24 апреля 2025 г.

Увеличить
Рис. 1. Способы получения госуслуг населением (в % от общей численности населения от 15 лет и старше, получавшего госуслуги). Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 2. Способы получения госуслуг населением по возрастным группам: 2024 (в % от общей численности населения соответствующей возрастной группы, получавшего госуслуги ). Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Увеличить
Рис. 3. Использование интернета для получения госуслуг по субъектам РФ (в % от общей численности населения от 15 лет и старше, получавшего госуслуги). Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Взаимодействие граждан и государства все заметнее переходит в цифровую плоскость. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал тенденции цифровизации госуслуг населению по итогам 2024 г.

Подавляющее большинство россиян в возрасте 15 лет и старше, обращавшихся за государственными и муниципальными услугами (госуслугами), получают их полностью или частично онлайн (86,7% в 2024 г.). Чаще всего пользователи заходят на электронные порталы (например, «Госуслуги») за нужной информацией (77.6%) и результатами предоставления услуг (47,1%), для осуществления обязательных платежей (54%), получения или отправки документов (40,3%).

С 2016 г. стабильно снижается доля россиян, не использующих интернет для получения госуслуг: в 2024 г. она составила 13% (рис. 1). Можно предположить, что часть представителей этой группы, наравне с привычными «очными» форматами, стала обращаться и к онлайн-инструментам: доля населения, получающего госуслуги онлайн и офлайн, за период 2016–2024 гг. выросла втрое и составляет 31,6%. Каждый второй пользователь госуслуг (55%) получает их исключительно онлайн, не обращаясь в ведомства, МФЦ и др.

Данные Росстата демонстрируют явную связь предпочитаемых форматов взаимодействия с государством с возрастом граждан (рис. 2.). В 2024 г. только офлайн получали госуслуги в основном россияне в возрасте 65 лет и старше — среди них не использовали интернет для этих задач 45,4%. При этом более половины этой группы уже освоили онлайн-инструменты, а четверть (25,6%) и вовсе отказались от личных визитов в различные ведомства и получали госуслуги исключительно через интернет.

На динамику цифровизации госуслуг заметное влияние оказала пандемия COVID-19. Однако достигнутый в тот период уровень в субъектах РФ сохранился по-разному. Так, в Москве и Сахалинской области рост доли населения, получающего госуслуги с использованием интернета (частично или полностью), продолжился и после 2021 г. (рис. 3). Сейчас эти регионы приблизились по величине данного показателя почти к 100% (98,1% и 98,2% соответственно). Довольно высокие его значения (более 96%) также в Астраханской области, ХМАО, Республике Башкортостан и Чеченской Республике. В ряде других регионов, напротив, после снятия пандемийных ограничений часть населения вернулась к более привычным офлайн-форматам. Вследствие этого, например, в Санкт-Петербурге, Мурманской области, Алтайском крае и др. в 2024 г. менее 75% получающих госуслуги использовали для таких целей интернет.

Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата; результаты проекта «Мониторинг технологий искусственного интеллекта и цифровой трансформации экономики и общества (1 волна)» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Источник: Роман Щербаков, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