11 февраля 2019 г.

Источником оптимизма для российских компаний, работающих на корпоративном рынке, вполне могут служить данные из обновленного «Индекса цифровой трансформации» (он же DT Index), создаваемого Dell при участии Intel. Данные, полученные Dell, заслуживают доверия — в них нет ни слова о рейтингах вендоров и о долях рынка, но многое о рынке, его динамике и, что важно, о планах руководства компаний.

Представление данных DT Index было произведено в два приема: первые результаты были обнародованы в конце прошлого года (об этом CRN/RE писал в декабрьском материале про «цифровую трансформацию»), вторую часть обещали открыть зимой, что и было сделано. Почему результаты обновленного DT Index могут стать основанием для оптимизма? Тому есть несколько причин.

Во-первых, российские компании прекрасно понимают, что их ждут непростые времена — на общие тренды развитых рынков (высокая динамика, нарастающая конкуренция, быстрое появление одних секторов в сочетании с резкой стагнации других и т.д.) накладываются локальные особенности (сокращение платежеспособности массового рынка, проблемы с привлечением доступных кредитов, повышенные риски возникновения форс-мажорных ситуаций и т.д.). По данным DT Index в мире лишь половина компаний предполагает, что в ближайшее время их ждут трудности (ровно 50% по данным опроса руководителей). В российских же условиях жестких трудностей ожидают 96% компаний, причем 24% уверены, что без радикальных изменений в организации своей основной деятельности они могут потерять бизнес уже в течение ближайшей пятилетки.

Во-вторых, естественным образом наличие такого понимания приводит компании к необходимости активных действий по совершенствованию собственного бизнеса, с использованием для этого, в том числе, цифровых технологий в самом широком смысле. Они намерены вкладывать средства в развитие и в совершенствование традиционных ИТ-инфраструктур. Основным направлением для вложений в ближайшие три года будет кибербезопасность (это планируют 67% опрошенных), более половины (56%) планируют инвестиции в развитие серверо-центрической архитектуры и собственных ЦОДов, многие уделяют внимание хранилищам данных, например, во флэш-накопители предполагают инвестировать 46% компаний (про технические тренды систем хранения данных CRN/RE писал недавно, про общие тренды корпоративных решений этого класса CRN/RE писал тоже), а в «облака» — 39% (напомним, что cloud-сегмент растет быстро: по разным секторам от 15% до 50%, а в ближайшую пятилетку, по данным CommNews, вырастет в десять раз).

В-третьих, как ни странно, в текущей экономической ситуации в инвестиционных планах российского бизнеса нашлось место и новейшим технологиям. В решения с использованием искусственного интеллекта планируют вложиться 34% российских компаний. Как ни странно, все еще сохраняет популярность блокчейн — 30% компаний рассматривают возможность инвестиций в решения, использующие технологии полностью реплицированных распределенных баз данных. Мощное развитие ждет виртуальную/дополненную реальность, которая уже сейчас находит самое разнообразное применение в корпоративном секторе, а инвестировать в новые решения с использованием этих технологий готовы почти четверть фирм — 24%. Квантовые вычисления только-только становятся доступны (напомним, что Q System One, квантовый компьютер, доступный через «облако», анонсирован IBM в ходе январской CES), а 12% российских компаний еще в прошлом году, когда проводились опросы для DT Index, уже показали, что рассматривают возможность инвестиции в эту область на протяжении ближайшей пятилетки!

В-четвертых, отрадно, что большинство — 55% опрошенных — уже применяют цифровые технологии для ускорения процессов создания новых продуктов и услуг, хотя значительная часть российских компаний, как видно, все еще использует ИТ для решения служебных бизнес-задач. Применение ИТ в процессе создания новых товаров — первый шаг к цифровой трансформации, когда ИТ становятся ключевым фактором для радикальных преобразований в традиционных бизнес-схемах и для открытия новых. При этом 7% российских руководителей показали в ходе опроса, что процессы «цифровой трансформации» уже идут по всех структуре их компаний. Это прекрасный показатель, так как он почти вполовину превосходит среднемировое значение, которое, по данным DT Index, составляет только 5%. Также среди российских компаний крайне мало тех, деятельность которых пока не предусматривает вложений в мероприятия по «цифровой трансформации» даже на уровне планов, — всего 1%. Заметим, что в мире таких на порядок больше — 9%.

Как видно, для интеграторов открыто широчайшее поле для деятельности, российский бизнес жаждет внедрения новых решений, компании признают необходимость «цифровой трансформации». В этом есть и хорошие новости для канала — для создания соответствующей инфраструктуры бизнес-потребители готовы вкладывать деньги в дорогостоящие решения. Для интеграторов открываются новые возможности по синергетическому взаимодействию с компаниями из других областей. Например, половина опрошенных российских компаний (50%) показали, что у них есть проблемы с финансами и с ресурсами для нужных мероприятий по «цифровой трансформации», а это значит, что открывается поле для сотрудничества интеграторов с банками, инвестиционными фондами и с другими организациями соответствующей направленности, включая подобные подразделения в структуре вендоров. Многие жалуются на отсутствие необходимых знаний и навыков у персонала — 29% — а это значит, что у интеграторов есть все основания действовать совместно с учебными структурами, начиная от собственных учебных отделов до вузов и центров занятости. Как видно, интеграторам тоже придется изрядно трансформировать свой бизнес, причем не обязательно цифровыми способами, потребуются и организационные изменения. Но результат того стоит: емкость рынка потенциально огромна и фронт работ весьма широк, хотя ровно по этим причинам и конкуренция тут будет весьма высока.

«Индекс цифровой трансформации», напомним, вендор представляет рынку уже второй год. Отрадно, что при этом расширен географический охват — с 16 до 42 стран — и в этот список попала Россия. В процессе подготовки новой версии «Индекса» было опрошено по всему миру 4600 руководителей различных компаний, причем 100 — в РФ. Опрос был проведен компанией Vanson Bourne, которая специализируется на таких исследованиях для ИТ-сектора. Как относиться к результатам исследований, построенных на данных опросов — каждый решает для себя сам. На наш взгляд, при правильном подходе к формату и при соблюдении процедуры полученные данные заслуживают доверия.

Источник: crn.ru