15 октября 2019 г.
Документ по развитию «сквозной» цифровой технологии «Технологии виртуальной и дополненной реальности» был одобрен президиумом правительственной комиссии по цифровому развитию и использованию информтехнологий. Согласно этому документу российскому сегменту до 2024 года потребуется 28 млрд бюджетных средств и 38 млрд — внебюджетного финансирования. Как сказано в «Карте», среднегодовые темпы роста сегмента в указанный период в мире составят 29%, а в России, возможно, 109%.
Сложно сказать, будут ли выделены соответствующие финансы на государственном уровне, и еще сложнее — будут ли привлечены средства инвесторов, а также будут ли достигнуты заявленные темпы роста, которые выглядят стахановскими. Однако принятие очередной «Дорожной карты для „сквозных“ технологи» — на этот раз для виртуальной и дополненной реальности — всему национальному ИТ-рынку, безусловно, пойдет на благо. Глобальный сегмент AR/VR два-четыре года назад «словил хайп», который потом схлынул, драйвером для всего ИТ данное направление не стало. Но «пост-хайповые» времена оказались интересней, чем можно было себе представить. В российских условиях ситуация аналогичная.
Направление продолжает быстрое и многопрофильное развитие, о чем CRN/RE писал, причем писал неоднократно. Инициативу государственного уровня, направленную на активизацию соответствующего ИТ-сектора, можно только приветствовать.
Основной эффект от принятия «Дорожной карты» — привлечение внимания игроков рынка к сегменту. Это окажется актуальным прежде всего для тех структур, фокусировка которых до настоящего времени была далека от возможностей, современного состояния и перспектив сегмента, а также от понятийного аппарата, описывающего происходящее там в настоящее время. Участники рынка высоко оценили факт появления «Карты».
«Появление „Дорожной карты“ как стратегического документа говорит о том, что AR/VR-технологии важны для развития государства и эффективны для внедрения в бизнесе, — уверена Екатерина Филатова, президент AVRA Ассоциации, директор по коммуникациям Центра НТИ ДВФУ. — Системная поддержка отрасли позволит активнее развиваться молодым компаниям, а бизнесу даст основу для широкого применения в образовании, промышленности, проектировании, медицине и социальных сферах».
Позитивно восприняли «Карту» и представители глобальных вендоров.
«Dell приветствует государственные инициативы, направленные на интенсификацию развития ИТ, особенно, если они касаются прорывных направлений, к которым следует отнести AR/VR, — говорит Александр Белоглинцев, специалист Dell Technologies в России по продажам рабочих станций и rugged-устройств. — „Дорожная карта“ привлечет к проблематике дополненной и виртуальной реальности государственные структуры, разработчиков, пользователей, стартапы, инвесторов и других игроков рынка».
«В широком плане любая поддержка государством передовых технологий — это прекрасно!» — говорит Ирина Шеховцова, руководитель отдела коммуникаций российского представительства Nvidia.
Современное состояние сектора в российских условиях, в целом, стабильное. Заметим, что в российских условиях разработки AR/VR-решений вели многочисленные компании, среди которых как стартапы малые предприятия, так и подразделение крупных интеграторов. Например, КРОК активно занимается соответствующими проектами уже более пяти лет, экспертиза у компании накоплена колоссальная. В составе интегратора есть выделенная структура — «Центр виртуальной реальности». В портфеле заказов есть решения для крупных компаний из нефтегазовой, энергетической, строительной, атомной отрасли, для агрохолдингов, фармацевтических фирм и учреждений культуры. Недавно объявлено, что ЛАНИТ и Fibrum создадут совместный Центр компетенций виртуальной и дополненной реальности. И т.д.
В «Карте» отмечено, что основными заказчиками технологий виртуальной и дополненной реальности являются такие компании как «Сбербанк», «Газпром нефть», «Почта России», «Сибур», ОАК, ПНППК, МТС, ЦНТУ «Динамика», «ТатАСУ», «Реселлер онлайн», Трансмашхолдинг, «Фонд перспективных исследований», НИИ Глазных болезней, «Вертолеты России», Ростех, Камаз, Росатом, Кванториум, сеть клиник «Медси», «Русские инвестиции», ОТЭК, «Русатом сервис», РЖД, ЕАЭС и другие.
