22 мая 2015 г.
Падение российского рынка планшетов по итогам первого квартала в натуральном выражении составило 39,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года (данные IDC). Падение рынка в денежном выражении еще более катастрофическое — 65,6%! «Планшеты умирают»? Пока — нет, все не так плохо, как может показаться. Во всяком случае, основная причина падения продаж не связана с умиранием «таблеточного» форм-фактора.
Есть все основания предполагать, что негативные факторы в индустрии, способные по объективным причинам способствовать сокращению продаж планшетов, сохранились, но еще не проявили себя сколько-нибудь заметно. Конечно, происходит быстрое насыщение рынка «таблетками», ведь это доступные по цене и простые в обращении устройства, которые купили, наверное, все, кому было нужно мобильное устройство, находящееся между смартфоном и ноутбуком. Разумеется, как неоднократно отмечали, за последний год в планшетах не произошло серьезных инноваций, способных мотивировать пользователя сменить исправно работающий планшет на новый. Но при этом динамика российского рынка планшетов оказалась лучше, чем локального рынка компьютеров!
Напоминаю, что IDC объявлял данные по ситуации на локальном российском рынке ПК, который по итогам того же первого квартала показал падение на 43,6% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как видно, в сегменте традиционных компьютеров ситуация заметно хуже, чем в сегменте «таблеток»! Но никто же не говорит о «смерти» традиционных систем, правда? Между тем, падение продаж компьютеров почти на десять процентов более значительное, притом, что в «компьютерный» сегмент инновации пришли во множестве, причем охватывая самые разные сектора. Пусть не все мировые тренды добрались до российского рынка (например, «хромбуки» у нас сколько-нибудь заметной популярности не получили, не говоря уже об отсутствии «бума» на системы этого типа), но новые компьютеры появлялись в большом количестве, причем изменения в них носили не только заметный количественный (рост производительности шел значительный), но и качественный характер (популяризация трансформеров, распространение «десктопов» в book-size-корпусах, продолжающееся наступление моноблоков, массовое появление систем с поддержкой 4К и т. д.).
Может быть, происходящее с российским рынком ПК — отражение глобальных тенденций? Нет. Рынок компьютеров в мире просел, причем просел изрядно — по данным IDC, за первый квартал глобальные объемы продаж ПК сократились на 6,5%. Это очень беспокойный сигнал, так как падение в предыдущем квартале — четвертой четверти прошлого года — составило 2,4% по сравнению с тем же периодом года позапрошлого. Российский рынок, как видно, «впереди планеты всей» и падение тут НА ПОРЯДОК больше мирового.
Почему так происходит? Процессы устаревания компьютеров не стали идти медленнее, логика развития бизнесов и производств не стала требовать меньше систем, люди не нашли замену ПК в качестве полезного устройства «для дома, для семьи» и т.д. Причина проста: старательно замалчиваемый экономический кризис бушует и уже значительное количество покупателей — как частных лиц, так и коммерческих компаний или госструктур — озабочена выживанием, им уже не до расширения, апргейда и оптимизации, а в широком смысле — вообще не до компьютеров. Для понимания ситуации можно представить, что результате кризиса исчезла третья часть экономики. Во всяком случае, на треть уменьшился тот уклад, который некогда называли «реальной экономикой», работающим в котором субъектам (их еще называли «экономически активные», помните?) нужны компьютеры, планшеты и прочие цифровые инструменты и ИТ-решения. Хотя не только цифровые, если мы посмотрим на рынок новых авто, то увидим, что он также потерял более трети продаж. Как видно, предлагаемый образ с исчезновением трети интересующей нас экономики, в которой имеют смысл понятия о традиционных каналах продаж, оказывается достаточно универсальным. Соответственно, перспективы сегментов российского рынка, связанных с высокими технологиями (в самом широком смысле, а не только компьютеров), зависят не столько от мировых трендов в технологиях и маркетинге, сколько от внутриэкономической ситуации, точнее, от того, какой еще процент «экономически активных» будет вынужден покинуть «реальную экономику» или какой процент из них сможет вернуться обратно.
Интересно, что при этом маркетинговые тренды, предсказанные CRN/RE, можно наблюдать в реальности. В январе мы писали, что для большинства пользователей будут представлять интерес «таблетки» с возможностью самостоятельного доступа через сотовые сети — и реальное развитие событий это подтверждает: по данным IDC, 66% проданных в первом квартале планшетов имеют «на борту» 3G/4G-модули.
В той же статье мы говорили, что сегменте разворачивается ценовая война, которая приведет к нашествию экстремально дешевых моделей и сделает торговлю планшетами неинтересной для большинства ритейлеров. Согласно опубликованным квартальным данным IDC, пятерке лидеров — она выглядит так: Samsung (16,2%, здесь и далее процент от продаж в натуральном выражении), Explay (7,1%), Asus (6,3%), Digma (5,6%) и Prestigio (5,0%) — три вендора ориентированы на поставку бюджетных решений, а средняя стоимость проданного за первые три месяца этого года планшета составляет всего лишь 151 долл. Остается догадываться, какая маржа заложена в стоимость таких устройств, но высокой она быть не может. Является ли для вашей компании такая маржа достаточной, чтобы продвигать «таблетки» на российском рынке — решайте сами.
Источник: Александр Маляревский