19 ноября 2018 г.
Аналитический центр TAdviser провел исследование «Корпоративный венчур в ИТ-индустрии России, 2016-2018», в рамках которого было рассмотрено более 200 сообщений о сделках, изучены стратегии, а также другие инвестиционные и не инвестиционные аспекты взаимоотношений ИТ-стартапов и крупных корпораций.
Основные выводы
- Совокупный объем корпоративных венчурных инвестиций и приобретений стартапов в области информационных технологий в России за 2016-2018 годы, по оценкам TAdviser, превысит 570 млн долларов США;
- Лидерами по количеству осуществленных за исследуемый период сделок являются Сбербанк, АФК «Система» и Mail.Ru Group;
- Интерес корпораций к стартапам растет, как и количество сделок между ними;
- Деятельность госкорпораций и частных холдингов по акселерации и покупке стартапов уже получила поддержку правительства, а в дальнейшем эта поддержка будет подкреплена стимулирующими инструментами;
- Частные группы компаний, такие как «Ланит», «1С» и Softline, не уступают, а где-то и превосходят госкорпорации по своей активности при работе со стартапами;
- При принятии решений, корпорации ориентируются на продуктовые и канальные синергии и заслуги основателей в индустрии (опыт, связи);
- Корпоративный венчурный процесс, как правило, не формализован, а центр принятия решений находится на уровне высшего руководства.
Стратегии
Между стратегиями корпораций в отношении стартапов, которые мы рассматривали, существует значительное разнообразие подходов и целей. В диапазоне этого разнообразия общим признаком для всех стратегий является то, что они опираются на особенности основного бизнеса компании, ее компетенции и другую специфику. Изученные стратегии не имеют признаков ни чистых стратегий M&A (mergers and acquisitions — слияний и приобретений), ни чистых экосистемных стратегий (не инвестиционные партнерства для расширения продуктов и рынков).
«Мы предпочитаем инвестировать в высокотехнологические стартапы на ранней стадии, потому что именно на этом этапе можем им принести максимум пользы — сформировать стратегию, вписать в экосистему и т.д. Придерживаемся этой тактики уже несколько лет и помогаем стартапам достичь такого уровня, когда они могут работать эффективно и самостоятельно, — говорит президент ГК „Ланит“ Филипп Генс. — Окупаемость достигается через дивидендный поток и капитализацию (продажу полную или частичную). В нашей стране слабо развита венчурная, фондовая инфраструктура для финансирования растущих компаний, и практически нет возможности делать новые раунды по более высокой оценке, как это принято в мире».
Традиционная корпоративно-венчурная стратегия предусматривает, что корпорацию в первую очередь интересует то, как стартапы стимулируют ее основной бизнес. Это отличает ее от деятельности венчурных фондов, чья стратегия предусматривает долгосрочные (3-5-7 лет) инвестиции «финансового» типа — то есть покупки ценных бумаг без цели контроля и с исключительной задачей продать их значительно дороже цены приобретения.
«Проекты должны быть комплементарны бизнесу „Ростелекома“, обогащать продуктовый портфель компании, — рассказывает Денис Рябченков, директор по развитию технологических партнерств „Ростелеком“. — Работа „Коммит Кэпитал“ направлена на усиление именно продуктовой синергии и взаимного проникновения технологий. Задача „Коммит Кэпитал“ в создании добавленной стоимости совместных продуктовых решений. Важный фактор для принятия решений об инвестировании в проекты — их стадия. „Ростелеком“ заинтересован в партнерстве с развивающимся бизнесом, в гипотезы мы не инвестируем. Также важные технологические факторы проекта — команда и масштабируемость решений».
«1С» описывает свою стратегию как создание совместных предприятий — что на практике выражается преимущественно в покупке доли в 51%. Единственной целью этих СП признается прибыль от операционной деятельности; доход от капитала, возможные дивеститутры и другие инвестиционные операции для группы интереса не представляют. По утверждениям «1С», конгломерат из небольших компаний показывает большие темпы роста, поскольку основатели сохраняют операционный контроль за бизнесом и заинтересованность в прибыли, в то же время получая доступ к ресурсам и возможностям новой материнской компании.
«Нам важно соответствие рыночной области, в которой мы работаем, — объясняет директор по продвижению экономических программ „1С“ Алексей Харитонов. — Очень ценна возможная синергия с нашими основными направлениями, а также насколько то, что делает создаваемое СП, может способствовать развитию бизнеса наших партнеров-франчайзи (например, когда создавали СП со SmartWay, было важно, что наши франчайзи теперь смогут предлагать клиентам не только автоматизацию основных процессов, но и аутсорсинг услуг по командировкам)».
Более гибкой стратегии придерживается системный интегратор «Ланит», где синергия распространяется на заказчиков и клиентов, собственный объем продаж стартапа входит в число ключевых критериев, а руководители корпорации подчеркивают, что наработанные корпорацией опыт и компетенции применяются для стимулирования роста портфельных компаний (в том числе в конкретных успешных кейсах).
