9 июня 2018 г.
Рынок планшетов продолжает развитие. Наряду с появлением новых любопытных моделей, о чем CRN/RE писал недавно, можно наблюдать маркетинговую динамику, причем в сегменте наряду с известными проблемами присутствуют и явно положительные моменты.
Компания МТС опубликовала собственные аналитические данные, согласно которым в прошедшем марте российские продажи «таблеток» показали рост на 5% в денежном выражении по сравнению с тем же периодом прошлого года, хотя ранее соответствующий сегмент на локальном рынке падал пятнадцать (!) кварталов подряд. Интересно, что при этом в натуральном выражении продолжается падение — на 6% по сравнению год к году — а прирост получен за счет резкого роста средней стоимости устройства: с 6 до 10 тыс. руб. Массовый покупатель «распробовал» преимущества качественных планшетов, да так, что в мартовский рейтинг самых продаваемых моделей вошли планшеты Apple iPad и Huawei MediaPad, устройства мощные, но более дорогие, чем массовые решения. Аналитики МТС отметили, что по их данным планшеты чаще всего используют в качестве «игровой платформы» для детей или развлекательного девайса, например, во время путешествий.
Явно существующий на массовом рынке акцент на развлекательное применение планшетов, например, подчеркивает компания Huawei, согласно аналитическим данным которой, пик использования «таблеток» приходится на нерабочее время — между восемью вечера и полуночью — в то время как у мобильных устройств других типов на это время, наоборот, приходится некоторый спад: у смартфонов менее выраженный, у ноутбуков более заметный. Посмотреть фильм, сериал или клипы, почитать книгу или ленту новостей — для этого планшет подходит очень хорошо.
Однако, как мы отмечали, планшеты все чаще и все активнее используют не только для потребления контента, но и для его создания. Именно поэтому растет популярность планшетов-с-клавиатурами, причем как в виде моделей с комплектными чехлами со встроенными аппаратными клавиатурами, так и в виде моделей в гибридных корпусах или в корпусах-трансформерах, о чем мы писали ранее. Но существует еще один вариант: планшеты можно эффективно использовать вместе со стилусами.
Стилус как опция
Стилусы могут быть использованы как в качестве координатного устройства, так и для рукописных заметок, вставки hand-made-элементов в документы и в презентации, а также для рисования во всех формах — от модного скретчинга до полномасштабной живописи. В предыдущем материале мы упоминали, например, о HP ZBook Studio x360 (на фото — вверху слева), первой в мире рабочей станции, помещенной в корпус-трансформер, которая в штатной комплектации получила стилус Wacom AES, распознающий 4000 уровней нажатия. Аналогичные решения НР предлагает и для бизнес-трансформеров, например, упомянутый нами Spectre x360 15 (на фото — вверху справа) поддерживает перо HP Tilt Pen, которое, напомним, распознает как уровень нажатий, так и уровень наклона, что расширяет возможности применения для различных пользовательских задач. HP Tilt Pen, разумеется, совместимо не только с топовым трансформером, но и с другими девайсами HP, обладающими поддержкой технологии Microsoft Pen Protocol (MPP).
Похожие решения есть и у конкурентов. Например, Samsung предлагает активный стилус S Pen для пользователей своих смартфонов и «таблеток», причем корейская компания развивает как сам стилус, так и его поддержку устройствами как на программном, так и на аппаратном уровне. Например, делать заметки стилусом можно по экрану устройств без разблокировки собственно девайсов, что удобно и позволяет расширять пользовательский опыт. Есть фирменные стилусы и у других крупных вендоров, например, Lenovo предлагает Active Pen 2, индекс в обозначении которого указывает на развитие компанией данного аппаратного компонента. У Dell есть несколько активных стилусов и т.д.
Заметим, что стилус, во-первых, может быть не только фирменным, во-вторых, может работать не со всеми устройствами, в-третьих, стилусы могут быть использованы не только с мобильными устройствами.
Планшеты, но не «таблетки»
Наиболее интересны в техническом плане из стационарных девайсов с поддержкой пера, разумеется, Surface Studio, выпускаемые Microsoft. Этот Surface, как и планшеты-ноутбуки с этим брендом, поддерживает стилус. По сути, Surface Studio является моноблоком, который может быть положен «навзничь», превращаясь в огромный мольберт, на поверхности которого комплектным стилусом можно рисовать, чертить и т.д. Более того, для этого устройства Microsoft предлагает уникальный Sufrace Dial — верньер, который может быть размещен в произвольном месте дисплея Surface Studio и облегчает выбор и переключение между цветами, толщиной линий и прочими параметрами, которые актуальны при работе с пером. Как видно, Sufrace Dial — некий аналог колесика на мышке (которое, напомним, тоже было внедрено Microsoft), который существенно упрощает многие задачи, что крайне актуально для профессиональных пользователей.
Однако у Surface Studio есть одна серьезная проблема — этот товар Microsoft не поставляет на российский рынок официально, равно как и другие модели Surface, что затрудняет торговлю этим продуктом. Перспективы официального выхода Surface на российский рынок все еще весьма туманны. Однако в традиционном канале есть некоторые аналоги, которые представляют для локальных ритейлеров интерес, причем при «отсутствии наличия» мощного конкурента в виде аппаратных решений Microsoft — особый интерес.
