25 ноября 2024 г.

Увеличить
Рис. 1. Динамика соотношения между внедрениями российских и зарубежных CPM-cистем в финансовой отрасли. Источник: «Интерсофт Лаб», ноябрь 2024 г.
Увеличить
Рис. 2. Динамика соотношения между внедрениями российских и зарубежных CPM-cистем в различных отраслях. Источник: «Интерсофт Лаб», ноябрь 2024 г.
Увеличить
Рис. 3. Задачи, решаемые различными потребителями с помощью CPM-систем. Источник: «Интерсофт Лаб», ноябрь 2024 г.
Увеличить
Рис. 4. Задачи, решаемые банками с помощью CPM-систем. Источник: «Интерсофт Лаб», ноябрь 2024 г.
Увеличить
Рис. 5. Новые внедрения CPM-систем в банках. Источник: «Интерсофт Лаб», ноябрь 2024 г.

19 ноября 2024 г. отечественной ИТ-компании «Интерсофт Лаб» исполнилось 25 лет. В честь этого события она подготовила спецпроект «25 лет CPM: новая волна». Проект продолжает цикл юбилейных спецпроектов компании «15 лет ВРМ» и «®СРМ: 20 лет спустя»; демонстрирует, как эволюционировал российский рынок CPM за 25 лет существования, и знакомит с новейшим этапом его развития, связанным с процессами импортозамещения в российской экономике.

Сразу поясним значение ключевого термина, используемого в новом спецпроекте. В Едином реестре отечественного ПО есть раздел 09 («Средства управления процессами организации»), включающий 14 классов программ. Среди них есть класс «Средства управления эффективностью предприятия (СРМ/ЕРМ)» (09.05). К нему относят программное обеспечение, которое должно обеспечивать поддержку цикла управления предприятием, в том числе в части финансовой консолидации, подготовки, мониторинга, анализа и оценки финансовой и управленческой отчетности, стратегического планирования и прогнозирования, бюджетирования, управления финансовыми рисками, согласования данных и расчета балансов, моделирования и оптимизации прибыльности.

Достижения

Генеральный директор «Интерсофт Лаб» Валерий Чаусов поясняет: «В 1999 г. мы стартовали с амбициозной идеей автоматизировать бизнес-аналитику для всех отраслей и предлагать решения разного масштаба — от настольных OLAP-систем до хранилищ данных. Но после погружения в ожидания рынка и в специфику разных индустрий скорректировали свое позиционирование. И вот уже 25 лет специализируемся в разработке финансовых хранилищ данных и систем управления эффективностью банковского бизнеса. В 1999 г. ниша управленческих и аналитических систем была практически пустой. На отечественный рынок тогда только выходили первые иностранные вендоры с платформами для построения хранилищ данных и бюджетирования. Однако в банковском сегменте их предложения могли позволить себе только крупнейшие игроки. Для остальных просто не было специализированного ПО».

Юлия Амириди, заместитель генерального директора «Интерсофт Лаб» по развитию бизнеса, работающая в компании с момента её основания, добавляет: «В настоящее время в Едином реестре отечественного ПО можно найти около 100 программных продуктов, основной класс которых соответствует коду 09.05 (CPM/EPM) и свыше 250 программных продуктов, у которых эта функциональность обозначена как дополнительная. Однако не все разработчики ПО корректно указывают классы, которым их программы соответствуют. Кто-то, например, относит к CPM системы для НR. Во-вторых, большинство реестровых систем, соответствующих коду 09.05, поддерживают лишь какие-то отдельные компоненты СРМ/EPM — к примеру, только бюджетирование или только планирование. В-третьих, мы работаем с банковским сегментом. У нас вертикальная платформа. В основе хранилища данных — финансовая модель. Формально — мы единственная полнофункциональная платформа для финансовой вертикали, с большим опытом внедрения в банках. Хотя, строго говоря, то, что внедрено нами в банках, все-таки опиралось на иностранные СУБД. Сейчас мы внедряемся на Postgres (SQL — СПО и Pro — коммерческой). О первых результатах, надеюсь, объявим до конца года».

В спецпроекте «25 лет CPM: новая волна» отмечается, что за 2 первых десятилетия российский CPM-рынок обрел зрелость. Его потребителям стали доступны полнофункциональные программные платформы от разных производителей для автоматизации замкнутого цикла управления эффективностью, охватывающего планирование и бюджетирование, мониторинг контроль и анализ финансового результата, регулирование целевых показателей эффективности.

20-летие концепции СРМ было отмечено формированием её нового видения — ®CPM (Risk-based CPM, управление эффективностью, усиленное рисками). Оно предполагает расширение традиционных CPM-функций и поддержку риск-ориентированных подходов к управлению эффективностью. ®CPM-решения позволяют реализовать модели проактивного управления, опирающиеся на тесную интеграцию риск-менеджмента, стратегического управления, финансового планирования, прогнозирования и моделирования, управления прибыльностью.

В последние годы отечественный CPM-рынок кардинально перестраивается. Это связано с запущенными процессами импортозамещения. Их необратимость сегодня очевидна для всех участников рынка, в том числе для главных потребителей CPM — банков, на долю которых приходится более трети всех реализованных за 25 лет проектов.

С 2022 г. отечественные разработчики приступили к технологической перестройке CPM-систем. Они отказываются от использования в их составе иностранных программных компонентов и создают полностью импортонезависимые решения.

