26 апреля 2019 г.
Объемы продаж ПК в мире продолжают сокращаться, но продажи игровых компьютеров неуклонно растут. Очевидно, что игровые ПК привлекают особое внимание вендоров. Инновации — как вендорские, так и поставщиков компонент — делают игровые системы равноправными участниками сегмента высокопроизводительных компьютеров, что способно активизировать весь рынок, а поэтому актуально для канала.
Рынок и тренды
Тренду на сокращение объемов продаж ПК уже шесть лет. По самым свежим данным IDC — аналитики подвели итоги за первый квартал 2019 — спад мирового рынка в натуральном выражении составил 4,6% по сравнению с аналогичным периодом 2018.
Причины сокращения просты: давление на рынок ПК со стороны смартфонов, увеличение времени жизни компьютеров (как за счет повышения надежности за счет роста интеграции компонентов, так и ширящиеся возможности использования cloud-вычислений), а также популяризация концепций BYOD/CYOD, «благодаря» которым снижается среднее количество ПК на одного пользователя (об этом CRN/RE писал). Заметим, что эти тенденции практически не оказывают влияния на рынок геймерских систем, что и позволяет ему расти.
В России рынок геймерских компьютеров растет особенно быстро. По данным GfK, за прошлый год рост в натуральном выражении составил 60%! Некоторые вендоры показали еще более выразительные результаты, например, положительная динамика игровых систем Dell составила по итогам года сто процентов, как отметил Денис Минов, менеджер по клиентским продуктам Dell в России, Украине и СНГ, что заметно превышает среднерыночные показатели. Как видно, несмотря на негативную общую динамику, ситуация в сегменте внушает оптимизм.
Nvidia и Intel — драйверы сегмента
Развитие процессоров и различных дополнительных технологий приводит к расширению возможностей, доступных пользователю, что справедливо как для CPU, так и для GPU. За 5 лет производительность графических карт возросла на порядок, отмечает Ирина Шеховцова, руководитель отдела коммуникаций российского представительства Nvidia. Очевидно, что компьютер пятилетней давности современного геймера никак не может устраивать, система нуждается в апгрейде! В игровых системах динамика в графических процессорах важнее по понятной причине: пользователь «любит глазами», поэтому весьма важны возможности запускать современные игры «на максималках». Заметим, что активные геймеры апгрейдят компьютеры в среднем раз в 3 года, а то и чаще, системы самых хардкорных геймеров-энтузиастов находятся в состоянии перманентного апгрейда.
Заметим, что рынок геймерских компьютеров не испытывает заметного давления со стороны смартфонов. Модели гаджетов, позиционированные как «геймерские», пытаются вывести на рынок разные компании, но соответствующие инициативы успехом не увенчались, «игровые смартфоны» оказываются скорее курьезом. Графические возможности смартфонов растут довольно быстро, но все же популярность мобильного гейминга невелика.
Распространение подходов BYOD/CYOD приводит к тому, что вместо двух компьютеров — офисного для работы и домашнего для игр & развлечений — у пользователя остается один ПК, но он все чаще оказывается геймерским или как минимум подходящим для игр!
Популярность «бизнес-гейминга» неуклонно растет, как отмечает Николай Шмыков, руководитель группы по продвижению коммерческих ПК HP в России. «Бизнес-гейминг» в концепции «офис будущего», предложенной НР (о которой CRN/RE писал), означает возможность использования рабочего компьютера для игр, но судя по всему, уже в ближайшем будущем этот термин получит более широкую трактовку.
Игровые системы для креативных задач
Наличие продвинутой дискретной графики в компьютере актуально как для досуга, так и для деловых задач. Прежде всего, это позволяет подключать к ПК несколько мониторов. Мультимониторные системы актуальны даже для пользователей, работающих с чисто офисными задачами — документами, таблицами, презентациями и т.д. Они обеспечивают новый уровень удобства при работе, что приводит к увеличению производительности труда, благодаря чему популярность такого подхода становится все выше как у частных, так и у корпоративных пользователей.
Для пользователей, решающих креативные задачи, все еще интересней. Nvidia представила программу Creator Ready Driver, цель которой — обеспечить художникам, дизайнерам и прочим профессионалам, работающим с графикой, максимальную производительность и надежность в работе с приложениями для дизайна. Суть проекта: создание сборки драйверов, способных оптимизировать обработку графики профессиональными приложениями. Для игр Nvidia давно создавала такие специализированные драйверы, теперь настала очередь профессиональных инструментов: Adobe Photoshop Lightroom CC, Autodesk Arnold 5.3, Unreal Engine 4.22 и других.
Пользователь может вручную переключать драйверы, выбирая нужный для игры или для креатива. Использование оптимизированных драйверов при работе с креативной графикой обеспечивает в зависимости от задачи прирост производительности на десятки процентов, по словам г-жи Шеховцовой. В результате геймерские компьютеры становятся решениями, актуальными для дизайнеров, фотографов, инженеров, иллюстраторов и прочих профессионалов, работающих с графикой, что естественным образом позволяет расширять понятие «бизнес-гейминг».
Новинки геймерского сегмента
Поставщики компонентов предоставляют интересные технологии и законченные решения. Например, Nvidia реализует в своих компонентах Мах-Q (для создания тонких и легких решений), Optimus (для минимизации энергопотребления и тепловыделения), WhisperMode (для минимизации шума при работе) и т.д. Однако, как подчеркнул г-н Минов, роль вендора состоит не только в «упаковке» готовых решений в привлекательный корпус, но и в реализации фирменных технологий, как, например, упомянутые выше. Только так набор компонент может быть превращен в единую сбалансированную и управляемую систему, с которой удобно и приятно работать.