Из предлагаемого основными вендорами особый интерес представляет Dell Canvas (на фото — внизу справа). Это сенсорный IPS-дисплей с диагональю 27 дюймов с разрешением QHD и охватом 100% цветового пространства AdobeRGB), способный распознавать до 20 точек нажатия. В комплект входит перо (Dell Canvas Pen распознает до 2048 уровней нажатия и не использует питания) и «радиальный контроллер» (аналог рассмотренного выше Sufrace Dial). Приятно, что девайс совместим с любым устройством на Windows 10. Canvas не является самостоятельным компьютером, поэтому подключая его к РС, вы получаете мультимониторную систему, что открывает дополнительные преимущества в использовании. Как подчеркивает Dell, это решение оптимизировано как для взаимодействия с графическими пакетами, так и с приложениями Microsoft Office. Разумеется, устройство рассчитано на профессионалов, работающих с графикой, однако, они свои творения создают не только для возвышенного чистого искусства, но и для утилитарных powerpoint-презентаций, о чем напоминает подчеркнутая вендором совместимость с Office. Интересно, что Dell Canvas, который может быть подключен к ПК через mini-HDMI, mini-DisplayPort и USB-C, выполняет еще и функцию хаба — на нем есть второй порт USB-C, два USB 3.0 Type-A и джек для наушников.
Wacom продвигает линейку интерактивных дисплеев Cintiq Pro, ориентированных на творческих профессионалов. В линейке были модели с диагоналями экранов 13 и 16 дюймов, которые по весне дополнили решением с двадцатичетырехдюймовым экраном. Wacom Cintiq Pro 24 (на фото — внизу слева) получил дисплей с разрешением UltraHD, охватывающим 98% цветового пространства Adobe RGB, со стеклянной матовой поверхностью, причем выполненный с использованием технологии «оптическая микросварка», которая позволила сократить параллакс. Все эти ухищрения в сочетании с практически нулевой задержкой при взаимодействии со стилусом обеспечивают пользователю максимально естественные ощущения при работе пером по экрану, по заявлению производителя. Стилус использует обновленную фирменную технологию Pro Pen 2, интересную, в частности, тем, что позволяет распознать до 8192 уровней нажатия. Несколько позже, как обещают представители Wacom, компания представит в линейке Cintiq Pro с экраном в тридцать два дюйма.
Любопытно, что Wacom для своих планшетов предлагает опциональный модуль Cintiq Pro Engine. Это компьютер, который предназначен для использования в тандеме с интерактивным дисплеем Cintiq Pro, в результате чего пользователь получает полноценную рабочую станцию, оптимизированную для работы с графикой, анимацией, 3D, виртуальной реальностью и прочих аналогичных задач. Система на платформе Intel — доступны конфигурации на Core и на Xeon — графика у нее дискретная и профессиональная — Nvidia Quadro P3200, у которой «на борту» с 6 Гб видеопамяти.
Конечно, графические планшеты делает не только Wacom. Например, весной компания Parblo выпустила графический планшет Coast 16, получивший IPS-дисплей диагональю 15,6 дюйма с FullHD-разрешением и охватом 74% цветового пространства NTSC. Стилус у него, разумеется, есть. Хотя стилус и пассивный, но планшет распознает 8192 степени нажатия. Устройство получило восемь аппаратных кнопок и джойстик, а также совместимость с компьютерами под Windows и под MacOS. Есть и другие вендоры, которые специализируются на выпуске графических планшетов — например, компания с непривычным для русскоязычных названием Huion — но их продукцию непросто встретить в канале.
Что это значит для ритейла
Устройства, получившие поддержку стилусов, позволяют ритейлу найти один из ответов на извечный вопрос «что еще можно предложить покупателю?», причем данный ответ имеет вполне понятный практический смысл. Подчеркнем, что основные вендоры предлагают стилусы для своих устройств с сенсорными экранами, стилусы присутствуют в канале и с их заказом не возникает проблем. Хотя стилусы предлагают разные третьи фирмы, ритейлу лучше ориентироваться на вендоров, продукция которых также присутствует в канале — это обеспечит и доступность товара, и наличие фирменного сервиса.
Пока решения со стилусами не являются товаром, предназначенном для совсем уж широких масс потребителей, а по большей части ориентированы на профессиональное использование, но ниши дизайнеров, архитекторов, художников и других профессионалов, работающих с графикой, довольно велики. Однако уже сейчас к потенциальным покупателям стилусов следует отнести энтузиастов и, что важно, растущую бизнес-аудиторию, которая тоже начинает «распробовать» преимущества подобных устройств. Кроме того, стилусы становятся важны для пользователей из системы образования. Заметим, что цены на устройства со стилусами находятся в широком диапазоне, поэтому ритейл может формировать предложения как дорогие профессиональные, так и бюджетные массовые.
Интересно, что Apple тоже начинает продвигать стилусы, причем ориентируясь именно на массовые аудитории — Apple Pencil доступен для моделей iPad и iPad Pro. Подчеркнем, что компания из Купертино обычно очень точно чувствует предпочтения массового рынка, поэтому данную активность Apple стоит рассматривать как сигнал для всего ритейла. Недавно компания Logitech, которая тоже очень точно реагирует на тренды рынка, выпустила Universal Folio — чехол со встроенной клавиатурой, который, по заявлению вендора, подходит для работы со всеми планшетами под управлением iOS, Android и Windows с диагоналями
Источник: Редакционный материал