19 ноября 2018 г.

Аналитический центр TAdviser провел исследование «Корпоративный венчур в ИТ-индустрии России, 2016-2018», в рамках которого было рассмотрено более 200 сообщений о сделках, изучены стратегии, а также другие инвестиционные и не инвестиционные аспекты взаимоотношений ИТ-стартапов и крупных корпораций.

Основные выводы

  • Совокупный объем корпоративных венчурных инвестиций и приобретений стартапов в области информационных технологий в России за 2016-2018 годы, по оценкам TAdviser, превысит 570 млн долларов США;
  • Лидерами по количеству осуществленных за исследуемый период сделок являются Сбербанк, АФК «Система» и Mail.Ru Group;
  • Интерес корпораций к стартапам растет, как и количество сделок между ними;
  • Деятельность госкорпораций и частных холдингов по акселерации и покупке стартапов уже получила поддержку правительства, а в дальнейшем эта поддержка будет подкреплена стимулирующими инструментами;
  • Частные группы компаний, такие как «Ланит», «1С» и Softline, не уступают, а где-то и превосходят госкорпорации по своей активности при работе со стартапами;
  • При принятии решений, корпорации ориентируются на продуктовые и канальные синергии и заслуги основателей в индустрии (опыт, связи);
  • Корпоративный венчурный процесс, как правило, не формализован, а центр принятия решений находится на уровне высшего руководства.

Стратегии

Между стратегиями корпораций в отношении стартапов, которые мы рассматривали, существует значительное разнообразие подходов и целей. В диапазоне этого разнообразия общим признаком для всех стратегий является то, что они опираются на особенности основного бизнеса компании, ее компетенции и другую специфику. Изученные стратегии не имеют признаков ни чистых стратегий M&A (mergers and acquisitions — слияний и приобретений), ни чистых экосистемных стратегий (не инвестиционные партнерства для расширения продуктов и рынков).
«Мы предпочитаем инвестировать в высокотехнологические стартапы на ранней стадии, потому что именно на этом этапе можем им принести максимум пользы — сформировать стратегию, вписать в экосистему и т.д. Придерживаемся этой тактики уже несколько лет и помогаем стартапам достичь такого уровня, когда они могут работать эффективно и самостоятельно, — говорит президент ГК „Ланит“ Филипп Генс. — Окупаемость достигается через дивидендный поток и капитализацию (продажу полную или частичную). В нашей стране слабо развита венчурная, фондовая инфраструктура для финансирования растущих компаний, и практически нет возможности делать новые раунды по более высокой оценке, как это принято в мире».
Традиционная корпоративно-венчурная стратегия предусматривает, что корпорацию в первую очередь интересует то, как стартапы стимулируют ее основной бизнес. Это отличает ее от деятельности венчурных фондов, чья стратегия предусматривает долгосрочные (3-5-7 лет) инвестиции «финансового» типа — то есть покупки ценных бумаг без цели контроля и с исключительной задачей продать их значительно дороже цены приобретения.
«Проекты должны быть комплементарны бизнесу „Ростелекома“, обогащать продуктовый портфель компании, — рассказывает Денис Рябченков, директор по развитию технологических партнерств „Ростелеком“. — Работа „Коммит Кэпитал“ направлена на усиление именно продуктовой синергии и взаимного проникновения технологий. Задача „Коммит Кэпитал“ в создании добавленной стоимости совместных продуктовых решений. Важный фактор для принятия решений об инвестировании в проекты — их стадия. „Ростелеком“ заинтересован в партнерстве с развивающимся бизнесом, в гипотезы мы не инвестируем. Также важные технологические факторы проекта — команда и масштабируемость решений».
«1С» описывает свою стратегию как создание совместных предприятий — что на практике выражается преимущественно в покупке доли в 51%. Единственной целью этих СП признается прибыль от операционной деятельности; доход от капитала, возможные дивеститутры и другие инвестиционные операции для группы интереса не представляют. По утверждениям «1С», конгломерат из небольших компаний показывает большие темпы роста, поскольку основатели сохраняют операционный контроль за бизнесом и заинтересованность в прибыли, в то же время получая доступ к ресурсам и возможностям новой материнской компании.
«Нам важно соответствие рыночной области, в которой мы работаем, — объясняет директор по продвижению экономических программ „1С“ Алексей Харитонов. — Очень ценна возможная синергия с нашими основными направлениями, а также насколько то, что делает создаваемое СП, может способствовать развитию бизнеса наших партнеров-франчайзи (например, когда создавали СП со SmartWay, было важно, что наши франчайзи теперь смогут предлагать клиентам не только автоматизацию основных процессов, но и аутсорсинг услуг по командировкам)».
Более гибкой стратегии придерживается системный интегратор «Ланит», где синергия распространяется на заказчиков и клиентов, собственный объем продаж стартапа входит в число ключевых критериев, а руководители корпорации подчеркивают, что наработанные корпорацией опыт и компетенции применяются для стимулирования роста портфельных компаний (в том числе в конкретных успешных кейсах).
Подход «Софтлайн» сочетает в себе элементы корпоративного и финансового венчура, корпорация ориентируется на рост, который двигается рынком, и на свою роль как ментора и путеводителя стартапов по ИТ-рынку. Даже лексика руководителей больше напоминает манеру венчурных капиталистов, а не корпоративных менеджеров. Можно предположить, что «Софтлайн» находится в процессе развития из ИТ-дистрибутора в гибридную модель, сочетающую бизнес венчурного фонда.
«Мы являемся универсальным инвестором, выступая, по сути, и как корпоративный фонд, который отбирает проекты для дальнейшей интеграции в каналы продаж Softline, и как stand-alone инвестор, ориентированный на покупку компаний с целью „экзита“ в среднесрочной перспективе, — рассказывает Дмитрий Поляков, замруководителя Softline Venture Partners».