Dell в серии Alienware представил на российском рынке ноутбуки m15 (на фото) и m17, которые обеспечивают поддержку «тяжелой графикой», но при этом являются портативными системами: модель с
Интересно, что Dell продвигает игровые ноутбуки и за пределами геймерской серии Alienware. Одновременно с m15 и m17 были анонсированы новинки в G Series, которая объединяет «игровые ноутбуки бюджетной линейки». Несмотря на «бюджетность», как заявил г-н Минов, эти системы являются оптимальными для ресурсоемких игр класса AAA. Новинки G5 и G7 интересны тем, что они впервые в своем классе получили Alienware Command Center и клавиатуру с настраиваемой четырехзонной RGB-подсветкой.
Asus представил новинки в весенней серии Republic of Gamers, среди которых есть ноутбуки ROG Zephyrus S и ROG Strix G. ROG Zephyrus S получил активную аэродинамическую систему AAS, оптимизирующую охлаждение и позволяющую использовать фирменную технологию ROG Boost, ранее недоступную для тонких ноутбуков. Интересные решения реализованы в плане эргономики: область перед клавиатурой внутри представляет собой ячеистую структуру, обеспечивающую высокую прочность и жесткость при минимальном весе, а поверхность площадки для рук обладает приятной бархатистой текстурой, устойчивой к появлению разводов и следов от пальцев. Интересно, новинка получила дисплей, который S отличается высокой точностью цветопередачи, подтвержденной сертификацией Pantone Validated, что делает ноутбук хорошим выбором для профессионально работающих с медиаконтентом. Новинки Strix G созданы в сотрудничества дизайнеров Asus ROG и BMW Designworks Group, в результате чего была разработана особая форма корпуса, ключевым элементом которой стал характерный каскад радиаторов на задней панели, получивший даже имя собственное: 3D Flow Zone.
Приведенные примеры показывают активность вендоров в выпуске новинок геймерского сегмента, причем, как вы могли видеть, новинки весьма интересны как в архитектурном плане, так и в дизайне оформления. Каналу не придется жаловаться на отсутствие интересных и выразительных новинок, что, разумеется, пойдет на пользу продажам.
Сегмент становится сложнее
Важно понимать, что геймерские компьютеры, несмотря на расширение их возможностей для креативных задач, не являются заменой офисных систем, созданных в рамках концепции «бизнес-гейминга», а также рабочих станций, которые тоже имеют расширенные возможности по работе с графикой.
Геймерские компьютеры — мощные и производительные системы, но изначально ориентированные на индивидуальное применение. Коммерческие системы, даже обладая мощными процессорами и игровыми видеокартами, радикально отличаются за счет наличия дополнительных программно-аппаратных элементов, обеспечивающих расширенные возможности для обеспечения безопасности, а также управляемости при работе в составе корпоративных сетей. Это не означает, что у геймерских систем совсем нет защиты — компоненты решений Intel и Microsoft, используемых для создания ПК, обеспечивают достаточно высокий уровень ИБ для каждого компьютера — но корпоративная политика может требовать большего как в плане инфобезопасности, так и для управляемости.
Рабочие станции, напомним, обладают еще одной важной особенностью, отличающей их от коммерческих ПК: гарантированной совместимостью с широким спектром профессиональных программных продуктов. Напомним, что видеокарты в рабочих станциях устанавливают профессиональные, балансировка которых несколько отличается от привычной для игровых решений.
В сегменте высокопроизводительных ПК активизировался целый ряд вендоров, что делает его еще более интересным — про эти инициативы мы уже рассказывали (например, про новые линейки Asus о чем CRN/RE писал) и еще вернемся к соответствующим вопросам. Но сейчас рассматриваем именно влияние на сегмент игровых компьютеров.
Заметим, что инициативы в геймерском сегменте не стоит сводить к действиям Intel и Nvidia, тут высокую активность проявляет и AMD, которая продвигает решения на базе процессоров Ryzen, использующих видеокарты Radeon и Vega. Рост продаж этой платформы весьма выразителен: с августа 2018 по январь 2019 продажи моделей на базе процессоров и видеокарт AMD утроились, по данным GfK. Однако солирует в этом процессе Acer: доля вендора среди всех проданных игровых ноутбуков на платформе AMD к концу января 2019 года достигла 88%, отметил Дмитрий Кравченко, генеральный директор компании Acer в России. Продвижение решений Nvidia более диверсифицировано, что для лучше рынка.
Что это значит для канала
На ИТ-рынке сформирован сложный и интересный сегмент производительных систем, в который входят как геймерские системы, так и рабочие станции, а также массовые коммерческие системы с возможностями «бизнес-гейминга».
Популяризация производительных систем, в том числе и геймерских хороша для всех участников рынка. Эти решения более продвинуты в техническом плане, поэтому более дорогие и, как следствие, более маржинальные по сравнению «рабочими лошадками» для дома и офиса. Это позволяет компаниям, работающем в сегменте, сокращающемся в натуральном выражении, минимизировать падение оборота «в деньгах», а в ряде обстоятельств получать растущую прибыль. Заметим, что распространение производительных компьютеров выступает драйвером для других сегментов, например, для дисплеев с большой диагонали и для периферии, причем как геймерской (например, манипуляторы), так и для профессиональной (например, хранилища данных). Кирилл Синьков, менеджер по развитию категории мониторы российского представительства НР, отметил, что 2019 год у вендора объявлен «годом мониторов и аксессуарики». Но о происходящем на рынке мониторов мы поговорим в следующий раз.
Источник: Редакционный материал