30 января 2020 г.
За 2019 г., по оценке Canalys, в мире было отгружено 2,4 млрд умных устройств потребительского класса. В эту категорию входят смартфоны, настольные ПК, ноутбуки, планшеты на различных аппаратных платформах(х86 и ARM), умные колонки и носимые на теле гаджеты вроде фитнес-браслетов или TWS-наушников со встроенной функциональностью умного голосового помощника. Аналитики уверены, что в ближайшие годы этот сегмент продолжит рост с CAGR на уровне 6,5% и в
Смартфоны, отгрузки которых в 2023 г. ожидаются на уровне 1,5 млрд единиц, продолжат оставаться наиболее весомым сектором в сегменте умных устройств. Однако и прирост его год к году окажется, по всей видимости, минимальным, исчисляемым первыми единицами процентов. Хотя спрос на 5G-устройства по всему миру ожидается довольно активный, положительный эффект от роста поставок телефонов пятого поколения будут во многом скрадывать по-прежнему высокие цены на самые новые и интересные модели телефонов (в том числе оснащаемые новомодными складными дисплеями), продление фактического срока службы устройств — и в целом не самые оптимистичные глобальные тренды экономики.
Что же касается сегмента с самыми быстрыми темпами среднегодового прироста, то им станет, по мнению экспертов Canalys, умное персональное аудио. Поставки разнообразных наушников со встроенными цифровыми помощниками, в форм-факторе TWS или же с привычным соединительным проводком/ободом между динамиками, уже по итогам текущего года продемонстрируют CAGR на уровне 32,1% и достигнут 490 млн единиц. Второй по скорости роста сегмент — умные стационарные колонки: их в мире за 2020 г. должно быть отгружено 150 млн единиц, на 21,7% больше, чем в
По словам Джейсона Лоу (Jason Low), старшего аналитика Canalys, в ближайшие годы всё отчётливее начнёт воплощаться в жизнь концепция «компьютерного окружения» (ambient computing), подразумевающая постоянное и непрерывное взаимодействие человека со множеством вычислительных устройств — которые, в свою очередь, в фоновом режиме точно так же непрерывно обмениваются данными между собой; напрямую либо через облако.
В результате множество полезных и удобных возможностей, которые сегодня подаются как эксклюзивные функции отдельных (обычно проприетарных) ИТ-экосистем, органичным образом будут реализовываться уже вне зависимости от конкретной марки и модели того или иного гаджета. Скажем, человек слушает дома некий музыкальный альбом, затем встаёт, вкладывает в уши умные TWS и отправляется на работу. Музыка при этом автоматически следует за ним: бесшовное переключение трансляции со стационарной умной колонки на наушники происходит безо всякой явным образом отданной команды, на основе показаний встроенных в гаджеты датчиков и проведённого умной (чаще всего, облачной) системой анализа действий их владельца.
Умные персональные устройства в рамках парадигмы ambient computing в значительной мере теряют функциональную индивидуальность, превращаясь не более чем в терминалы для доставки конечному пользователю того или иного цифрового опыта. Что дополнительно размывает основания для потребительской лояльности раз и навсегда выбранному бренду — но зато обеспечивает ритейлеру большую гибкость в подборе продукта, который наилучшим образом отвечал бы запросам каждого конкретного клиента. В условиях всепобеждающей экономики внимания это дорогого стоит.
Безусловно, и в 2023 г. на рынке наверняка останутся вполне успешные закрытые экосистемы умных гаджетов; по крайней мере одна-то уж точно, — та самая, с надкушенным яблоком на логотипе. Однако вследствие того, что едва ли не все прочие вендоры сделают ставку на открытые стандарты и взаимозаменяемость выпускаемых ими элементов «умного окружения», цены на их продукты окажутся существенно более привлекательными для конечных пользователей. Функциональность же гаджетов из закрытой экосистемы никак не сможет надолго оставаться эксклюзивной, поскольку все умные устройства в итоге по-прежнему будут изготавливаться на контрактных фабриках одних и тех же ODM-компаний.
Уже сегодня умные часы одного, допустим, китайского смартфонного бренда безо всяких затруднений и админских плясок с бубном прекрасно сопрягаются с телефоном другого, допустим, корейского. На первый план здесь выходят возможности, предоставляемые пользователю гаджетами, а не красующиеся на шильдиках бренды: клиентоориентированный подход в действии. Аналитики предполагают, что в среднесрочной перспективе этот подход наилучшим образом смогут реализовывать большие облачные провайдеры; как глобальные (Amazon, Google), так и локальные («Яндекс», Baidu).
Причём у последних — если предположить дальнейшее развитие Интернета в сторону региональной/страновой сегментации из соображений цифрового суверенитета — шансов даже больше. В результате, вполне вероятно, конкретные умные гаджеты действительно превратятся в физические интерфейсы для предоставления потребителю подлинно бесшовных и детальнейшим образом персонифицированных облачных услуг. В этом направлении уже осознанно движутся поставщики умных колонок — и, быть может, оно и окажется в итоге наиболее жизнеспособным.
Источник: Максим Белоус, crn.ru