10 июля 2019 г.
Недавнее глобальное исследование IDC свидетельствует: даже среди тех организаций, которые уже развивают проекты, связанные с искусственным интеллектом (ИИ), всего четверть (25%) делают это в рамках продуманной стратегии корпоративного уровня, охватывающей все аспекты их деятельности.
Энтузиазм охваченных исследованием компаний в отношении ИИ продолжает тем не менее оставаться на высоте. Половина из почти 2,5 тыс. участников опроса по всему миру заявили, что искусственный интеллект для них — в приоритете. Примерно две трети подчеркнули свою приверженность культуре «AI First» — предпочтения основанных на ИИ бизнес-инструментов для решения своих насущных задач.
Искусственный интеллект — тема сегодня модная, так что во многом оптимизм опрошенных представителей бизнеса может оказаться, скажем так, наигранным. Вице-президент программы IDC Artificial Intelligence Strategies Риту Джиоти (Ritu Jyoti) говорит о перспективах ИИ-решений такими вдохновенными словами: «Организации, выбирающие ИИ, будут лучше привлекать клиентов и более высокими темпами внедрять инновации; они станут более прибыльными, более компетентными, наймут более продуктивный персонал. Организации по всему миру обязаны пересмотреть свои взгляды [так в тексте: „must evaluate their vision“ — прим. авт.] и трансформировать готовность своих сотрудников, процессов, технологий и данных к высвобождению скрытой мощи ИИ и к прорыву в цифровую эру».
Кто же сознается в нежелании стремиться к столь притягательной цели? Тем более, что приложений для искусственного интеллекта во всех отраслях хозяйства и в самом деле множество. Автоматизация рутинных задач, от телефонной техподдержки первой линии до сборки готовой продукции на конвейере, уже сегодня лают ощутимый экономический эффект. Снижение финансовых и временных затрат на выпуск товаров и предоставление услуг повышают конкурентоспособность компаний — правда, лишь в средне-, а то и в долгосрочной перспективе.
Участники исследования IDC указали на целый ряд препятствий, мешающих им прямо сейчас трансформировать свою «готовность к высвобождению скрытой мощи ИИ» в реально работающие и, что важно, самоокупаемые в разумный срок проекты. Прежде всего речь идёт о высокой стоимости разработки решений на базе искусственного интеллекта в отсутствие общеиндустриальных стандартов (о чём CRN/RE уже писал) и о нехватке соответствующего персонала необходимой квалификации.
Исследования выявило и такой предсказуемый факт: чаще всего ИИ-решения, когда они всё-таки реализуются в компаниях, находят применение в области ИТ-инфраструктуры, затем в обслуживании клиентов и, наконец, в управлении разнообразными бизнес-рисками. Иными словами, не первенствуют пока ни производственные, ни ритейловые, ни логистические и складские, ни какие-либо иные приложения искусственного интеллекта к основным областям деятельности даже самых передовых в этом плане организаций планеты. Выходит, задел на будущее развитие тут имеется, причём изрядный.
Более 60% принявших участие в исследовании организаций отрапортовали, что их бизнес-модель уже претерпела хотя бы небольшие изменения, связанные с взятием курса на искусственный интеллект. При этом большая часть опрошенных отметила, что путь реализации имеющих отношение к ИИ проектов для их организаций не был усыпан розами. Скорее, шипами: четверть респондентов призналась, что доля неудач в их практике воплощения ИИ-решений превышает 50%. Причины этого они видят в нехватке персонала достаточной квалификации, а также в чрезмерно нереалистичных, завышенных ожиданиях на этапе разработки проекта.
Системы искусственного интеллекта оказываются сложнее в реализации и решают в итоге меньше проблем, чем это представляется восторженным апологетам новых веяний в ИТ. И это необходимо осознавать всем — и разработчикам их, и внедренцам, и заказчикам, — чтобы не похоронить действительно полезную, выгодную для бизнеса технологию машинного обучения в приложении к аналитике больших данных (что чаще всего и подразумевается сегодня, когда речь заходит об «искусственном интеллекте») под обломками разбитых надежд и прелой листвой увядших ожиданий.
Отметим для справки, что, по данным Garnter за январь текущего года, рост внедрений ИИ в реальную бизнес-практику только за минувший год составил 37%. Как ожидается, к 2022 г. рынок корпоративных решений с использованием технологий искусственного интеллекта достигнет во всём мире объёма в 6,14 млрд долл. США. Так что основания для оптимизма действительно есть,. Главное, не переоценивать реальное значение ИИ для бизнеса, — но и не недооценивать неизбежно сопровождающие его внедрение сложности.
Источник: Максим Белоус