26 мая 2015 г.
Рынок планшетов переживает не самые лучшие времена, он сокращается. Мировые продажи планшетов, по данным IDC, в первом квартале этого года сократились в натуральном выражении на 5,9% (на российском рынке несколько иная картина, но это уже совсем другая история).
Напомним, что несколько лет назад планшетам предрекали настолько «большое будущее», что, по мнению аналитиков, их продажи должны были превысить поставки традиционных компьютеров (в натуральном выражении, естественно). Специалисты Garther Group в 2013 году даже делали прогнозы, что это случится уже в 2015. В те времена рост рынка «таблеток» был огромным — ожидаемые показатели в 2013 должны были превышать результаты 2012 аж на 53% — неудивительно, что серьезные команды ожидали наступление гегемонии «таблеток». Но ситуация пошла по иному пути, мы уже писали о причинах этого и повторяться нет смысла. На российском рынке спад «таблеток» еще более выразителен, если не называть его драматичным, но его определяют причины общеэкономического, а не технологического и не маркетингового характера.
Однако, ситуация на мировом рынке планшетов все же лучше, чем в продажах ПК: по оценкам IDC продажи традиционных компьютеров в натуральном выражении за первый квартал сократились на 6,7%, что заметно больше «проседания» планшетов. На российском рынке, напомним, продажы планшетов выглядят более оптимистично, чем реализация ПК. Как видно, рынок планшетов умирать не собирается, его емкость составляет сотни тысяч устройств, ситуация на нем даже лучше, чем на рынке ПК, и пренебрегать им ритейлеру никак не стоит.
При этом продавать обычные безликие устройства не имеет особого смысла — они слишком дешевы, чтобы на их продвижении стоить серьезный ритейловый бизнес. По данным IDC, средняя цена планшета в первом квартале для российского рынка составляла полтораста долларов, это значит, что большинство продаваемых моделей расходятся немногим дороже сотни. Вряд ли с маржи от таки продаж можно получать заметную прибыль. Тем более, что не только вы присутствуете на этом рынке — на каждом углу присутствует этот товар, сегодня каждый ларек с электроникой продает обычные планшеты. Но выход есть: продавайте планшеты необычные!
Необычные модели «таблеток» существуют существуют в большом количестве, более того, они достаточно разнообразны. Рассмотрим некоторые из них, делая акцент на модели, появившиеся недавно.
Нишевые планшеты. Пример: Lexand SB5 HD — навигатор на Android. Может показаться, что это обычный планшет с весьма скромными для сегодняшнего дня характеристиками (даже пятидюймовый экран совсем не «HD», как может показаться из названия, а с разрешением 800×480 точек), который просто позиционировали в другую область, дабы по возможности избежать конкуренции с вездесущими «таблетками». Однако, это не так. Планшет интересен отвечающим за навигацию чипом MR MSR2112, который, по заявлению производителя, может стартовать в «горячем» режиме всего за секунду (!), а в «холодном» — за 42, что также является весьма неплохим результатом. Для автомобильного использования приятно наличие камеры, что позволяет девайсу работать еще и видеорегистратором, а также FM-трансмиттера, что позволяет транслировать звук по FM-диапазону в бортовую магнитолу авто и, соответственно, использовать все преимущества бортовой аудиосистемы. Кроме того, устройство поставляется с «Навител.Навигатором», в комплект которого включены комплекты карт «Содружество» (РФ, Белоруссия, Украина, Казахстан) и почему-то «Скандинавия» (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Исландия) с пожизненным обновлением. Также в коробке держатель и зарядник для «прикуривателя». Как видно, «обычным планшетом» устройство назвать нельзя, это товар со своими особенностями и с «заточкой» на понятный профиль использования.
Есть и другие нишевые планшеты, большинство их в позиционированы, как и рассмотренная выше модель, как «навигатор на Android», но есть и созданные для других ниш, например, модели для детей. Среди «детских планшетов» встречаются электронные игрушки, не имеющие никакого отношения к «таблеткам», о которых мы разговариваем, но есть и полноценные android-системы в разноцветных корпусах с уже инсталлированными оболочками, упрощающими управление детьми, и — иногда — с наборами предустановленных игр. Из компаний первого эшелона никто детские планшеты не выпускает, из вендоров второго эшелона на российском рынке представлены в этой нише модели Qumo, Oyster и других.
«Таблетки» с нестандартной диагональю экрана. В качестве примера рассмотрим teXet
Разумеется, говоря о планшетах с большой диагональю, нужно в первую очередь иметь в виду предложения ведущих брендов. Это, преджде всего, Samsung, в линейке Galaxy которого есть устройства с диагоналями экрана и десять дюймов (в семействе Tab), и даже двенадцать (Note pro). Десятидюймовые дисплеи также установлены в модели Sony Xperia Z4 и Z2 10 дюймов. В линейке LG есть системы G Pad (правда, о них мало кто знает) с диагоналями 8 и 10 дюймов, что отражено в индексах. Интересные «восьми-» и «десятидюймовки» есть у Lenovo в линейке YogaTabet 2. У Dell в Series 5000 есть планшеты Venue 10 с диагоналями экрана 10,1 дюйма, поддерживающие разрешение HD и FullHD в зависимости от модификации. Разумеется, говоря о планшетах с большими диагоналями, нельзя забывать про Apple iPad, которые хотя и являются представителями отдельной экосистемы, все же крайне интересны для ритейла благодаря своей популярности и высоким ценам. С большой диагональю аккуратно экспериментируют и другие вендоры, например, Alcatel с One Touch Pixi 8, Wexler с «таблетками» Tab 8iQ Octa и Tab 8iQ+, Prestigio с новым MultiPad 8.0 HD и другими «восьмидюймовками», десятидюймовыми моделями в серии MultiPad Muze и т. д. Заметим, что планшеты известных брендов имеют цены заметно выше среднерыночной цены «таблетки», что весьма вкусно для ритейлеров.
В качестве нестандартной может выступать не только диагональ больше привычной семидюймовой, но и меньше. Однако, «таблетки» с меньшей диагональю относятся уже к другому классу устройств — флатшетов — а это уже другой сегмент с иной ситуацией, в том числе, и в плане конкуренции. Однако, у некоторых вендоров — например, у Supra — все же можно найти гаджеты, позиционированные как мобильные планшеты.
Защищенные «таблетки» выпускают лишь некоторые вендоры. Наиболее известны планшеты Sony Xperia Z3 Tablet Compact, защита которого от пыли и влаги сертифицирована по IP65/68 (в зависимости от модификации). Цены на устройства начнаются от 24000 руб, то есть дешевыми их не назовешь, но, во-первых, марка Sony в представлении не нуждается, во-вторых, это действительно хорошие мощные планшеты с прекрасными экранами, в-третьих, каждый, кто терял хороший гаджет на пляже, на даче или хотя бы в ванной от банального падения в воду, оценит актуальность водонепроницаемости. Samsung также делает защищенные модели (например, Galaxy Tab Active), причем не только водойстойкие, но и противоударные, но позиционирует их только для корпоративного рынка, поэтому для продажи в традиционной рознице ритейлеру будет непросто их заполучить.
Замечу, что для «таблеток» выпускают различные защитные чехлы и даже боксы, способные обеспечить гаджету водозащиту (вполне достаточную на бытовом уровне) и даже противоударность (а вот с этим экспериментировать не советую).
«Экосистемные» планшеты хороши у производителей телевизоров и прочей бытовой электроники. Например, у некоторых моделей Samsung есть встроенный инфракрасный порт, который предназначен не для передачи данных (время IrDA давно прошло), а для использования «таблетки» в качестве пульта дистанционного управления телевизорами, кондиционерами и другими домашними устройствами. «Фишка» редкая, акцент на ее наличии позволит продвигать Galaxy Tab’ы и сами по себе, и как дополнение к приобретаемым телевизорам, видеоплеерам, кондиционерам и пр.
Интересно, что возможности интеграции есть и у других планшетов. Например, упомянутый Sony Z3 Tablet Compact по Wi-Fi может быть работать с Sony Playstation 4, обеспечивая возможность мобильной игры в «приставочные» игры (да, мобильность в пределах покрытия домашнего хот-спота, но и это немало!). Другой пример — малоизвестные, но весьма интересные планшеты LG серии G Pad, которые при работе в «тандеме» со смартфонами LG могут перенаправлять вызовы с «трубки» на «таблетку»; такое хорошо умеют делать устройства на платформе Apple, но для систем на платформе Google такая возможность пока выглядит экзотично.
Планшеты для мобилографов. Планшетами люди снимают много — большой экран делает удобным построение кадра и будущий снимков выглядит на нем весьма эффектно — но с «мобилографическим» направлением пока все не очень хорошо: вендоры, как сговорившись, все еще ставят на планшеты удивительно посредственные камеры. Причем «экономией на камерах» при создании планшетов страдают даже компании, устанавливающие весьма приличные фотомодули на свои смартфоны. Поэтому сегодня к «мобилографическим» смартфонам можно отнести даже Nexus 9, у которого встроенная камера получила — о чудо! — светодиодную вспышку. Вспышкой оснащены модели Samsung Galaxy Tab. На статус «мобилографического» может претендовать Wexler Twist, камера которого тоже имеет светодиодную вспышку, но, более того, они смонтированы в поворотном блоке, что делает возможным не только селфи с пятимегапиксельным разрешением, но и съемку в необычных ракурсах — цветы снизу, портрет котенка с камерой на уровне глаз портретируемого, в толпе поверх голов и т. д. На одной из весенних выставок вендор показал модификацию Wexler Twist+ в таком же корпусе, что и изначальная модель без «плюса» в индексе, но с тринадцатимегапиксельным сенсором, однако, до прилавков обновленный вариант все еще не добралася и даже рекомендованная розничная цена на него пока не озвучена. Можно предположить, что в самом ближайшем будущем вендоры, озадаченные падением продаж планшетов, начнут устанавливать приличные фотомодули, но пока этого не происходит.
Однако, любой планшет можно превратить в «фотографический» — достаточно укомплектовать его внешним фотомодулем (CyberShot DSC-QX10, Olympus Air A01 или аналогами). Правда, для такого использования лучше выбирать все же планшет с мощным процессором и, по возможности, с качественным экраном, о есть с ценой выше «среднерыночной».
«Таблетки» для художников — планшеты большой диагонали с приличным разрешением и с «электронным пером», чувствительным к нажатию. Интересно, что в этом качестве чаще всего выступают iPad — особенно рекомендуют для этой цели новые модели с дисплеями Retina — так как именно для него третьи фирмы предлагают множество таких «перьев» — Wacom Intous Creative Stylus, Jot Touch, Jaja, Air Stylus и т. д. Разумеется, можно подобрать стилус, производства третьих фирм, и для планшетов на платформе Android. Фирменный стилус для своих планшетов предлагает Samsung. У компании есть два решения:
В любом случае, комплект из планшета и пера, выставленный на витрине с позиционированием «набор для художника» или, учитывая начинающийся теплый сезон, «летний цифровой мольберт» привлечет повышенное внимание покупателей. Тем более, что планшет в данном случае нужен с большим и хорошим экраном, а значит, стоить такой комплект будет заметно выше, чем среднестатистическая «таблетка».
Планшеты, которые не планшеты. К этой странной категории следует отнести, в первую очередь, планшеты на платформе Microsoft Windows. По сути, это не традиционные «таблетки», а вполне полноценные мобильные компьютеры, выполненные в новом форм-факторе. Учитывая, что при их создании обычно производительность приносили в жертву мобильности и доступности по цене, можно рассматривать такие планшеты как «новые нетбуки», хотя производительности у таких «таблеток» более чем достаточно для большинства офисных и коммуникационных задач, а также для массовой обработки фото, просмотра видео и целого ряда других вариантов цифровых развлечений. По понятной причине наиболее известны windows-планшеты Microsoft Surface, которые являются заодно и наиболее дорогими. Но аналогичные решения выпускают и другие компании, например, на российском рынке представлены Dell Venue серии 3000 и 5000, Prestigio Visconte и многие другие.
К планшетам-«непланшетам» отнесем и классические электронные книги, которые по-прежнему сохраняют свою killer-feature — высокую экологичность изображения на экране, обеспечивающую удобство длительного чтения. Конечно, ридеры с e-ink-экранами для любых других задач, кроме чтения книг, совершенно не подходят — такая уж участь специализированных устройств! — хотя вендоры продолжают добавлять в такие гаджеты аудиоплеера, браузеры, игры и прочие опциональные элементы. К летнему сезону можно, учитывая работу e-ink-дисплея в отраженном свете, сделать «солнечный» акцент в продвижении ридеров: «Позволяет читать даже на пляже!». Или, например, учитывая длительное время автономной работы — напоминаем, что «электронная бумага» тратит энергию аккумулятора только на обновление страниц, а отображает их без энергозатрат — можно акцентировать и так: «Школьникам: одна зарядка — на все каникулы». Конечно, рынок для ридеров много меньше, чем для планшетов, но возможностями продавать их никак нельзя пренебрегать, особенно сейчас, когда рынок традиционных планшетов сокращается.
Наконец, существует сегмент профессиональных планшетов для художников, графиков, дизайнеров и других представителей творческих профессий. Wacom, бесспорный лидер этого рынка, называет такие девайсы «интерактивными перьевыми дисплеями», на привычные нам «таблетки» эти решения похожи только названиями. Конечно, хорошие розничные продажи таких устройств без дополнительных усилий возможны только в том случае, если торговая точка расположена вблизи от художественного училища или факультета дизайна, но их тоже можно продавать, хотя их продвижение «интерактивных планшетов» будет принципиально отличным от традиционного для массовых «таблеток».
В заключении замечу, что список нестандартных планшетов можно продолжать, включив в него, например, решения для меломанов, имеющие «на борту» продвинутые чипы для обработки звука, разнообразные ноутбуки-трансформеры, которые вплотную примыкают к сегменту «планшетов, которые не планшеты» на Windows, и т. д. Интерес к планшетам велик, использовать его для активизации продаж можно и нужно. Падение рынка планшетов в мире и в стране вовсе не означает, что продажи таблеток должны падать у вашей компании, правда?
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE