6 февраля 2017 г.

Принято считать, что сейчас рынок планшетов переживает не лучшие времена — аналитики докладывают о заметном падении данного сегмента в штучном выражении. Глобальные поставки планшетов за 2016 год оказались на 15,6% меньше результатов 2015 года в натуральном выражении, по данным IDC.

Это не разовое падение, а выраженный тренд. Снижение поставок планшетов идет уже девятый квартал подряд, при этом аналитики отмечают, что спад идет по нарастающей — в четвертом квартале 2016 года вендоры отгрузили на 20,1% меньше «таблеток», чем за аналогичный период предыдущего года. И это, заметим, в традиционно «высокий период» рождественских распродаж!

Причем падение сегмента, по мнению аналитиков, будет продолжаться и в дальнейшем. Deloitte прогнозирует спад и в наступившем году, хотя, по мнению аналитиков этой компании, он будет менее драматичный, чем в прошлом — «всего» на 10%.

Как это было

Увеличение срока службы устройств в сочетании с отсутствием значимых инноваций в «планшетостроении» привели к сложившейся ситуации на рынке. Это основная причина, но не единственная.

Несколько лет назад будущее планшетов казалось ярким. Аналитики считали, что этот класс устройств успешно будет конкурировать как с традиционными ноутбуками, обеспечивая более простой интерфейс, так и со смартфонами, предлагая более удобные экраны с крупной диагональю. Сейчас же, как принято считать, ситуация складывается строго обратная — на сегмент планшетов давят как ноутбуки, получающие сенсорные экраны, так и флатшеты, завоевывающие все бОльшую популярность.

Теоретически ситуацию с продажами «таблеток» могли бы исправить инновации, направленные на создание устройств с нестандартными свойствами (о чем мы писали ранее), но по пути создания нишевых девайсов с killer features (хотя бы с водостойкостью!) большинство вендоры так и не пошли. Важно, что традиционные планшеты оказались лишены драйверов, которые сегодня способны стимулировать продажи других цифровых устройств — «таблетки» не применяют для VR, а также ими относительно редко фотографируют.

Но не все так просто с планшетами. Более тщательное рассмотрение ситуации выявляет некоторые интересные тренды, как индустриальные, так и рыночные.

Планшеты не уходят, они «растворяются»

У разных аналитических агентств цифры немного разнятся, причина в том, что сейчас не совсем понятно, что считать планшетами. Если с iPad и с android-системами, все, кажется понятно, то сложно определиться с ответом на вопрос, является ли «таблеткой» планшеты, работающий под Windows 10 с аппаратной клавиатурой в комплектном чехле, например, Microsoft Sutface или Huawei MateBook? А как быть с конвергентными системами, например, с «разъемным» HP Pavilion x2 или с HP Spectre x360 в корпусе-«бабочке»? А ведь стали появляться «хромбуки» в корпусах-трансформерах, также получившие тач-скрин, — они будут являться планшетами или нет? Стоит ли относить к планшетам ноутбуки в традиционных — не трансформируемых — корпусах, но с тач-экранами? А стационарные системы c сенсорными экранами, такие, как Microsoft Studio? И как быть с классификацией таких интересных периферийных устройства, как Dell Canvas?

Как видно, сейчас традиционные планшеты все больше превращаются в нишевой товар, а возможности, ранее характерные для «таблеток», получают устройства разных классов. Получается, что мы видим интересную ситуацию — «планшетизацию» самых разных систем на фоне снижения популярности самих планшетов как самостоятельного вида устройств!

Но много интересного происходит и внутри падающего сегмента планшетов, что, скажем забегая вперед, оказывается весьма значимым для ритейла, в том числе, и для российского.

Рынок планшетов: некоторые детали

Если посмотреть на динамику лидеров рынка планшетов, то видны некоторые интересные закономерности. Во-первых, данный сегмент — как и большинство других — монополизируется. За пределами пятерки лидеров падение идет существенно сильнее, чем в среднем по рынку — если в четвертом квартале, как мы уже отмечали, общее сокращение рынка составило 20,1% в натуральном выражении, то суммарное падение у вендоров, не попавших в пятерку лидеров, — 35,1%!

Лидеры упрочили свое положение в четвертом квартале, падая, но делая это медленнее рынка: модели Apple «просели» на 18,8%, Samsung — на 11,4%, Amazon — всего на 0,6%. Однако, две компании, замыкающие пятерку лидеров сегмента планшетов, в этом же квартале показали рост продаж, причем очень хороший: Lenovo реализовала за четвертый квартал прошлого года на 14,8% «таблеток», чем в последнем квартале позапрошлого года, а успехи Huawei еще более выразительны — этот вендор нарастил продажи на 43,5%!

Важно, что лидирующие в сегменте вендоры не выпускают экстремально дешевых планшетов. И при этом, как видно, их продукция пользуется более высокой популярностью, чем модели десятков других компаний, многие из которых ориентированны на поставки ультрабюджетных устройств. Huawei, лидер рынка по приросту показателей, также не ввязывается в «ценовые войны», а выпускает планшеты для требовательных пользователей, ориентированные как на верхний, так и на средний ценовые сегменты. Рассмотрим модель Huawei MediaPad T2 7 Pro, традиционный планшет, доступный в продаже по цене от 15 тыс. руб., то есть относящийся к среднему ценовому сегменту.

Основные технические характеристики

Huawei MediaPad T2 7 Pro — cемидюймовый планшет, построенный платформе Qualcomm. Девайс использует восьмиядерный процессор Snapdragon 615 (четыре ядра Cortex-A53, работающих на частоте 1,5 ГГц и четыре — Cortex-A53 на 1,21 ГГц ) вместе с графическим ускорителем Adreno 405, получил 2 Гб оперативной памяти и флэш-память объемом 16 Гб. Экран построен на IPS-матрице разрешением 1920×1200 пикселов — то есть несколько больше, чем традиционное FullHD.

Девайс получил традиционный набор интерфейсов: Wi-Fi (b/g/n), Bluetooth 4.1, microUSB 2.0 и «джек» на 3,5 мм для гарнитуры. Поддержка спутниковой навигации, разумеется, тоже присутствует, как и сотовых сетей второго-четвертого поколения, причем аппарат можно использовать как традиционную «трубку» — более того, устройство оптимизировано для работы с голосовыми вызовами, о чем мы поговорим ниже.

Работает устройство под управлением Android 5.1.1 (Lollipop), что для планшетов вполне традиционно. Поверх привычного «андроида», как и в других устройствах Huawei, установлена фирменная оболочка EMUI 3.1, одна из лучших в своем классе. Девайс получает питание от батареи емкостью 4360 мАч. Размеры аппарата — 187×105×8,2 мм, вес — 250 г.

Особенности и впечатления от тестирования

Семидюймовый планшет удобно удерживать одной рукой, чем он приятно отличается от десятидюймовых моделей — в том числе и от Huawei MediaPad T2 10 Pro. Тестируемый нами планшет ориентирован и на использование в голосовых коммуникациях — вести телефонные разговоры по нему удобно, удерживая «таблетку» у уха традиционным способом, при этом расположение динамика и микрофона оказывается традиционным, один наверху, другой — внизу. Гарнитуры при этом, разумеется, тоже можно использовать, причем как проводные, так и wireless — выбор вариантов на рынке сегодня весьма велик, так что с этим проблем не будет.

Лоток для SIM- и microSD-карт у планшета — увы! — пресловутый «комбо»: или устанавливаем две SIM-карты, либо одну SIM-карта и одну microSD (устройство поддерживает карты емкостью до 128 Гб). Для планшета такой подход не очень приятен, хотя и не столь катастрофичен, как для смартфонов.

Вторая приятная особенность — наличие сканера отпечатка пальцев. Вендор поместил сканер на боковую грань аппарата, благодаря чему пользоваться им легко и удобно — когда берешь аппарат в руку, большой палец автоматически ложится на соответствующую область корпуса. Сканер отпечатков у Huawei традиционно высокого качества и срабатывает уверенно.

Производительность планшета вполне достаточно для большинства современных игровых приложений, хотя некотороые топовые игры на нем все же притормаживают. Но для традиционных задач — серфинг, месседжинг, просмотр фото и документов, воспроизведение медиа — «таблетка» будет актуальной еще много сезонов.

Планшет получил основную камеру с разрешением 13 Мпикс и пятимегапиксельную фронтальную. Качество кадров, выдаваемых ими, на сегодняшний день среднее, но для большинства абонентов вполне приемлемое. Если сравнивать с камерами в планшетах, то установленные в Т2 получают оценку «4+». Приятно, что основная камера получила светодиодную вспышку, что в планшетах все еще редкость.

При воспроизведении видео планшет хорош — экран качественный, разрешение достаточное. Конечно, плотность точек на экране — 323 ppi — не ретиновая, так и устройство не топовое. Приятно, что по высоте количество точек превышает стандартное значение для FullHD — у планшета их 1200 против привычных 1080 — поэтому всплывающие навигационные элементы медиапреера не перекрывают воспроизводимое видео, что бывает удобно. Качество звука высоким не назовешь — динамик один (он применяется как для телефонных разговоров и для воспроизведения медиа), но помещен на переднюю панель, что положительно сказывается на воспроизведении саундтреков. Хочется лучшего качества звука — применяйте наушники или внешнее bluetooth-аудио, выбор девайсов для обоих вариантов достаточно велик.

У планшета приятный корпус. Он пластиковый, но из-за глянца не выглядит дешевым. На тестировании было устройство с белым корпусом, доступны и другие расцветки: золотая, синяя и розовая.

Что это значит для ритейла

Хотя мировой рынок планшетов и переживает падение, его объем остается огромным: только в четвертом квартале было реализовано 52,9 млн «таблеток», а за прошлый год продано 174,8 млн, по данным IDC. Это означает, что продавать планшеты можно и нужно.

На большой бум планшетов, разумеется, рассчитывать не приходится, но их продажи будут оставаться на высоком уровне. По данным опроса потребителей, проведенного Deloitte в пятнадцати странах мира, в ходе которого был задан вопрос о планах по приобретению следующего гаджета, ответ «планшет» был у 16%. Конечно, новый смартфон в качестве планируемой покупки назвал большее количество опрошенных (28%), равно как и ПК или ноутбук (25%), но и потенциальная популярность «таблеток» достаточно высока, чтобы любому ритейлеру иметь на полках устройства этого типа.

Для ритейла важно, что в продвижении планшетов нет никакой необходимости «давить ценой» — и пример Huawei выразительно демонстрирует. Покупатели планшетов сегодня требовательные и продвинутые — они прекрасно понимают, зачем им «промежуточное» устройство между традиционным смартфоном и компьютером, поэтому предъявляют к «таблетке» вполне современные требования к производительности и к качеству исполнения.

Huawei MediaPad T2 7 Pro с ценой 15-18 тыс. — за эти деньги можно купить три low-end «таблетки»! — на сегодняшний день является одной из наиболее бюджетных — а поэтому потенциально наиболее массовой — моделью современного планшета, которую стоит предлагать массовому покупателю. Этот планшет имеет производительность, достаточную для комфортной работы как сейчас, так и в ближайшем будущем, а также имеет приятный дизайн, чего не могут предложить более дешевые планшеты, хотя они в изобилии представлены на рынке.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE