25 апреля 2025 г.

Развитие национального ИТ-рынка определяют как потребности корпоративных заказчиков — государства и бизнеса — но и факторы общеэкономического характера. Тренд на «охлаждение экономики», взятый Правительством и Центробанком, охватывает ближайшие перспективы и окажет влияние на состояние отдельных проектов и на общую динамику национального ИТ.

Как выглядит «охлаждение» на макроуровне

Про особенности текущего момента в российской экономике говорил Александр Новак, вице-премьер Правительства РФ, выступая в феврале на заседании комитета Совета Федерации, сообщает «Интерфакс»: «Сейчас мы находимся в периоде, так сказать, управляемого охлаждения экономики в поисках баланса между задачей сдерживания инфляции и обеспечения экономического роста».

Об «охлаждении» начали говорить еще в прошлом году. Ситуация в экономике начинает постепенно меняться, заявила Эльвира Набиуллина, глава Банка России, выступая на декабрьском брифинге по итогам заседания совета директоров ЦБ, сообщает «Интерфакс»: «Компании формируют более умеренные производственные планы, переносят сроки реализации и больше внимания уделяют приоритизации инвестиционных проектов, а также снижают планы по заимствованиям на следующий год». Также, отметила Эльвира Набиуллина, появились предприятия, которые снизили спрос на рабочую силу.

В2С все заметили раньше

Заметим, что ряд вертикальных рынков заметили «охлаждение» еще весной 2024. Первым стал наиболее пластичный розничный рынок — напомним, что мы фокусируемся на продажах цифрового оборудования и электронной техники — который об этих процессах говорит уже год.

«На текущий момент все игроки рынка бытовой техники и электроники отмечают значительное охлаждение потребительского спроса, начавшееся с мая прошлого года», — говорит Феликс Либ, генеральный директор компании «М.Видео»-«Эльдорадо».

Игроки В2С-сегмента сохраняют оптимизм и ожидают изменения ситуации к лучшему, причем относительно быстрого. Реализация накопленного отложенного спроса развернет ситуацию уже во втором полугодии 2025 года, считает Феликс Либ. Действительно, если человек еще в прошлом мае задумывался над переходом, например, со старого смартфона на новый, то за год ситуация в этим «железом» явно лучше не стала, а переход на кнопочную трубку мало кого устроит — совершать покупку все равно придется. Это же справедливо для любой другой техники: от ноутбуков до принтеров.

Ситуация в сегменте В2В в общих чертах повторит происходящее в рознице.

В2В встретится с тем же

Сегмент В2В по понятным причинам более инерционный, чем В2С, но процессы там аналогичные. Заказчики могут оттягивать решение задач обновления инфраструктуры и развития ИТ-рельефа на какое-то время — и оттягивают — но это время ограничено. Принято считать, что срок обновления корпоративного «железа» составляет в среднем 5 лет, после чего нужно запускать изменения-обновления, иначе в инфраструктуре начинают появляться «бутылочные горлышки», снижающие эффективную производительность, а также начинает резко нарастать количество сбоев, ставящих под угрозу стабильность и непрерывность бизнес-процессов. Дальнейшее промедление с обновлением грозит «эффектом домино», что может привести к лавинообразному нарастанию проблем в инфраструктуре. В условиях «цифровой трансформации», когда цифровые процессы и операционная деятельность сливаются, острота ситуации очевидна.

Заметим, что В2В-сегмент крайне неоднороден: если малые предприятия в потреблении ИТ зачастую мало чем отличаются от частных лиц, то средние, крупные и, тем более, enterprise и large enterprise работают с ИТ-рельефами в рамках долгосрочных стратегий. Стратегии сейчас вынужденно пересматривают, секвестируя одни направления, ставя «на паузу» другие и активизируя третьи. Разумеется, далеко не все можно поставить «на паузу». Например, создание новой серверной с дорогостоящей инфраструктурой — как сетевой да силовой, так и вентиляцией с охлаждением — невозможно остановить, когда для нее уже идут сервера, заказанные полгода назад. Серверное оборудование без служебной инфраструктуры не развернешь, а разместить его на условиях коллокации в дата-центре можно далеко не всем и не всегда.

Обновление и дальнейшее развитие корпоративных ИТ-рельефов будет продолжено в любом случае, только параметры этого процесса будут изменены как количественно, так и в плане приоритетов.

Апгрейд: для бизнеса или для регуляторов

Расстановка приоритетов в развитии компонент ИТ-рельефа имеет особое значение, хотя иногда приобретает неожиданные формы. Делать «все-и-сразу» не позволяют ограничения в ресурсах, поэтому в первую очередь работают с системами, которые способны или принести максимальный доход, или создать максимальные риски. Зачастую это разные направления: первые ориентированы на поддержку бизнеса, вторые — на снижение рисков, в том числе, регуляторных.

Приводить системы в соответствие с регуляторными требованиями приходится практически всем российским компаниям. Процесс этот технически сложный, может быть достаточно длительным — например, приведение ИТ-рельефа в соответствие с требованием регуляторов для объектов КИИ и получение аттестата соответствия в среднем занимает около полутора лет, отмечает Алексей Забродин, технический директор компании РТК-ЦОД. Это достаточно сложная процедура, зачастую требующая привлечения внешних консалтеров, приобретения оборудования и программных продуктов и, наконец, процедуры миграции на новые программные платформы. Миграция в данном случае настолько сложна, что некоторые предпочитают называть ее «пере-внедрением», чтобы отличить от традиционного мигрирования на новую версию привычного программного продукта.

В условиях дефицита ресурсов российские корпоративные заказчики будут вынуждены отдавать предпочтение изменениям, нужным для соответствия требованиям регуляторов, отодвигая на второй план развитие цифровых инструментов для бизнеса. Для развития экономики это не очень хорошо, но иных вариантов нет, никаких специальных условий перехода на инфраструктуру «КИИ-frendly» или льготных кредитов для этого государством не предусмотрено. Конечно, в ходе «пере-внедрения» иногда удается внести нужные изменения в бизнес-логику прикладных приложений, но в большинстве случаев выполняют «по остаточному принципу».

Как на «охлаждение» реагируют игроки ИТ-рынка

Большинство российских ИТ-компаний не раскрывают свои тактики действий в новых условиях, но есть и исключения. В качестве примера посмотрим на планы крупных ритейлеров, про которые, например, Феликс Либ рассказывает достаточно подробно.

  • Искать новые прибыльные сегменты, безжалостно отсекая недостаточно эффективные и, тем более, убыточные.
  • Разворачивать партнерство в разных форматах.
  • Развивать собственные торговые марки и сервисы, в том числе, подключая финансовые продукты.
  • Расширять географию присутствия, выходя за границы рублевой зоны.

Из перечисленных вариантов только последний пункт вызывает некоторый скепсис. Даже экспорт российского ПО и компьютерных услуг за прошлый год сократился почти вдвое: с 2,9 млрд долл в 2023 году до 1,9 млрд., сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на данные Банка России, причем сокращение идет четвертый год подряд. Перспективы аппаратного обеспечения из РФ за пределами рублевой зоны вряд ли можно считать позитивными в обозримом будущем.

Выдвижение и тестирование гипотез, предложенное в качестве актуального формата в текущих условиях, вопросов не вызывает. Про значимость партнерства и про важность активного развития собственных торговых марок мы говорили ранее, но изменения на рынке и в экономике делают актуальными рассмотрение этих направлений в обновленных условиях.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News