Необходимость обязательной замены иностранного ПО для организаций с государственным участием и западные санкции подняли новую волну спроса на российские CPM-системы. Сегодня для ключевых потребителей этих систем (банков) важно рационально перевести эксплуатируемые корпоративные хранилища данных на импортонезависимые платформы; избавиться от устаревших и небезопасных управленческих технологий на основе запрещенных электронных таблиц, которые все еще доминируют в финансовых службах и департаментах, и перейти к управлению на основе данных; получить гарантированную возможность оперативно и качественно выполнять требования регуляторов, обеспечив поддержку датацентричного подхода; использовать возможности интегрированных технологий корпоративного управления, управления рисками и управления активами и пассивами; оптимально выстроить аналитическую инфраструктуру, не раздувая затраты на импортозамещение и максимально полно и эффективно применяя концепцию ®CPM.

А ещё в спецпроекте «25 лет CPM: новая волна» говорится о том, что в финансовом секторе с 2023 г. было зафиксировано внедрение CPM-систем только от российских разработчиков (рис. 1). В остальных отраслях отмечался небольшой процент проектов на базе платформ от зарубежных вендоров (рис. 2). Вероятнее всего, это связано с завершением масштабных внедрений, стартовавших до 2022 г.

Обратите внимание на волнообразный характер диаграмм «Динамика соотношения между внедрениями российских и зарубежных CPM-cистем». Эти флуктуации Юлия Амириди объясняет так: «1. Когда рынок только зарождался (первая пятилетка, 1999-2004 гг.), проектов было мало, раннее большинство (банки-новаторы) ставили эксперименты преимущественно на российском ПО (это было недорого). 2. Дальше банки получили первый опыт, осознали пользу управленческого ПО, годы были неплохие, иностранные вендоры серьезно вкладывались в маркетинг, банки стали покупать более дорогой иностранный софт. Так продолжалось до кризиса 2008-2009 гг. В кризис последовал спад спроса на иностранный софт. 3. Дальше снова рос интерес к иностранному ПО в банках — тянула сила бренда и престиж, прежде всего личный, субъектный. Так продолжалось до 2014 г., когда иностранные вендоры впервые пообещали, что не продлят лицензии для российских банков. Здесь снова случился спад. 4. А потом иностранные вендоры забрали слова назад и снова стали привлекательными и престижными. Так продолжалось до начала 2022 г.».

Проблемы

В спецпроекте «25 лет CPM: новая волна» есть такие слова: «„Зоопарк“ из нескольких хранилищ данных, отчетных систем, BI-платформ и проч. — так сегодня выглядит типичная аналитическая инфраструктура большинства банков. Финансовые организации испытывают сложности с ее поддержкой и не получают согласованной отчетности с достоверными данными. Импортозамещение должно стать импульсом к построению рациональной аналитической инфраструктуры на отечественном ПО, отвечающей классическим канонам создания CPM-систем с единым хранилищем данных для подготовки всех видов отчетности.

За 25 лет с момента появления первых аналитических инструментов и прикладных систем на их основе банки нарастили обширную, но не оптимальную аналитическую инфраструктуру. Зачастую подразделения выбирали нужные для себя решения, не учитывая наличия аналогичного ПО в банке. Кроме того, на разрастании числа схожих систем негативно сказывались процессы консолидации в банковском секторе».

В результате многие кредитные организации эксплуатируют несколько хранилищ данных масштаба подразделения, несколько отчетных систем, ETL-платформ и BI-инструментов, отмечено в отчете: «Очевидны проблемы поддержки такого „зоопарка“ аналитического ПО — высокая стоимость сопровождения, ошибки и несогласованность данных в разных видах отчетности.

Импортозамещение становится отправной точкой для рационализации аналитической инфраструктуры банков и внедрения канонической архитектуры CPM: единого корпоративного хранилища данных на основе финансовой модели, данные которого многократно переиспользуют разные потребители внутри банка для поддержки процессов управления и подготовки всех видов банковской отчетности: управленческой, регуляторной, аналитической.

Снижение маржинальности, рост конкуренции и сложные экономические условия заставляют банки пересматривать неэффективные подходы к принятию решений. На смену запрещенным электронным таблицам, которые банки используют для информационной поддержки руководства, приходят CPM-системы, реализующие подходы к управлению на основе данных. Они обеспечивают оперативную помощь в выработке обоснованных решений на основе детальной аналитики на всех этапах управления: при планировании, мониторинге и контроле, регулировании.

Большинство российских банков нуждаются в модернизации управленческих процессов и внедрении подходов к управлению на основе данных. Их финансовые департаменты все еще продолжают использовать электронные таблицы в целях подготовки данных для руководства, в том числе для формирования управленческой отчетности, планирования и бюджетирования. По данным открытых источников, их применяют не менее 84% банков. Однако банки с государственным участием должны отказаться от санкционного офисного ПО уже к концу 2024 г., для остальных продолжение его использования несёт высокие риски оказаться без инструментов планирования и подготовки отчетности».

Рис. 3 иллюстрирует динамику задач, которые потребители из разных отраслей решают с помощью CPM-систем. Из него видно, что в последние 3 года растет актуальность задач, связанных с планированием и бюджетированием. А вот актуальность составления отчетов для регуляторов уменьшается. Что же касается задач, решаемых банками с помощью CPM-систем, то последние три года неуклонно растёт доля задач, связанных с управлением рисками (рис. 4).

В спецпроекте «25 лет CPM: новая волна» также обращается внимание, что в 2022 г. банки еще выполняли CPM-проекты с применением иностранного ПО (более 20% проектов), а также внедряли ПО российской разработки, в составе которого присутствовали иностранные компоненты (рис. 5), прежде всего СУБД (57% проектов). И только в 20% новых проектов тогда было использовано полностью отечественное ПО. Но в 2023 г. банки начинали проекты уже в основном на отечественном ПО, и лишь около 15% проектов выполнялись на ПО российской разработки на базе запрещенных СУБД. В 2024 г. банки запускали новые проекты внедрения CPM-систем и хранилищ данных уже только на основе импортонезависимого отечественного ПО.

Источник: IT Channel News