5 апреля 2017 г.

Розничная торговля цифровой техникой переживает не лучшие времена, а в российских условиях — особенно. Теоретически это означает, что ритейлеры должны использовать любую возможность для интенсификации продаж, но на практике мы наблюдаем несколько иную ситуацию. Примером тому стал BackUp Day, который приходится на последний день марта.

BackUp Day был активно поддержан вендорами, в частности, компаниями Acronis и Seagate. Что может быть проще для ритейлера, чем присоединиться к маркетинговым мероприятиям, инициированным производителями, активными на локальном рынке?! Но много вы видели ритейлеров, которые присоединились к соответствующим мероприятиям? Легко заметить, что этот очень хороший информационный повод российский ритейл практически пропустил, хотя с точки зрения актуальности для целевой аудитории он был прекрасен.

Чем был хорош инфоповод для ритейлеров

Повод хорош благодаря актуальности для массовой аудитории. По данным Seagate, более трети индивидуальных юзеров никогда (!) не выполняли резервного копирования своих данных, что является прекрасно демонстрирует недостаточность внимания, уделяемого проблематике защиты данных со стороны частных пользователей.

Причина роста актуальности бэкапа для массового пользователя вполне объективна, а не является маркетинговой уловкой компаний, поставляющих программные и аппаратные средства для резервного копирования. Известно, что объем персональных данных у пользователей быстро растет, равно как и количество угроз для компьютеров.

Например, по данным, приведенным Seagate, за прошлый год во всем мире было сделано 1,1 трлн цифровых фотоснимков, значительная часть которых представляет ценность для сделавших их пользователей. В этом году, согласно прогнозам, будет сделано 1,2 трлн фотографий. А ведь в цифровом виде присутствуют не только свежие фото, но и снимки, сделанные в предшествующие годы, оцифрованные фотоархивы, персональное видео, документы, личная переписка и многое другое. Все эти данные — которые по понятным причинам обладают высокой ценностью для каждого пользователя — нужно где-то хранить и как-то защищать, а огромные объемы данных и непростая структура их представления на носителях делают актуальными использование для всего этого специализированных инструментов.

На чем делали акцент компании-участники

Разумеется, на компьютере активного пользователя обязательно должен работать антивирус. Специалисты «Лаборатории Касперского» отмечают, что система, которую по привычке называют «антивирусом», сегодня представляет собой сложный многопрофильный пакет для защиты данных. Но, как это всегда бывает в извечном состязании средств нападения и средств защиты, присутствует некоторая вероятность того, что зловред одержит вверх над защитным комплексом компьютера, система будет заражена и это создаст риск потери данных (или денег, или того и другого одновременно).

Компания Acronis, продвигая идею «всемирного дня бэкапа», делала особый акцент на быстром росте количества и активности программ-«вымогателей», они же «шифровальщики». Напоминаем, что принцип действия таких зловредов прост: попадая на компьютер, они шифруют содержимое жестких дисков, делая его недоступным для пользователя, а за предоставление возможности дешифрования преступники просят заплатить некий разовый выкуп. Специалисты «Лаборатории Касперского» отметили беспрецедентно быстрый рост популярности подобных зловредов — за прошлый год количество таких программ возросло в одиннадцать (!) раз, а количество атак с их помощью удвоилось. К сожалению, эти тренды сохранили актуальность и в наступившем году.

Основная причина такой популярности — очень эффектная монетизация криминального бизнеса с использованием программ-«вымогателей». Выкуп может быть достаточно велик — по данным опроса, проведенного Acronis, в случае атаки на домашние системы пользователи готовы платить выкуп до пятисот долларов. Если же аналогичным способом были атакованы компьютеры, задействованные в бизнес-сегменте — даже в SOHO — то выкуп может быть и больше. Промежуток времени от начала атаки компьютера до получения выкупа за данные может изменяться несколькими часами. Это выгодно отличается, например, от таргетированных атак, подготовка к которым может занимать многие месяцы.

Традиционные угрозы сохраняют актуальность

Напомним, что данные под ударом могут оказаться не только в результате действий программ-вымогателей — спектр опасных зловредов очень широк, многие из них намеренно или случайно поражают данные пользователей. Случайное уничтожение данных может быть результатом некорректно написанного или модифицировнного кода зловредной программы, например, некоторые «шифровальщики» не вернут данные пользователю даже после оплаты выкупа не только потому, что злоумышленники «кинут» жертву, но и потому, что декодирование данных из-за ошибок в алгоритме «вымогателя» в конечно итоге оказывается невозможно в принципе.

Кроме того, потеря данных может быть вызвана авариями оборудования в силу тех или иных причин, внешними форс-мажорными ситуациями, некорректными действиями пользователя и, наконец, банальной потерей компьютера. Заметим, что термин «компьютер» сегодня следует понимать максимально широко, подразумевая под ним не только стационарные компьютеры и ноутбуки, но также планшеты и смартфоны. По данным Seagate, каждую минуту в мире пользователи по разным причинам теряют 113 гаджетов, разумеется, вместе со всеми находящимися «на борту» данными. Очевидно, что содержимое мобильных устройствах тоже нужно бэкапировать (и также защищать антивирусами).

Что это значит для ритейла

Все это было рассказано в различных рекламных, информационных и маркетинговых материалах вендоров, поддержавших инициативу BackUp Day, но в большинстве случаев это прошло мимо ритейлеров. В результате ритейлеры не воспользовались прекрасной возможностью использовать BackUp Day в качестве информационного повода и предложить покупателям опциональные программы и дополнительное оборудование.

В данном случае, предлагая что-то «дополнительное», можно было акцентироваться, как минимум, на антивирусах, утилитах для резервного копирования и внешних жестких дисках. При некотором минимальном креативе в рамках BackUp Day можно было продавать и «облачные» сервисы, причем как пространство в cloud-хранилищах отдельно, так и, например, Microsoft Office 365, который кроме подписки на собственно софт в некоторых комплектах поставки — «Office 365 для дома» и «Office 365 персональный» — включает также подписку на 1 Тб в облачном хранилище OneDrive.

Заметим, что все сказанное полностью сохраняет актуальность и за пределами 31 марта, когда отмечают BackUp Day. Только теперь ритейлерам придется расставлять соответствующие акценты самостоятельно и делать это, в общем случае, разрозненно, а не в рамках единого глобального мероприятия. Напомним, что сейчас для ритейла крайне актуально предложение не только традиционных устройств — компьютеров (в самом широком понимании), фотокамер и принтеров — но и некоторых товаров, которые можно рассматривать в качестве «дополнительного ассортимента». Если учесть, что, согласно приведенным выше данным, треть пользователей никогда не делали резервное копирование данных, то становится понятно, насколько широки перспективы продвижения упомянутого «дополнительного оборудования» в современных условиях.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE