22 января 2020 г.
Бум «голосовых ассистентов» в новом десятилетии будет продолжен. Наверное, это один из наиболее заметных вариантов внедрения решений на базе искусственного интеллекта. «Голосовые ассистенты» становятся важным элементом для бизнеса, причем как в пользовательских устройствах, сегмент которых быстро развивается, так и в корпоративных системах.
Smart-колонки: горячая тема для дистрибьюторов?
В наступившем году объем рынка smart-колонок в натуральном выражении может оказаться сравним с объемом «install base» этих устройств, согласно опросу, проведенному Qualcomm. Среди опрошенных представителей целевой аудитории в разных странах (США, Великобритания, Германия, Япония, Индия и Китай) 35% уже имеют дома «голосового ассистента», а еще 23% заявили о намерении приобрести такое устройство до конца наступившего года.
Среди параметров колонки для покупателей важнее всего качество звучания — это подчеркнули 64% респондентов. Люди все активнее используют smart-колонки — ежедневно это делают 63% владельцев таких устройств, причем количество слушающих музыку через такие девайсы быстро растет (с 7% до 43% за год!). Кроме музыки слушают подкасты (38%, годом ранее — 24%), многие «стримят» на колонки с других устройств (50%).
Колонки становятся привычным аксессуаром, все больше опрошенных хотели бы видеть такое устройство мобильным, чтобы иметь возможность брать с собой. Портативность и емкость встроенного аккумулятора оказываются на третьем месте по значимости в процессе выбора (43%), немного уступив такому параметру, как цена устройства, который, по данным опроса, оказывается важным для 54% респондентов.
Чаще всего smart-колонки используют для поиска общей информации (51%), а также для прослушивания музыки и подкастов, как было отмечено выше, но быстро растет количество людей, которые применяют эти устройства для шоппинга. Количество покупающих с помощью smart-колонок возросло с 20%, по данным аналогичного исследования в позапрошлом году, до 31% в 2019.
Что это значит для ритейла
Очевидно, что российскому ритейлу и всему каналу нужно приготовиться к буму таких устройств на рынке. Разумеется, тут есть свои особенности, например, из всей пятерки лидеров по распространенности — Amazon Alexa, Google Assistant, Samsung Bixby, Xiao AI и AliGeni — для российского пользователя подходит только «Ассистент», да и то с определенными ограничениями. Количество моделей smart-колонок, имеющих «на борту» российскую «Алису», пока все еще крайне невелико. Если среди бюджетных решений выбор есть («Станция Мини», Irbis A и Prestigio SmartMate), то с количеством моделей, получивших расширенные возможности, просто беда: например, любителям качественного звука доступен только один вариант (LG XBoom AI ThinQ WK7Y). Тем, кому нужна мобильная колонка, тоже один (Elari Smartbeat).
В сложившихся условиях российскому ритейлу следует обратить особое внимание на wearable electronics относительно нового форм-фактора, который называется «носимые в ухе». По сути это все те же smart-колонки — причем мобильные! — но выполненные в форм-факторе наушников. Глобально этому сегменту нового оборудования пророчат впечатляющий рост — в прошлом году «носимых в ухе» продано 139,4 млн шт., к 2023 году этот сегмент удвоится и объемы достигнут 273,7 млн единиц, согласно данным IDC (подробно о прогнозах по рынку «носимой электроники» CRN/RE писал ранее). На рынке есть smart-устройства, носимые в ухе, которые имеют «на борту» поддержку «Алисы» (например, такие модели летом показала JBL, о чем писал CRN/RE), в условиях ограниченного модельного ряда смарт-колонок, актуальных для российских пользователей, такие вариации «носимой электроники» для канала имеют особое значение.
Что будет происходить на рынке пользовательских девайсов
Имеющийся дефицит smart-колонок с «голосовыми ассистентами» дает неплохой шанс для выхода на рынок моделей Mail.ru, «Сбербанка» и других компаний, которые заявляли о намерениях выпустить конкуренты девайсам с «Алисой». В качестве устройства для прослушивания музыки и для получения общей информации — а это наиболее востребованные кейсы применения smart-колонок — они вполне устроят многих россиян.
