3 февраля 2020 г.

В минувшем году, особенно после утверждения Национальной стратегии развития искусственного интеллекта, проблематика применения ИИ в самых разных отраслях хозяйства широко обсуждалась и изучалась в России. Столичная открытая платформа о цифровых технологиях ICT.Moscow задалась целью проанализировать четыре наиболее представительных исследования на тему ИИ в отечественном бизнесе, приведённых силами KPMG, IDC & ABBYY, РАЭК и ВЦИОМ.

Таблица. Искусственный интеллект в российском бизнесе: сравнение опросов 2019 года о применении технологии (источник: ICT.Moscow)

KPMG

РАЭК

IDC&ABBYY

ВЦИОМ

Тип бизнеса

крупный

крупный в областях с высоким проникновением ИИ

крупный

любой, включая ИП

Выборка, респондентов

100

120

300

800

Используют ИИ

28%

80%

30%

31%

Планируют внедрять ИИ

53%

20%

70%

23%

Отмечают нехватку кадров

54%

37%

49%

69%

Мельче бизнес — меньше ИИ

Три из проанализированных ICT.Moscow опроса охватывали крупные компании, для которых ситуация вполне предсказуема: суммарная доля тех, кто либо уже внедрил ИИ в свои бизнес-процессы, либо намеревается к этому приступить, составляет 80-100%. Опрос же ВЦИОМ, проведённый на сформированной случайным образом выборке из базы данных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, демонстрирует в среднем более низкую готовность российского бизнеса к плотному рабочему контакту с искусственным интеллектом: лишь 31% респондентов заявили, что уже используют ИИ, и 23% — что собираются использовать.

Выводы ВЦИОМ, кстати, неплохо коррелируют с проведённым CRN/RE прошлой осенью опросом на тему «Трансформация российского ИТ-ритейла: мифы и реальность». Тогда мы расспрашивали о том, как движется процесс цифровизации их бизнеса (включая внедрение ИИ), самых разных по масштабам деятельности российских ритейлеров. И от некрупных, по большей части региональных компаний получали такие примерно ответы: «Спасибо за внимание, но мы этими вопросами полноценно не занимаемся» или «Мы пока присматриваемся к данной тематике, и выводы делать ещё рано».

Аналитики ICT.Moscow соглашаются с тезисом о неготовности малого российского бизнеса, включая ИП, к внедрению ИИ в свои процессы, но не спешат признать полное отсутствие у него заинтересованности. «Появление и обсуждение успешных российских кейсов способствует этому процессу. Кроме того, в прошлом году была принята Стратегия развития ИИ в России, что, безусловно, является важным стимулирующим фактором», — поддерживает их в этом Мария Сайкина, аналитик РАЭК..

Как свидетельствуют эксперты, основной побуждающий мотив к внедрению ИИ — необходимость справляться со значительным валом информации (например, клиентских документов в случае банков и страховых компаний), упорядочивать и обрабатывать её в непрерывном потоке. В подобных условиях инвестиции в эффективный ИИ (точнее, в адекватную систему автономной аналитики на базе машинного обучения) обеспечивают прямое и явное конкурентное преимущество. Для малого же бизнеса с его относительно небольшими оборотами и информационными потоками ручная обработка данных продолжает оставаться экономически оправданной.

Нет, всё понятно. Но что конкретно?

Все четыре проанализированных отчёта сходятся на том, что уже внедрившие ИИ компании высоко оценивают его эффективность. Рост производительности труда после интеграции искусственного интеллекта в бизнес-процессы отметили 77% респондентов KPMG, 84% в случае IDC & ABBYY и даже 82% среди тех опрошенных ВЦИОМ компаний, которые подтвердили, что уже применяют ИИ. РАЭК привёл ещё более детализированные данные: 58% опрошенных компаний сказали, что ИИ помогает оптимизировать бизнес-процессы, 49% — разрабатывать новые продукты и услуги, 41% — повышать производительность труда.

В качестве подтверждающих эти статистические выкладки примеров реализации ИИ в бизнесе ICT.Moscow приводит всё более частое появление чат-ботов на сайтах даже небольших компаний, в основном из сфер ритейла и услуг. Опрошенные аналитиками эксперты указали на успешность применения ИИ в обучении и даже для интеллектуальной организации торговых площадок на первых этажах жилых домов. На этом основании сделан осторожный вывод, что если у небольшого бизнеса нет заинтересованности в ИИ-решениях (как показывает статистика ВЦИОМ), то связано это, вероятнее всего, не с отсутствием подходящих задач для имплементации таких решений, а с недостаточным — в отличие от крупного бизнеса — пониманием, что же такое искусственный интеллект и как именно его можно применять в деловой практике.

