26 июля 2017 г.
Изменения, происходящие в российском ритейле, могут быть использованы российским ИТ-рынком, причем как интеграторами, так и каналом. Заметим, что в этом сегменте происходит много разного, как в плане пионерских разработок (об одной из таких CRN/RE писал недавно), так и вполне оформленных трендов. Многие из последних связаны с вступлением в силу поправок к Федеральному закону «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 №
Тренд «кассовый аппарат = специализированный компьютер» начался давно, сегодня он просто стал более заметным. Например, начато активное продвижение продукта «МодульКасса» — под этой маркой на рынке представлены мобильные (на фото) или стационарные кассовые аппараты, ядром которых является компьютер на платформе Android или Windows, соответственно. Разумеется, эти устройства являются полноценными рабочими местами — традиционного кассира, работающего за прилавком или в торговом зале, а также курьера, который принимает оплату наличными — то есть могут выдавать фискальные чеки, работать с таким подключаемым оборудованием, как со сканер штрих-кодов, терминал для приема карт и денежный ящик и т.д.
«Компьютерная природа» новых касс позволяет им взаимодействовать с различными программами — от специализированных решений «1С» до традиционного Microsoft Excel — в частности, загружая список товаров и выгружая сформированные отчеты по выручке. Интересно, что разработчики вдумчиво подошли к организации интерфейса, например, на главной экран выведены наиболее популярные товары, что помогает кассиру быстрее находить их. Также доступна продажа товаров по свободной цене, то есть если по какой-либо причине не успели загрузить список товаров в кассу, кассир может вбить наименование и цену вручную. Очень важно, что кассовый софт позволяет собирать некоторую минимальную аналитику, которая позволит даже небольшим продавцам быстрее принимать решения по оптимизации ассортимента продукции.
Ситуация на рынке привела к активизации российских производителей кассовых аппаратов, причем в сегментах, новых для них. Крупные российские ритейлеры уже модернизировали свои CRM-системы для соответствия требованиям нового закона, но в большом количестве появляются новые — в большинстве своем это мелкие розничные продавцы и интернет-магазины. Для этих новых игроков рынка ритейла новые модели будут особенно актуальны, как считает Максим Митусов, руководитель проекта «МодульКасса». Г-н Митусов особо подчеркивает простоту развертывания «МодульКассы» — по его словам решение будет готово к работе уже через пятнадцать минут после распаковки, причем учить кассира работе на новом терминале не придется.
Как видно, перед нами массовый коробочный smart-товар, актуальный для российского рынка SMB, а это значит, что его продвижение становится актуальным для традиционного канала. Продажа специализированных компьютеров становится для канала все актуальней, особенно на фоне падения спроса на компьютеры универсальные. Глобальное сокращение сегмента ПК, между тем, сокращается: по данным аналитической компании Gartner, поставки персональных компьютеров по всему миру во втором квартале 2017 года составили 61,1 миллиона штук, что на 4,3% меньше, чем в те же месяцы 2016 года. Аналитики отмечают, что такой показатель соответствует результату десятилетней давности — такие квартальные продажи были зарегистрированы только в 2007 году. При этом мировой спад идет уже одиннадцатый квартал и, хотя отрицательная динамика несколько снизилась, конца этой тенденции пока не видно. Российский рынок ПК падал существенно быстрее мирового, но сейчас некоторые вендоры считают, что заметный отложенный спрос в ближайшее время «выстрелит» на рынке РФ, что приведет к возникновению на локальном рынке выраженной положительной динамики. Например, в этом уверен Николай Шмыков, руководитель группы по продвижению коммерческих компьютеров HP в России, который отмечает приближение очередного цикла обновления компьютеров в корпоративном секторе, о чем CRN/RE писал.
Возникновение аналогичного механизма для позитивного развития событий предполагают и аналитики: «Мы ожидаем, что динамика обновления корпоративных систем будет способствовать росту рынка», — говорит Джей Чоу, представитель IDC. Однако, пока все это лишь прогнозы, которым стать реальностью могут не позволить самые разные факторы, например, на локальном воспрепятствовать такому развитию событий на рынке может общеэкономическая ситуация в стране.
Появление товара нового типа — «касса-компьютер» — для российского канала является приятной новостью. Интеграторы, разумеется, поставляют решения, в которых присутствуют кассовые аппараты, но у традиционных дистрибуторов кассы в качестве товара найти непросто. Например, «Марвел-Дистрибуция» поставляет широкий спектр товаров для торговли и логистики, как отметил Андрей Бакараев, менеджер по развитию бизнеса направления Auto ID. В настоящее время кассовых аппаратов в этом перечне нет, хотя уже есть оборудование для маркировки, идентификации и сбора данных — сканеры штрихкодов, специализированные принтеры, мобильные терминалы и т.д. Руслан Чиняков, вице-президент OCS Distribution, отмечает, что традиционных касс в ассортименте поставляемого оборудования нет, но есть компьютерные кассы, которые соответствуют поправкам в №
«Компания их поставляет очень давно, — говорит г-н Чиняков, — Именно сейчас мы почувствовали серьезный рост интереса к ним».
В предложении OCS присутствуют решения по трем направлениям, актуальным для ритейла: компьютерные кассы от HP, так называемые POS-терминалы (Point-Of-Sale), полный спектр оборудования Zebra для автоматической идентификации (терминалы считывания и передачи информации, сканеры штрих-кодов, принтеры для печати этикеток), программные платформы класса Mobile Device Managment (VMware AirWatch, Citrix XenMobile, IBM MaaS360) для управления мобильными устройствами, работающими в корпоративной среде, позволяющие в качестве POS-терминала в кафе или магазине использовать почти любое мобильное устройство на платформе iOS или Android со специализированным программным обеспечением, сказал Руслан Чиняков.
Скорее всего, скоро у большого количества дистрибьюторов появятся и кассы, ведь данный товар оказывается актуальным и для игроков рынка разной специализации. Например, г-н Митусов отмечает востребованность таких устройств по схеме «касса-в-аренду», что является вариацией HaaS: владелец интернет-магазина берет в аренду саму кассу (причем устройство уже занесенное в реестр контрольно-кассовой техники!), оплачивает фискальный накопитель, делает все необходимые настройки и использует девайс для своего бизнеса.
Заметим, что различные схемы HaaS становятся все более популярны на российском рынке, в том числе, и в SMB-секторе, но о тенденциях в этом сегменте мы поговорим в следующий раз. Интересным трендом также является использование BigData, которые порождают анонимизированные данные с кассовых устройств нового типа, что также заслуживает отдельного рассмотрения.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE