20 ноября 2018 г.
В каждом пятом домохозяйстве на американском рынке есть хотя бы одна «умная колонка», как отметил Константин Круглов, директор по экспериментальным продуктам «Яндекс», что показывает высокую популярность данного вида устройств на развитом рынке. Рост популярности очевидный, ведь по данным NPR и Edison Research, к концу прошлого, 2017 года, «умные колонки» появились уже у каждого шестого американца старше 18 лет.
Smart-колонки, способные обеспечить естественное общение на английском языке, появились, разумеется, несколько раньше «русскоязычных», поэтому «там» сегмент успел пройти несколько этапов развития и стать популярным, а «тут» активные продажи подобных устройств только начинают «раскручиваться». «Алиса» от «Яндекса» появилась в прошлом году, но из аппаратных устройств была представлена на довольно дорогой «Станции» (про запуск которой и ее место среди современных колонок CRN/RE писал), которой, к тому же, не хватало в рознице, в довольно дорогих и потому редких наушниках-гарнитурах Sony Ear Duo, да в детских часах Elary KidPhone 3G, продукте интересном, но подчеркнуто нишевом. Разумеется, «Алиса» была интегрирована с другими продуктами «Яндекса» и активно работала, например, в смартфонах. Но, поскольку была бесплатным продуктом, этот факт не представляет прямого интереса для канала, хотя способствовал росту популярности «голосового помощника». Еще в прошлом году был анонсировал пакет Yandex.IO, упрощающий встраивание «Алис» в продукты сторонних производителей, и сейчас, наконец, эти продукты появились.
Irbis A (на фото) и DEXP Smartbox — первые компактные «умные колонки» с голосовым помощником «Алиса», разработанные сторонними производителями, предлагаемые российскому массовому рынку по доступным ценам. Оба устройства будут доступны в ближайшем будущем через розницу — «М.Видео» и DNS как в физических, так и в онлайн-магазинах — по одинаковой рекомендованной розничной цене 3290 руб. Основным отличием новых устройство от «Станции», которая, напомним, стоит почти втрое дороже, является отсутствие возможности подключить телевизор и меньшая мощность установленных динамиков. Последнее может быть исправлено подключением внешней акустики (DEXP Smartbox поддерживает bluetooth-подключение, а Irbis A — кабельное). Интересно, что покупателям новых девайсов будет предоставлено по 6 месяцев бесплатной подписки «Яндекс.Плюс» (полный доступ к «Яндекс.Музыке», а также скидки и дополнительные возможности других сервисов Яндекса), что является своеобразным «кэшбэком» размером в треть стоимости устройств. Новинки, по предположению представителей «Яндекс», найдут спрос как среди пользователей «Станции», которая уже достаточно велика, так и среди более многочисленной аудитории неофитов, желающих завести себе «голосового помощника». Благодаря низким ценам, вполне возможно размешать несколько «помощников» в квартире и пользоваться нативным интерфейсом, например, как в спальне, так и на кухне.
Напомним, что в настоящее время устройства с «Алисой» не поддерживают взаимосвязь друг с другом — то есть невозможно построить на их основе «мультирум» или добиться от пары «помощников» стереозвучания — но, вполне возможно, такие возможности появятся в будущем. Если помните, не прошло и недели после анонса «Станции», как устройство получило возможность управления smart-кофеваркой, в результате стала доступна голосовая команда «Алиса, свари мне кофе!», причем с вариациями эспрессо, двойной эспрессо или американо. Очевидно, что со временем появится возможность устанавливать связь с другими домашними smart-устройствами, что существенно упростит управление последними и станет катализатором для бума «умных домов» (о чем также CRN/RE писал).
Что это значит для ИТ-розницы
С присутствием новинок в канале пока нет ясности, непонятны даже точные сроки появления на прилавках — было расплывчато сказано «до Нового года точно будут!» — но, очевидно, что с появлением последователей «Станции», да еще по таким привлекательным ценам, «умные колонки» становятся актуальными для канала. Подчеркнем, что речь идет как о самих новинках, так и о всем классе подобных устройств. Напомним, что на рынке существует довольно много «умных колонок», построенные на конкуренте «Алисы» — Google Assistant, который с некоторых пор также получил полноценную поддержку русского языка. Популяризация «алиса-based» колонок, однозначно, будет способствовать росту продаж «умных колонок» на платформе Google, а они достаточно разнообразны (есть выполненные в форм-факторе колонки, но существуют и со встроенными дисплеями) и, что важно для рынка, представлены в предложении компаний, у которых взаимодействие с российским каналом налажено хорошо.
Очевидно, что для розницы важна молодость этого сегмента высокотехнологичных девайсов, еще совсем недавно подобные устройства были экзотикой, поэтому есть рынок растет «с нуля» и его емкость — как в натуральном, так и в денежном отношении — весьма высока, чем ритейлеры могут воспользоваться. Ситуацию усугубляет и еще одна важная деталь: по данным упомянутого выше прошлогоднего исследования NPR и Edison Research, почти 40% американцев, уже купивших «умную колонку», собираются приобрести еще одну. Как видно, емкость рынка таких устройств может оказаться заметно выше, чем может показаться на первый взгляд, а насыщение наступит несколько позже, чем кажется. И это обстоятельство тоже важно для российского ритейла, которому нужно уже сейчас двигать новый класс цифровых устройств.
Источник: crn.ru