29 июля 2019 г.
Средняя цена компьютера в 2019 вырастет на 2,6% по сравнению с прошлым годом, по прогнозам IDC, что позволит сегменту традиционных ПК удержаться почти на тех же позициях по деньгам, при падении в натуральном выражении почти на 3%. Аналитики IDC уверены, что прирост цен обусловлен двумя основными драйверами: очередной волной обновления парка корпоративных систем и ростом популярности игровых компьютеров. Про корпоративные компьютеры мы много раз говорили, сейчас рассмотрим происходящее в сегменте игровых систем.
С игровыми компьютерами есть один секрет: кроме роста их популярности в качестве систем для развлечений — этому способствует ряд факторов от развития киберспорта до распространения бизнес-гейминга — они получают новый драйвер, вполне способный обеспечить ускоренный рост данному сегменту. Геймерские компьютеры — системы с массовыми моделями графических ускорителей «на борту» — становятся актуальными для креативных пользователей для решения их производственных задач. Причина в расширении спектра из возможных профилей применения массовых GPU.
GPU и новые задачи
Сейчас ситуация с GPU изменилась настолько, что происходящее следует учесть всем игрокам рынка и, в первую очередь, ритейлу. GPU давно стали многопроцессорными системами, которые могут быть использованы не только для генерации изображений игровых миров, но и для широкого спектра высокопроизводительных вычислений (НРС). Тренд проявился давно (GPU активно использовали для майнинга, на них строили суперкомпьютеры, и т.д.), но это имело посредственное отношение к каналу, происходящее сейчас — имеет.
Массовые системы с дискретной графикой уже не следует воспринимать как модели для геймеров, спектр их применения стал гораздо шире. Это касается, заметим, как ноутбуков, так и настольных систем для требовательных пользователей. Современный компьютер фактически должен использовать два вычислительных модуля: CPU и GPU. Массовый рынок до сих пор считает второй компонент важным лишь для игр, что уже в корне неверно! Однако заблуждением можно воспользоваться всему каналу, причем в разных ситуациях.
От игр к креативу
Ритейл получил возможность продвигать компьютеры геймерских серий в новую целевую аудиторию — энтузиастов, просьюмеров и на значительную часть профессиональных пользователей, работающих с графикой. Разумеется, на этот сегмент нацелены многочисленные и весьма интересные рабочие станции, которые активно продвигают, например, НР (серия Z) и Dell (серия Precision), но это решения более высокого ценового диапазона и иного класса. В нашем случае речь идет о системах не с профессиональными графическими картами Quadro, а с массовыми GeForce.
Дело в том, что с недавних пор видеокарты массовых серий, ранее «заточенные» лишь на геймерские задачи, получили возможность выполнять вычисления для креативных графических приложений, о чем CRN/RE писал. В развитии карт GeForce компания Nvidia стала создавать драйверы, адаптированные под наиболее популярные игровые релизы, а потом расширила подход, предложив пакет драйверов, поддерживающий популярные приложения для работы с изображениями. В результате доступ к дополнительной вычислительной мощности получили программы для работы с растровой графикой (например, Photoshop), с видео (например, Premier Pro), 3D-моделирования (например, Maya, 3dsMax, Unreal Engine 4 и т.д.), а также некоторые приложения для анимации.
«Back to school»
Традиционный «высокий сезон» продаж, приуроченный к началу учебного года, должен привести к активным продажам компьютеров с дискретной графикой, уверена Ирина Шеховцова, руководитель отдела коммуникаций российского представительства Nvidia. Отметим, что под учащимися следует понимать как старшеклассников, так и студентов, курсантов, обучающихся на курсах и многих других завтрашних специалистов, которым уже сегодня требуются высокопроизводительные вычисления, но у которых нет денег на профессиональную технику. Поэтому для школьников и студентов охотно будут покупать, например, системы серии Alienware/Dell G вместо Precision и Omen/Pavilion вместо Z.
Заметим, что системы с дискретными картами становятся актуальны и для обучения искусству разработки — инструменты, связанные с нейросетями и различными применениями искусственного интеллекта, также получают дополнительные возможности при наличии GPU.
Новый импульс для BYOD/SYOD
Мобильные профессионалы с компьютерами, имеющими «на борту» дискретную графику — или из традиционно геймерских серий, или созданных для бизнес-гейминга — получают преимущества перед пользователями обычных офисных систем, которые весьма значимы в задачах, прежде всего, связанных с креативом. Очевидно, что часть таких компьютеров мобильным пользователям будет предоставлено компаниями по схеме SYOD (о которой CRN/RE писал), но часть будет приобретена сотрудниками самостоятельно и использована по схеме BYOD. Системы, относящиеся ко второй части, будут приобретать в ритейле, что хорошо для последнего.
Заметим, что и в прошлом году сегмент ноутбуков с GPU на российском рынке чувствовал себя очень хорошо. Продажи игровых ноутбуков в натуральном выражении выросли на 67%, как отметил Денис Минов, менеджер по клиентским продуктам Dell в России, Украине и СНГ, со ссылкой на данные GfK. Некоторые вендоры росли быстрее рынка, например, прирост у Dell в этом сегменте составил 107%. BYOD в данном случае уже был одним из драйверов сегмента. Напомним, что именно в прошлом году Lenovo одной из первых стала поставлять геймерские компьютеры в строгих корпусах, стилистика которых пригодна для корпоративных пользователей, модели аналогичного дизайна были у Dell и у других вендоров.
Что это значит для ритейла
Разумеется, ритейлу следует воспользоваться изменениями в возможностях использования систем с дискретной графикой. Следует активизировать продвижение «геймерских систем» — теперь этот термин следует брать в кавычки, до появления общепринятого для компьютеров с GPU «на борту» — как геймерам, количество которых растет, так и дополнительным группам пользователей. Во-первых, к последним следует отнести энтузиастов и профессионалов, работающих с графикой — фотографов, видеографов, иллюстраторов и т.д. Во-вторых, «геймерские компьютеры» становятся актуальны для работающих с нейросетями в самом широком понимании: от разработчиков до аналитиков BigData, которые ИИ-инструменты для анализа данных. В-третьих, целевой аудиторией становятся учащиеся, которые пробуют инструменты как для визуальных искусств, так и для разработки приложений, а также для разных применений компьютерных наук.
Фокус на продвинутые модели с GPU необходим российскому ритейлу, хотя бы потому, что в других сегментах рынка дела обстоят не так хорошо. Например, по данным GfK, спрос в сегменте ноутбуков начального уровня по итогам первых пяти месяцев этого года на российском рынке оказался на четверть (!) меньше прошлогоднего, в то время как «геймерское направление» чувствует себя весьма неплохо. Продажи компьютерной техники в рознице поддерживают игровые модели, отмечают аналитики GfK. Это происходит в общем тренде позитивной динамики спроса на товары БТиЭ, как отметил Максим Быстрицкий, генеральный директор GfK Rus, несмотря на снижение покупательной способности населения.
В имеющихся условиях покупка бытовой техники для россиян может быть рассмотрена как приобретение товаров длительного пользования. Но с покупкой компьютера все несколько сложнее. Компьютер служит заметно меньше холодильника или, например, стиральной машины. Если крупная бытовая техника может служить десять лет и более, то «геймерский компьютер» люди меняют в среднем раз в три-четыре года, как в очередной раз подтвердил Марат Ракаев, глава отдела коммуникаций и социальных медиа Lenovo в РФ и СНГ. Покупку таких систем нельзя рассматривать как инвестиции в товары длительного спроса, это покупка инструмента для досуга, творчества или разработки, либо для обучения.
Источник: crn.ru