«Разработка ИИ очень сложна и дорога, — комментирует Дмитрий Нор, директор компании SkySoft, — у российских компаний банально не хватает на это денег, хватает только у меньшинства. В Россию пришла автоматизация, становится популярной и доступной, а ИИ — это следующий этап развития автоматизации. Тут надо скорее „пробовать его делать“, а не внедрять. Но позволить себе это могут не все: специалисты дорогие».

ИИ-настройщика вызывали?

Последняя строка в приведённой выше таблице крайне показательна: специалистов по ИИ в России и в самом деле недостаёт. Даже среди участников опроса РАЭК, представителей бизнеса в областях с высоким проникновением ИИ, 37% жалуются на нехватку соответствующих кадров. По словам Дмитрия Чувикова, начальника отдела перспективных решений «Мивар», хотя специалистов сегодня выпускается много, рынок всё равно растёт быстрее: «Дефицит будет ещё долго, хотя количество компетентных кадров будет увеличиваться. Таким образом, ИИ отнимает „плохо оплачиваемые“ рабочие места, но создаёт гораздо больше „высокооплачиваемых“».

Эксперты указывают на чрезвычайно коварную ловушку в деле подготовки кадров для работы с ИИ, избежать которой удаётся далеко не каждому. Хороший разработчик в области ИИ, подчёркивает Владимир Арлазаров, генеральный директор Smart Engines, — это прежде всего тот, кто владеет фундаментальными знаниями, необходимыми для разработки новых алгоритмов и решений, а не для внедрения старых: «В ближайшем будущем мы рискуем получить избыток технических специалистов, которые будут использовать уже готовые решения, но при этом будет ощущаться нехватка людей, обладающих глубокими знаниями в совокупности с творческим подходом».

Лучше помогите материально!

Проведённые РАЭК и ВЦИОМ опросы свидетельствуют: бизнес ожидает от государства более активного участия. По данным РАЭК, 63% компаний считают, что разработка, внедрение и использование такой технологии, как ИИ, должно регулироваться государством. Среди опрошенных ВЦИОМ компаний на государственную поддержку рассчитывает 91% (на создание и финансирование образовательных программ надеются 54%, внедрение ИИ-решений в различные государственные системы считают перспективным направлением 43-44%, а 42% ожидают финансовой поддержки компаний — разработчиков интеллектуальных решений). И только 9% респондентов убеждены, что государство не должно вмешиваться в процесс развития ИИ в России.

Очевидно, что в случае появления на рынке неких типовых — то бишь массовых и дешёвых — платформ ИИ, готовых к интеграции в бизнес любого заказчика практически «из коробки», интерес к ним начнут проявлять средние и малые компании. И тем не менее, даже в этом случае продолжит остро ощущаться нехватка специалистов, умеющих готовые решения затачивать под нужды конкретного бизнеса, встраивать их в реально существующие бизнес-процессы, — об этом напоминает Андрей Себрант, директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс».

Впрочем, Андрей Сельский, директор по направлению «Кадры для цифровой экономики» организации «Цифровая экономика», вселяет в участников рынка оптимизм: «Решение этих проблем предусмотрено федеральными проектами „Кадры для цифровой экономики“ и „Цифровые технологии“, а также перспективным федеральным проектом „Искусственный интеллект“, где предусмотрен выход на подготовку 5 тыс. специалистов в год в данной области к 2024 году».

Основные выводы исследования

  • бизнес, особенно крупный, все лучше понимает технологию ИИ, её возможности и пользу от внедрения, но запрос на получение новых знаний о нем по-прежнему высок;
  • крупные компании уже наблюдают оптимизацию бизнес-процессов благодаря ИИ, но рассчитывают на дальнейшее развитие технологии;
  • менее масштабный бизнес в технологии заинтересован, но ему не хватает возможностей для массового применения;
  • на рынке наблюдается растущий спрос на специализированные кадры, который в ближайшей перспективе удовлетворён не будет;
  • крупный бизнес особенно заинтересован в специалистах, способных разрабатывать новые решения, а не интегрировать готовые;
  • компании рассчитывают на государственную поддержку.

Аналитики ICT.Moscow продолжают работать над базой знаний об искусственном интеллекте в России и мире, представить которую намеревается уже в ближайшие недели. В грядущих материалах по тематике ИИ авторы спецпроекта готовятся чётко определить, что такое искусственный интеллект, изучить вопрос этичности его применения и попробовать понять, когда бизнесу лучше покупать готовые ИИ-решения, а когда — разрабатывать их своими силами.

Источник: Максим Белоус, crn.ru