Государственный приоритет

Важно отметить, что на исследуемый период пришлась административная инициатива руководства Российской Федерации о приоритетном создании в госкорпорациях и компаниях с госучастием «специальных подразделений и венчурных фондов, осуществляющих инвестирование в малые инновационные компании корпоративных венчурных фондов».
В октябре 2018 года на заседании Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России было предложено форсировать скупку стартапов как госкомпаниями, так и частными корпорациями.
«Ресурсы роста операционной эффективности практически во всех секторах экономики — от транспорта до медицинских услуг, от промышленности и стройматериалов до машиностроения — исчерпаны. Они будут для каждой компании исчерпанными до тех пор, пока она не станет фактически венчурным фондом, — заявил вице-премьер правительства РФ Максим Акимов. — Большинство глобальных компаний именно в эту сторону идут, они уже не столько своей операционной деятельностью руководят, сколько покупают стартапы по всему миру, ищут новые технологические решения. Сегодня обсуждалось, как сделать так, чтобы к этому появился вкус у российских компаний, не только крупных, таких как „Росатом“, „Ростех“ или РЖД, а прежде всего у средних компаний с выручкой от 500 млн до 4–5 млрд рублей...».

ЦИФРЫ
Если мы вступаем в период стимулирования интереса корпораций и стартапов друг к другу, важно оценить, как именно выглядит «игровое поле» сейчас.
«До настоящего времени системного описания и оценки этой активности почти не производилось. А в тех случаях, когда корпоративно-венчурная деятельность описывается, из нее не выделяются аспекты, специфические именно для отрасли информационных технологий, — говорит главный редактор TAdviser Александр Левашов. — Нами была предпринята попытка описать и оценить некоторые доступные внешнему наблюдению аспекты этой активности».
Оценочный объем корпоративных венчурных инвестиций и приобретений, 2016-2018
(в эквиваленте долларов США по курсу на дату сделки)

2016

2017

2018

ВСЕГО

Первичные

39,062,575

61,029,148

39,282,823

139,374,545

Вторичные

139,611,144

185,647,653

112,040,005

437,298,803

ВСЕГО

178,673,719

246,676,801

151,322,828

576,673,348

В том числе раскрыты суммы

165,817,829

141,331,617

86,508,078

393,651,472

По кварталам

Первичный рынок

Вторичный рынок

ВСЕГО

2016-1

16,407,943

0

16,407,943

2016-2

6,392,984

2,142,984

8,535,969

2016-3

8,415,408

2,142,984

10,558,393

2016-4

7,846,239

135,325,176

143,171,415

2017-1

9,097,037

28,059,520

37,156,557

2017-2

10,266,367

71,849,461

82,115,829

2017-3

10,725,970

15,049,600

25,775,571

2017-4

30,939,773

70,689,071

101,628,844

2018-1

12,487,303

76,030,689

88,517,993

2018-2

6,400,932

7,201,863

13,602,795

2018-3

13,192,725

18,004,658

31,197,383

2018-4 (прогноз)

7,201,863

10,802,795

18,004,658

По годам

2016

39,062,575

139,611,144

178,673,719

2017

61,029,148

185,647,653

246,676,801

2018

39,282,823

112,040,005

151,322,828

ВСЕГО

139,374,545

437,298,803

576,673,348

Источник: Пресс-служба компании TAdviser