Подход «Софтлайн» сочетает в себе элементы корпоративного и финансового венчура, корпорация ориентируется на рост, который двигается рынком, и на свою роль как ментора и путеводителя стартапов по ИТ-рынку. Даже лексика руководителей больше напоминает манеру венчурных капиталистов, а не корпоративных менеджеров. Можно предположить, что «Софтлайн» находится в процессе развития из ИТ-дистрибутора в гибридную модель, сочетающую бизнес венчурного фонда.
«Мы являемся универсальным инвестором, выступая, по сути, и как корпоративный фонд, который отбирает проекты для дальнейшей интеграции в каналы продаж Softline, и как stand-alone инвестор, ориентированный на покупку компаний с целью „экзита“ в среднесрочной перспективе, — рассказывает Дмитрий Поляков, замруководителя Softline Venture Partners».
Государственный приоритет
Важно отметить, что на исследуемый период пришлась административная инициатива руководства Российской Федерации о приоритетном создании в госкорпорациях и компаниях с госучастием «специальных подразделений и венчурных фондов, осуществляющих инвестирование в малые инновационные компании корпоративных венчурных фондов».
В октябре 2018 года на заседании Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России было предложено форсировать скупку стартапов как госкомпаниями, так и частными корпорациями.
«Ресурсы роста операционной эффективности практически во всех секторах экономики — от транспорта до медицинских услуг, от промышленности и стройматериалов до машиностроения — исчерпаны. Они будут для каждой компании исчерпанными до тех пор, пока она не станет фактически венчурным фондом, — заявил вице-премьер правительства РФ Максим Акимов. — Большинство глобальных компаний именно в эту сторону идут, они уже не столько своей операционной деятельностью руководят, сколько покупают стартапы по всему миру, ищут новые технологические решения. Сегодня обсуждалось, как сделать так, чтобы к этому появился вкус у российских компаний, не только крупных, таких как „Росатом“, „Ростех“ или РЖД, а прежде всего у средних компаний с выручкой от 500 млн до 4–5 млрд рублей...».
ЦИФРЫ
Если мы вступаем в период стимулирования интереса корпораций и стартапов друг к другу, важно оценить, как именно выглядит «игровое поле» сейчас.
«До настоящего времени системного описания и оценки этой активности почти не производилось. А в тех случаях, когда корпоративно-венчурная деятельность описывается, из нее не выделяются аспекты, специфические именно для отрасли информационных технологий, — говорит главный редактор TAdviser Александр Левашов. — Нами была предпринята попытка описать и оценить некоторые доступные внешнему наблюдению аспекты этой активности».
Оценочный объем корпоративных венчурных инвестиций и приобретений, 2016-2018
(в эквиваленте долларов США по курсу на дату сделки)
|
2016
|
2017
|
2018
|
ВСЕГО
|
Первичные
|
39,062,575
|
61,029,148
|
39,282,823
|
139,374,545
|
Вторичные
|
139,611,144
|
185,647,653
|
112,040,005
|
437,298,803
|
ВСЕГО
|
178,673,719
|
246,676,801
|
151,322,828
|
576,673,348
|
В том числе раскрыты суммы
|
165,817,829
|
141,331,617
|
86,508,078
|
393,651,472
|
По кварталам
|
Первичный рынок
|
Вторичный рынок
|
ВСЕГО
|
2016-1
|
16,407,943
|
0
|
16,407,943
|
2016-2
|
6,392,984
|
2,142,984
|
8,535,969
|
2016-3
|
8,415,408
|
2,142,984
|
10,558,393
|
2016-4
|
7,846,239
|
135,325,176
|
143,171,415
|
2017-1
|
9,097,037
|
28,059,520
|
37,156,557
|
2017-2
|
10,266,367
|
71,849,461
|
82,115,829
|
2017-3
|
10,725,970
|
15,049,600
|
25,775,571
|
2017-4
|
30,939,773
|
70,689,071
|
101,628,844
|
2018-1
|
12,487,303
|
76,030,689
|
88,517,993
|
2018-2
|
6,400,932
|
7,201,863
|
13,602,795
|
2018-3
|
13,192,725
|
18,004,658
|
31,197,383
|
2018-4 (прогноз)
|
7,201,863
|
10,802,795
|
18,004,658
|
По годам
|
|
|
|
2016
|
39,062,575
|
139,611,144
|
178,673,719
|
2017
|
61,029,148
|
185,647,653
|
246,676,801
|
2018
|
39,282,823
|
112,040,005
|
151,322,828
|
|
|
|
|
ВСЕГО
|
139,374,545
|
437,298,803
|
576,673,348
|
Источник: Пресс-служба компании TAdviser