15 октября 2019 г.
Внедрение сетей пятого поколения, согласно экспертным оценкам, станет драйвером для цифровизации всей российской экономики, что принесет стране дополнительно более 4 трлн руб. к 2026 году — такие цифры на форуме GSMA Mobile 360 озвучила Анна Серебряникова, президент Ассоциации больших данных и руководитель рабочей группы «Информационная инфраструктура» в АНО «Цифровая экономика». Мультипликативный эффект от внедрения сетей «пятого поколения» для экономики страны дадут «Большие данные» и AI, драйвером для которых станет внедрение 5G и сервисов на основе новых возможностей. Теоретически все выглядит довольно позитивно.
Корейский прецедент
Некоторые прецеденты, связанные с «пятым поколением» на некоторых рынках, добавляют оптимизма. Весьма впечатляет, предположим, пример Южной Кореи, которая одной из первых начала активно разворачивать 5G и внедрять сервисы на основе новых сетей. Напомним, что после запуска 5G-сетей в коммерческую эксплуатацию количество абонентов, пользующихся связью нового стандарта, в этой стране за 3 месяца достигло 3 млн — намного быстрее, чем было при запуске 3G и 4G-сетей.
Объемы данных, получаемые мобильными абонентами, перешедшими на 5G, в Корее утроились и достигли 1,3 Гб в день! Это вызвано быстрым ростом популярности «тяжелых» — в плане потребляемого контента — сервисов, например, VR, как отметил на Кен Ху, зампредседателя правления Huawei, выступавший на GSMA Mobile 360. Ожидают дальнейшего роста трафика, который может в ближайшем будущем еще раз утроиться, достигнув и 100 Гб в месяц (напоминаем, что речь идет не о пиковых, а о средних значениях!).
Оптимизм аналитиков
В целом по миру аналитики ждут аналогичной картины — увеличения среднего потребления трафика и взрывного роста количества пользователей 5G-сетей, количество которых достигнет полумиллиарда к 2022 году, по оценкам IHS Markit, продемонстрировав глобальную динамику вдвое выше, чем демонстрировали сети предыдущего, четвертого поколения.
Оценки весьма позитивные, но остается один важный вопрос: а какие именно новые сервисы окажутся настолько актуальными для абонентов, что последние начнут массовую миграцию в сети нового стандарта? Это должно быть нечто совсем новое, так как для просмотра кино, видеоконференцсвязи и прочих привычных сервисов вполне достаточно «старого доброго» LTE. «Технологии пятого поколения, в первую очередь, предназначены для создания новых пользовательских сценариев», — уверен Сергей Коробов, директор по развитию бизнеса Qualcomm Europe.
Ситуация в Москве
Все федеральные операторы давно вели НИОКР в области сетей «пятого поколения». Недавно все развернули пилотные зоны, в которых финализируют техническую сторону данных исследований. CRN/RE писал, например, о зоне Tele2, развернутой на Тверской, и о доступности для ознакомления соответствующих сервисов, которые может на практике опробовать абонент, зашедший во флагманский салон оператора со своим 5G-устройством.
Пока же на практике можно оценить разве что скорость доступа, параметры которой уже достигнуты впечатляющие. Например, скорость скачивания в 5G была продемонстрирована 3,7 Гбит/с на площадке московской пилотной зоны Huawei и МТС. Это впечатляет, так как в 150 раз выше, чем средняя скорость в сетях четвертого поколения.
Но абонентов, которых устраивает скорость LTE, способны привлечь не потрясающие параметры 5G, а возможности, которые радикально изменят пользовательский опыт! Для этого нужны совершенно новые сервисы, развитие которых активно стимулируют операторы.
Каким он будет, техноград?
Операторы крайне заинтересованы в предоставлении сервисов на основе 5G для Москвы, однако пока не совсем понятно, какие именно сервисы мегаполиса будут остро нуждаться в широкополосном подключении через сотовую сеть. Из теоретически возможного наиболее выразительными выглядят мобильные камеры наблюдения, передающие HD-картинку по 5G-каналу. Дроны представляют весьма условный интерес, как и беспилотные автомобили. «Умные дороги» — перспективное направление, особенно на фоне московских пробок! — но smart-светофоры и «умные дорожные знаки» не требуют настолько широкополосного подключения. Активно говорят о надеждах на ЖКХ, но у «коммунальщиков» нет таких объемов данных — smart-счетчики, например, генерируют крайне небольшой трафик, с которым успешно справляются LoRa-сети или их аналоги, там даже LTE избыточен, не говоря уже о 5G. Заметим также, что при имеющейся плотности кабельной сети в столице всегда можно организовать локальное широкополосное покрытие с помощью «старого доброго» Wi-Fi, возможности которого в новом — шестом — формате существенно расширены (о чем CRN/RE писал).
