19 апреля 2017 г.
Итоги первого квартала текущего года на глобальном рынке ПК практически одновременно подвели две ведущие аналитические компании — IDC и Garther. IDC оценила глобальные продажи в 60,328,000 систем и говорит о росте продаж на 0,6%, по сравнению с тем же периодом прошлого года, Garther приводит объем 62,180,00 и настаивает на спаде в 2,4% при том же соотношении. Разница, объясняемая использованием разных технологий подсчета, сравнима с точностью измерений, для нас же существенно важнее факт стабилизации рынка.
Причины падения
Сокращение продаж ПК было вызвано объективными причинами, на которые много раз указывали аналитики. Основная: существенное удлинение среднестатистического периода «жизненного цикла ПК». Технологическое развитие традиционных компьютеров продолжается, но пока сезон за сезоном оно не в состоянии создать «вау-факторы», способные мотивировать массового пользователя — как частного, так и корпоративного — на покупку нового компьютера с той же частотой, что и раньше. Имеющиеся системы со своими задачами справляются, причем часть задач уходит на планшеты и смартфоны.
«Более пяти лет назад нам стало ясно, что „Эпоха Wintel“ закончилась, хотя только сегодня количество систем на Android в мире превысило количество компьютеров, работающих под Windows», — сказал Сергей Земков, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России, странах Закавказья и Средней Азии.
Персональные компьютеры как были, так и остаются основным инструментом для решения базовых задач, связанных с ИТ и коммуникациями. И так, считает г-н Земков, будет в обозримом будущем: «На протяжении нашей жизни ситуация не изменится».
В большинстве своем пользователи от покупки компьютеров не отказываются, а этот акт откладывают. Это и привело к существенному — до 30%, по данным IDC — сокращению глобальных продаж ПК со времен пика, которого рынок достиг в 2011 году.
Основания для оптимизма
Откладывать замену ПК надолго по понятным причинам нельзя — требования к вычислительным мощностям клиентских устройств возрастают, моральное старение компьютеров продолжается, работающие у пользователей системы достаточно надежны, но свой ресурс с течением времени вырабатывают. Отложенный спрос рано или поздно должен быть удовлетворен за счет приобретения новых ПК, причем сказанное справедливо как для домашних систем, так и для корпоративных решений.
Новой цикл обновления корпоративных компьютеров вполне может стать причиной роста продаж ПК в ближайшем будущем, как надеются специалисты IDC, комментирующие итоги квартала. Напомним, что CRN говорил об этом месяц назад, приводя аргументацию Николая Шмыкова, руководителя группы по продвижению коммерческих ПК HP в России, который отмечал, что количество компьютеров старше пяти лет, эксплуатируемых в бизнес-структурах, продолжает расти, а дальнейшее откладывание покупки новых систем приводит к риску внезапной поломки старых, что способно нанести бизнесу серьезные убытки.
Лидеры рынка ПК: НР, Lenovo и Dell
НР является лидером мирового компьютерного рынка по итогам первого квартала, занимая 21,8%, по данным IDC, а на втором месте находится Lenovo с показателем 20,4%. По данным Gartner лидирует Lenovo, занявшая 19,9%, а НР все же на втором месте, контролируя 19,5% мирового рынка. В любом случае, позиции двух гигантов очень близки, а далее в тройке мировых лидеров с некоторым отставанием находится Dell, от которого ближайший конкурент отстает более чем вдвое.
Заметим, что по данным обоих агентств все компании из «ведущей пятерки» нарастили объемы продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличив свое присутствие на рынке. А вот не попавшие в Тор five показали значительное — более десяти процентов — падение.
Что это значит для российского рынка
Все глобальные тренды в полной мере присутствуют, разумеется, и на российском рынке. Однако, следует помнить, что развитые рынки демонстрируют отрицательную динамику: квартальные продажи компьютеров в США упали на 2,4%, а в ЕМЕА — на 6,9%, по данным Gartner.
Российский рынок, без сомнения, является развитым, однако, как считают аналитики Gartner, появление позитивных тенденций в экономике РФ способно стимулировать рост продаж ПК. Остается надеяться, что эти тенденции будут, а стимулирование окажется заметным. Все ждут от российского рынка выразительных результатов и потому, что по общеэкономическим причинам «отложенный спрос» у нас формировался дольше, следовательно, «отскок» должен быть более значительным.
Емкость российского рынка, только обусловленная отложенным спросом, составляет более четырех миллионов систем, как отметил г-н Шмыков, и эти системы должны быть заменены в ближайшем будущем. Российскому каналу нужно быть готовым к возможному росту оборотов. Рынок способны стимулировать и новые линейки компьютеров, представленные вендорами для российского рынка. НР и Dell показали новые серии компьютеров, которые помимо нового уровня вычислительной мощности интересны также некоторыми дополнительными «фишками», направленными на защиту информации, экономию офисного пространства и т. д., об этих решениях мы расскажем ближайшем будущем.
Источник: Александр Маляревский