Но распространение «ассистентов» открывает новые возможности для электронной коммерции — напомним, что треть пользователей smart-колонок уже используют их для шоппинга! Однако, чтобы получить доступ к новым возможностям — и к продвинутым клиентам! — компаниям нужны услуги интеграторов, которые обеспечат интеграцию CRM-системы продавца с платформой «голосового ассистента». В этом направлении «Яндекс» работает уже который сезон, создавая экосистему, а конкуренты даже не приступали к решению соответствующих экосистемных задач.
Соответствующий процесс интеграции потребует времени и некоторых затрат, о чем CRN/RE писал. Например, даже сам «Яндекс» только сейчас (!), в январе, объявил о доступности сервиса, позволяющего вызывать «Яндекс.Такси» через «Алису». Достаточно сказать: «Алиса, вызови такси», после чего «ассистент» уточнит, откуда и куда нужно добраться, и назовет условия поездки, по дополнительному запросу — поменяет тариф и форму оплаты. По заявлению компании, «ассистент» способен воспринимать и развернутые команды — например, «Алиса, закажи такси на работу по тарифу „Комфорт плюс“, оплата картой» — что позволяет экономить время за счет минимизации диалога. Когда такси подано, «Алиса» проинформирует об этом и сообщит номер машины.
Однако следует помнить, что для бизнеса новые возможности, связанные с «голосовыми ассистентами», много шире, чем создание новых интерфейсов, которые пока непривычные, но уже модные и удобные. В широком смысле, бизнесу требуется роботизация. Рассмотренный выше пример, в котором колонка с «Алисой» является элементом роботизированной системы, упрощающей работу таксопарка, выразительный, но не единственный.
RPA — тренд наступивших «двадцатых»?
Роботизация возможна в разных формах, начиная от беспилотных авто с локомотивами и заканчивая многоканальным доступом к сервисам и автоматизации процессов их выполнения. В Softline, например, уже уверены, что нельзя говорить о цифровой трансформации бизнеса, не учитывая влияния Robotic process automation (RPA), а без внедрения экосистем роботизации невозможно успешное развитие современной компании. Роботизация становится одним из ключевых компонентов корпоративного ИТ-ландшафта, причем ее значимость быстро возрастает. «Внедрение роботизации не стоит рассматривать в отрыве от создания общей экосистемы, основанной на применении сервисов, построенных с использованием систем машинного обучения, — говорит Антон Сидоров, руководитель направления RPA в корпорации Softline. — Подобная экосистема требует внедрения новых инструментов и изменения ИТ-ландшафта потенциального заказчика. Иногда создание экосистемы для внедрения автоматизации нуждается в перестройке бизнес-процессов компании и сознания сотрудников».
Глобальный рынок RPA активно развивается и быстро растет — в среднем прирост составляет
30-50% ежегодно, как отметили представители Softline со ссылкой на независимые исследования. По данным опросов, проведенных исследователями среди топ-менеджеров, 81% компаний считают, что RPA в сочетании с искусственным интеллектом серьезно повлияет на их бизнес уже в 4 ближайших года, а в 72% компаний готовы внедрять технологии RPA в ближайшем будущем. Эксперты прогнозируют, что к 2021 году глобальный рынок услуг RPA вырастет до 1,2 млрд долл. при совокупном ежегодном темпе роста в 36%.
Роботизация — в том числе, с активным использованием специализированных «голосовых ассистентов» — актуальна для самых разные аспектов деятельности российских компаний: от найма сотрудников и обеспечения продаж до тестирования сервисов и управления инфраструктурой. Данных по локальной экономике сегмента пока нет, но в технологическом плане направление уже достаточно развитое. Сегодня RPA-решения представляют собой экосистемы, включающие чат-боты, голосовые боты, сервисы для распознавания и чтения документов, то есть все, что помогает автоматизировать наибольшее число стандартных операций, сопровождающих бизнес-процессы в компании. Компаниям нужны интеллектуальные сервисы, в частности, способные способен классифицировать сообщения с учетом даже эмоционального фона обращающегося.
Российские success stories, связанные с внедрением RPA, уже многочисленны, но для нас важно, что в этих системах активно использовали специализированные «голосовые ассистенты», и это — новый широкий фронт работ для интеграторов.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE