 млн.
Как видно, сейчас не совсем непонятно, что из произошедшего можно объяснить внутренними проблемами с модельным рядом вендоров, что оказалось проявлением флуктуаций, которые при таком небольшом объеме мирового рынка могут оказаться весьма заметны, а что является отражением сформировавшихся трендов.
Что это значит для ритейла
Данные глобальной ситуации позволяют сделать некоторые выводы для российский ритейла, которые вполне могут оказаться практически значимыми.
С одной стороны, на рынке «умных часов» во втором полугодии нет прорывных новинок, а если таковые и появятся, то до российского рынка они вряд ли доберутся достаточно быстро, чтобы повлиять на результаты четвертого квартала. Поэтому ожидать большого бума продаж таких устройств совершенно неоткуда. Кто хотел себе «умные часы», уже приобрели их, для обновления ранее купленных моделей выраженной мотивации пока нет.
С другой стороны, продвигать «умные часы» российскому ритейлу все равно придется. Тема «носимой электроники» остается модной, а что еще можно предложить в этой области искушенным российским абонентам? «Умные очки» станут массовым товаром года через полтора-два и то в лучшем случае. «Умная одежда» пока остается экзотикой. В результате наиболее логичным оказывается предложение smart-девайсов для ношения на запястье. Однако, к таким устройствам относятся как «умные часы», так и «умные браслеты» — устройства более простые (в них нельзя устанавливать приложения) и, как следствие, более дешевые.
«Умные браслеты» — хит wearable electronics?
Перспективы «умных браслетов» на российском рынке тоже довольно туманны, но в данном случае есть основания для умеренного позитива. Прежде всего, «умные браслеты» оказываются дешевле «умных часов», что для российского рынка все же весьма важно в имеющихся экономических условиях. Также важно, что если «умные часы» конкурируют с часами традиционными, которые наверняка есть у каждого потенциального покупателя wearable electronic, то smart-браслеты не конкурируют с «Полетами», Orient, Casio или Rolex, а вполне могут быть использованы вместе с ними.
Основное предназначение «браслетов» — фитнес-функции, поэтому зачастую между этими устройствами и фитнес-трекерами ставят знак равенства, что не совсем верно. Относительно небольшой процент россиян уделяет настолько большое внимание контролю за своей повседневной физической активностью, чтобы для этого им требовалось отдельное устройство, но все же количество таких потенциальных пользователей велико. Учитывая, что многие по традиции планируют с нового года начать «новую жизнь», в которой есть место спорту, фитнесу и прочим элементам здорового образа жизни, ритейлерам перед новогодними распродажами стоит уделить особое внимание «браслетам». Особенно, если учесть появление интересных моделей, доступных в традиционном канале.
Например, Honor Band A1 (на фото), недавно анонсированный Huawei, способен определять три типа физической активности — ходьбу, бег и езду на велосипеде — и отслеживать фазы сна. В дополнение к фиксированию стандартных фитнес-показателей (время тренировки, пройденная дистанция, количество шагов и сожженные калории), A1, по заявлению производителя, определяет качество отдыха, при этом отличая глубокий сон от кратковременной дремоты.
Приятная особенность: встроенный в А1 датчик ультрафиолетового излучения и, соответственно, возможность получения советов о необходимой защите от солнца (подчеркнем, что это актуально не только на пляжах и яхтах, но и на горнолыжных курортах, где наступает высокий сезон). Гаджет способен оповещать вибрацией и светодиодным сигналом о входящих звонках и SMS. Браслет, вес которого составляет всего лишь двадцать граммов, заключен в пылевлагозащитный корпус (сертифицирован по IP57), для подключения к устройствам на Android или iOS использует интерфейс Bluetooth 4.2. Аккумулятор на 70 мАч обеспечивает, по данным производителя, до 28 дней автономной работы в режиме ожидания. Рекомендованная розничная цена А1 составляет 1 990 руб, что, как видите, весьма демократично и позволяет надеяться на его широкие продажи.
Конечно, Honor Band A1 является одним из многих доступных на рынке «умных браслетов», но эта модель является прекрасным примером целой группы устройств, к которым в преддверие горячего сезона новогодних распродаж следует присмотреться российским ритейлерам.
Источник: Александр Маляревский