И снова мы приходим к идее, что новые сервисы, способные радикально поменять пользовательский опыт, нужно еще создавать, причем как для индивидуальных пользователей, так и для клиентов масштаба «умных городов». И операторы начинают поворачиваться в эту сторону.
«Важно, чтобы к моменту запуска сети 5G были протестированы основные сценарии использования сети нового поколения для повышения качества жизни людей», — говорит МТС Алексей Корня, президент МТС.
Наиболее интересен на данный момент опыт МТС, создавшей в «Технограде» на ВДНХ специализированный «Центр 5G», а при нем MTS StartUp Hub и, что важно, венчурный фонд МТС. Инкубатор стартапов ориентирован на практическое применение возможностей, дарованных широкополосным доступом нового поколения, который отличается низким временем отклика. Технологическими партнерами нового проекта стали Qualcomm, Samsung, Nokia и Sony. Японская корпорация, например, предоставляет мобильные устройства для пилотных проектов в рамках «Центра», что подчеркнул Абэ Такаси, генеральный директор компании Sony Electronics в России и странах СНГ.
Оператор — на стадион!
Стадионы принято считать эталонными площадками, в которых преимущества 5G раскрываются во всей красе (о взглядах Huawei на это CRN/RE писал). В российских реалиях эта теория переходит в практику. В частности, на территории Сколково будет построен шестиэтажный стадион на 11,5 тыс. зрителей, который создадут структуры группы «Сафмар» совместно с МТС. Стадион получит название MTC Live Arena, но «красно-белые» выступят как поставщиком телеком-решений — разумеется, оператор построит на площадке высокоскоростную сеть мобильной передачи данных, включающую 5G — так и широкопрофильным интегратором. МТС, которая позиционирует себя в качестве «провайдера цифровых услуг», оснастит арену проекционными экранами с ультравысоким разрешением, обеспечит зрителям удобную покупку электронных билетов, интегрирует интеллектуальные системы идентификации и контроля доступа с решениями безопасности, установит оборудование для VR-трансляций. Также обещают уникальную цифровую систему навигации внутри сооружения и даже «умную парковку».
На этапе стартапа
Спектр стартапов, которые стали резидентами MTS StartUp Hub на первом этапе, невелик, но показателен. В настоящее их девять, среди которых есть голландский и британский.
Три команды занимаются системами управления роботов (RobotCity) и дронов (Tsuru, которая занимается как «общением» дронов с наземными станциями, так и друг с другом) и роботизированной системой телеприсутствия (VoltBro). Четыре — контентом: Visorcam (создает сервис передачи спортивных трансляции с помощью камер, встроенных в спортивную экипировку игроков или судей), Doubleme (разрабатывает систему связи, работающую с AR и голограммами), Ariellium (трудится над «облачной» платформой для разработки, генерации и доставки AR-контента) и Null Real (которая делает платформу для определения местоположения пользователей внутри помещений, также использующую AR). Особняком стоит BID Technologies, разрабатывающая систему автоматического контроля качества промышленной продукции, которая, разумеется, использует возможности AI и 5G, а также LoudPlay (о которой CRN/RE писал недавно).
Напомним, что LoudPlay создает платформу для «облачного» гейминга, обеспечивая стриминг удаленно запускаемых игр и приложений на любые устройства. Если с компьютерами этот сервис уверенно работает и уже запущен в коммерческую эксплуатацию — причем запустила его МТС! — то «узким местом» для стриминга на мобильные платформы является отсутствие устойчивого широпоколосного доступа, а универсальным решением этой проблемы должно стать появление 5G-сетей.
Что дальше?
Проекты, «заточенные» на развитие сервисов на основе 5G, будут появляться в возрастающем количестве. Их будут поддерживать как операторы, так и вендоры. Например, на сегодняшний день Nokia более 100 различных 5G-проектов со своими заказчиками, как сказал Деметрио Руссо, вице-президент компании в регионе Восточная Европа.
Некоторые компании смотрят еще дальше. Huawei, например, развернул учебную программу в области 5G, ориентированную на заказчиков, партнеров и студентов, задачей которой является подготовка 10 тыс. специалистов в течение следующей пятилетки. В текущем году в мероприятиях, проводимых в рамках данной программы, приняли участие полторы тысячи человек, что подчеркнул в своем выступлении г-н Ху.
Источник: Александр Маляревский, CRN/RE