Теория в «Карте» проработана на высоком уровне. Структура сегмента, его реальные и потенциальные возможности для различных индустрий отмечены, в целом, верно. Например, анализ пользовательской активности последних
Но многое в «Карте» вызывает вопросы. Например, не совсем понятно, в результате каких именно мер, предпринятых на государственном уровне, страна через
Акцент в «Карте» сделан на направления, где в России есть существенные заделы и сильные компании, отмечает г-жа Филатова. Это вполне разумно, но в течение 5 лет в динамичном сегменте обязательно появятся новые компании и новые направления, что при «планировании пятилетками» по понятным причинам выпадает из фокуса внимания. По какой-то причине «за бортом» у карты оказались «смежные» направления, например, «смешанная реальность», трансляции и другие формы контента в формате 360video, «мобильный VR» и т.д. Хотя игровое направление не является крупнейшим драйвером сегмента, игнорировать его в «Карте» вряд ли правильно. Но общую значимость документа такие моменты не умаляют.
На государственном уровне завялено о значимости AR/VR для РФ. Аналогичные заявления о пользе для экономики AI и BigData, например, произошли на фоне серьезных вливаний в соответствующие технологии, но сомнительно, чтобы эта «Карта» была подкреплена финансовыми инструментами государства и разворачиванием крупных госпроектов в соответствующих областях. Дело в том, что искусственный интеллект сегодня необходим для противостояния киберугрозам (современные хакеры весьма эффективно используют AI, что требует аналогичных инструментов у их антагонистов из кибербезопасности), для анализа данных с систем наблюдения (в том числе, и с тысяч уличных smart-камер в Москве), для выявления банковских мошенничеств и т.д. Все эти направления государству ясны и понятны, равно как и экономический эффект от снижения киберпреступлений, увеличения собираемости штрафов и т.д. Создатели «Карты» явно делают акценты на безопасность: «Реализация дорожной карты развития сквозных цифровых технологий виртуальной и дополненной реальности обеспечит технологическую безопасность страны в критичных сферах применения, будет способствовать достижению технологического лидерства на уровне базовых технологий, с одной стороны, меняющих привычные рыночные устои, а с другой, формирующих рынок в большом спектре новых сфер применения», — сказано в документе. Однако для задач фискализации, к обеспечению безопасности, для других форм «учета и контроля» приспособить AR с VR проблематично, поэтому интеграция технологий в госпроекты и в масштабные проекты с госучастием пока под большим вопросом. Но «Карта» все равно пойдет на пользу сегменту!
Сигналы «Карты» о важности AR/VR для цифровых индустрий в целом для современной экономики отправлены однозначно и выразительно. Как минимум, чиновники начнут меньше тормозить проекты с соответствующей спецификой, что пойдет на пользу большому количеству профильных стартапов, создающим AR/VR-решения, и ведущим разработки фирмам, в том числе из сегмента SMB. В имеющихся условиях это является однозначным благом для всего направления.
Теоретически на сигнал, поданный экономике принятием «Дорожной карты», должны были бы отреагировать биржи, где акции профильных компаний должны были заметно подняться, но данный инструмент в рублевой зоне не очень развит. Инвесторы должны были бы начать с особой пристальностью вглядываться в сегмент, но инвестиционный бизнес сейчас переживает не лучшие времена, а немногие венчурные капиталисты активно вкладываются в стартапы соответствующего профиля и без сигналов «сверху». Например, в первой очереди проектов, ставших резидентами МТС StartUp Hub, из девяти команд шесть (!) ведут разработки, имеющие самое непосредственное отношение к AR/VR.
На массовом рынке многие покупатели ориентируются на заявления государственного уровня, поэтому принятие «Карты» и обсуждение ее с сопредельными вопросами привлечет внимание массового пользователя к ряду продуктов. Может, возрастут розничные продажи VR-шлемов и ранцевых компьютеров, но в целом на рынок это не окажет заметного влияния — объемы реализации этих товаров мизерные. Однако ситуация может привести к определенному повышению спроса на решения класса «VR-ready», а это уже весьма многочисленный класс оборудования, интересный каналу. Если канал активизирует наличествующие у него маркетинговые инструменты и, пользуясь инфоповодом, начнет делать акцент на продвижении соответствующих решений, то результат от прироста продаж может оказаться заметно выше статистических погрешностей.
Особенно заметен импульс от «Дорожной карты» может быть заметен в сегменте рабочих станций и других компьютеров, ориентированных на креативных профессионалов.
Скорее всего, развитием, продвижением и популяризацией AR/VR займутся и операторы сотовой связи в рамках внедрения сетей пятого поколения и сервисов на его основе. Но это уже тема отдельного разговора.
Источник: Александр Маляревский, CRN/RE