7 августа 2019 г.
Когда одна компания занимает доминирующее положение на рынке, это плохо и для её коллег-конкурентов, и для конечного потребителя. С монополиями в сфере традиционной торговли довольно успешно борются соответствующие надзорные органы, однако в области e-commerce ситуация пока далека от честного рыночного соперничества — даже в США.
Как сообщает Bloomberg, гигант Интернет-розницы Amazon не гнушается использовать своё фактически монопольное положение для ещё большего усиления прессинга на конкурентов. Точнее, на соперничающие с ним онлайновые маркетплейсы, где представлены товары множества независимых продавцов. Продавцы ведь в понятном стремлении не складывать все яйца в одну корзину нередко сотрудничают с несколькими торговыми Интернет-площадками разом. Финальная же цена на один и тот же товар в различных магазинах определяется уже данным конкретным маркетплейсом.
Проведённое журналистами Bloomberg расследование показало, что Amazon активно отслеживает, по каким ценам конкурирующие с ним онлайновые магазины предлагают те же самые товары, что продаются через его собственный маркетплейс. И если обнаруживает, что, к примеру, в Walmart.com некий продукт можно купить дешевле... нет, не снижает цену у себя и не объявляет точечную скидку. А связывается с исходным поставщиком, который продаёт свой товар и через Amazon, и через Walmart.com, и ставит ему на вид.
Именно «ставит на вид»: журналисты не заходят так далеко, чтобы обвинять крупнейшего в мире Интернет-ритейлера в сознательном принуждении партнёров к манипуляции ценами. Это дело подсудное, в конце-то концов. Однако вслед за доброжелательным предупреждением следует небольшая подкрутка в поисковом механизме на сайте маркетплейса, в результате чего «чрезмерно дорогой» на Amazon в сравнении с конкурентами товар опускается в выдаче результатов поиска значительно ниже, чем объективно должен бы был находиться.
Подобная стратегия должна, по идее, заставлять продавцов сбрасывать цену на свой товар, продаваемый через Amazon, а не повышать её для остальных онлайновых площадок. Однако на деле, как свидетельствуют опрошенные журналистами бизнесмены, эффект выходит как раз обратный. Поскольку продажи через крупнейший в мире маркетплейс идут лучше всего, торговцам оказывается выгоднее удерживать минимальную цену на свой товар именно на площадке Amazon. А поскольку конкуренция на ней самой (между отдельными продавцами) достаточно велика, ресурса для снижения цены здесь попросту не существует. Вот почему приходится выставлять более высокие цены для соперничающих с Amazon маркетплейсов.
Эксперты по американскому рынку отмечают, что подобное поведение доминирующей в своём секторе компании непременно привлечёт к себе самое пристальное внимание со стороны Конгресса и Федеральной торговой комиссии (FTC). Причём «доброжелательное информирование» партнёров о «чрезмерно высокой» цене их товаров на Amazon станет уже вторым тревожным звоночком для антимонопольных органов. Первый прозвучал ещё раньше, когда Интернет-гиганта начали обвинять в злоупотреблении своей позицией маркетплейса.
Дело в том, что бизнес Amazon многосоставен: это не только предоставление онлайновой площадки для независимых торговцев, но и производство и продажа собственных товаров. Уже не раз и не два в FTC поступали жалобы на то, что компания в ходе анализа потребительских предпочтений методично выявляет товары сторонних поставщиков, которые продаются лучше — то бишь востребованы потребителями больше, — чем аналогичная продукция под принадлежащими ей брендами. И вслед за тем «слишком выдающиеся» товары внезапно оказываются в поисковой выдаче на более низких позициях, чем собственная продукция Amazon.
На российском рынке подобное поведение со стороны маркетплейсов пока не зафиксировано. Возможно, как раз потому, что ситуация «есть Amazon, и есть все остальные» для наших реалий не характерна. Торговых площадок в российском сегменте Интернета довольно много, как специализированных, так и охватывающих широкие области розничного рынка, да и онлайновые витрины отдельных магазинов либо торговых сетей вполне конкурентоспособны. У нас (пока?) невозможно представить, чтобы Интернет-ритейлер с ежегодным оборотом в 4 млн долл. получал 98% своей выручки исключительно через Amazon, и именно поэтому не решался бы даже на собственном веб-сайте предлагать свои отвары дешевле, чем через крупнейший в мире маркетплейс (речь идёт о компании Viahart, продавце детских игрушек, — это лишь один из примеров, приведённых в журналистском расследовании Bloomberg).
В любом случае, как не раз уже отмечал CRN/RE, для малых и средних ритейлеров ключевой стратегией Интернет-продаж продолжает оставаться их персонификация наряду с формированием крепкого пула постоянных и регулярных, пусть даже не слишком часто совершающих покупки, клиентов. Безусловно, выбирая из нескольких предложений одного и того же товара в разных Интернет-магазинах, случайный покупатель отдаст предпочтение самому привлекательному по цене варианту. И с немалой вероятностью столкнётся с понятными последствиями минимизации торговой наценки: ненадёжной доставкой, затруднённым возвратом, скудным сопровождением и т. п. Именно на поле совершенствования покупательского опыта, сопровождения покупки исключительно позитивными эмоциями малые и средние ритейлеры смогут уверенно отвоевать себе место под солнцем рядом со своими более крупными коллегами по розничному рынку.
Источник: Максим Белоус, crn.ru