23 января 2020 г.
СES 2020 интересна практически полным отсутствием свежих идей, способных привести к появлению новых устройств с вау-факторами, причем достаточно массовых, чтобы они могли стать драйверами для традиционного канала. CRN/RE писал об трендах с последней CES, претендующих на знаковость, но все они не способны «раскачать» канал. Эти решения или представляют результат предсказуемого эволюционного развития (например, появление 5G вместо 4G), или «невидимые». Последние не способны стать для большинства пользователей даже выраженным мотиватором для приобретения нового устройства, не говоря уже про возможность выступать в качестве вау-фактора (например, развитие «голосовых ассистентов», о котором CRN/RE писал недавно).
Однако существуют тренды, способные дать каналу множество устройств с важными для массового пользователя особенностями. Технологически многие тренды достаточно просты в реализации, но с ними есть одна проблема. Технологии и концепции, которые представляют интерес в таком аспекте, ранее уже выходили на рынок — причем некоторые не по одному разу! — но в силу ряда причин пока «не выстрелили». Возможно, их время придет в наступившем десятилетии.
1. Сенсорные дисплеи для компьютеров продолжают оставаться нишевым товаром, востребованным в некоторых узкоспециализированных применениях (банкоматы, информационные киоски, компьютеры для медицины и т.д.), но крайне слабо представлены в сегменте традиционных ПК для дома или для офиса. Очевидно, что возможности рисовать прямо на экране открывают новые возможности для детского творчества и семейного креатива, а также для дизайнеров, причем как профессиональных, так и «по совместительству» (которым по работе приходится создавать презентации, документы и т.д.). В техническом плане с такими дисплеями нет никаких проблем — технологии отработаны — взаимодействовать с интерфейсом «тапами» и «свайпами» современного пользователя учить не нужно, он к этому на смартфонах привык, но соответствующие мониторы все никак не станут хитами для домашних и офисных пользователей. Возможно, ситуация изменится, когда один из грандов рынка выпустит модель с такими возможностями и сумеет сделать ее популярной.
2. Форм-фактор «convertable», по сути, дальнейшее развитие эргономики компьютеров с сенсорными экранами. «Гибридные» или «конвертируемые» ноутбуки по понятной причине удобны для большинства современных пользователей в мобильных условиях, причем как в транспорте или в «третьем месте», так и, например, при перемещениях по офису или дому. Ноутбуки и десктопы, способные одним движением превращаться в планшеты и обратно, обеспечивают практически те же преимущества, что и «гибкие экраны», только доступны на порядок меньшим ценам!
У крупных вендоров есть convertable-решения, но пока они не пользуются особым спросом. Интересно, что акцент на продвижении таких модерновых решений делают не вендоры «большой тройки» — Lenovo, HP и Dell, которые в сумме контролируют 65,4% глобального рынка ПК, по данным IDC, о чем CRN/RE писал — а продвинутые вендоры, фокусирующиеся на наиболее современных пользователях. Например, этим занимается Microsoft (в серии Surface, которая до российского рынка так и не доберется) и Samsung (официально из сегмента ноутбуков компания ушла, но выпускает прекрасные РС-планшеты с штатной клавиатурой-чехлом, и они, заметим, на российском рынке доступны).
Еще один интересный пример от Microsoft: десктоп Surface Studio — прекрасный вариант «конвертируемого» моноблока (о нем CRN/RE писал), актуального для любого пользователя цифрового пера. Механика тут применена изящная, но со времен изобретения кульманов вполне отработанная. Однако Surface Studio c 2016 года является практически единственным в своем роде, хотя теоретически мог бы взорвать рынок десктопов пусть не целиком, то в весьма «вкусном» сегменте рабочих станций для дизайнеров и художников, как профессиональных, так и энтузиастов-просьюмеров.
3. «Новые нетбуки» — массовые недорогие ноутбуки для пользователей, которым не нужна высокая вычислительная мощность для мобильных задач, вполне могут пережить «второе рождение». Традиционные планшеты были и остаются устройствами, ориентированными на потребление контента, а не на рабочие задачи, да и рынок классических «таблеток» продолжает уменьшаться (IDC ожидает 6% сокращение соответствующего сегмента в наступившем году). Многим пользователям по-прежнему нужны решения посерьезней смартфона, но полегче и/или дешевле ноутбука. Соответствующий сегмент вполне могут занять «новые нетбуки», которые не будут конкурировать с более дорогими convertable-решениями и уж тем более с новинками, использующими гибкие экраны, но вполне могут заинтересовать массового пользователя из самых разных областей, например, учащихся, пожилых пользователей и т.д.
4. VR-очки — устройства, актуальные для погружения в виртуальную, дополненную и смешанную реальность, а также для просмотра «сферического видео», уже долгое время не находятся в фокусе внимания рынка (про интересные носимые устройства, показанные на CES 2020, CRN/RE писал, но интересных очков в этом списке нет). Причина спада, последовавшего за хайпом двух-трехлетней давности, проста: отсутствие разнопланового контента для массового потребителя. Как показала практика, создание качественного контента для VR/AR/MR/360video — задача достаточно сложная. Развлекательный, познавательный и игровой контент приходится создавать практически «с нуля», портировать имеющийся практически всегда оказывается невозможно. Сегмент продолжает жить и развиваться после хайпа, демонстрируя интересные решения для нишевых профессиональных задач. Игроки сегмента нарабатывают компетенции, технологии и кейсы, совокупность которых, вполне возможно, в обозримом будущем достигнет «критической массы», и начнутся процессы, способные вернуть технологию на массовый рынок.
5. 3D-печать в современном состоянии находится примерно в том же состоянии, что и рассмотренные выше «очки»: в профессиональном сегменте это востребованная технология, но на массовом рынке все еще экзотика. Общие тренды, которые можно коротко охарактеризовать как «физические объекты — новый „люкс“», рано или поздно сделают 3D-принтеры достаточно распространенными и в массовом сегменте, но пока сложно сказать, когда именно это произойдет.
Как видно, вариантов для запуска прорывных направлений достаточно много, мы перечислили 5 только наиболее очевидных. Они не требуют особых технологических инноваций, но нуждаются в маркетинговом продвижении — системном, длительном, очень аккуратном и при этом активном. Существует некоторый риск, что на фоне последних положительных новостей — глобальные продажи традиционных компьютеров по итогам прошлого года показал рост на 4,8% в натуральном выражении, по данным IDC, о чем CRN/RE писал — игроки рынка расслабятся и в ближайшей перспективе не будут уделять должное внимание развитию прорывных технологий. Но даже при таком развитии событий появление новых-старых направлений не откладывается, а просто переносится из краткосрочной в среднесрочную перспективу.
Источник: Александр Маляревский