13 февраля 2020 г.
Влияние вируса будет присутствовать практически на всех сегментах глобального ИТ-рынка. Глубина этих воздействий будет сильно зависеть от размаха эпидемии и ее продолжительности, но основные направления можно назвать уже сейчас, равно как и механизмы, которые в них происходят.
Что мы знаем о вирусе?
Вирусная эпидемия, идущая в настоящее время, далеко не первая — почти каждый год возникают вирусные штаммы, вызывающие ОРВИ, причем распространяющиеся в заметных масштабах. События с коронавирусом пока только разворачиваются, слишком мало данных, чтобы статистически оценить реальные параметры угрозы: вероятность заражения, процент смертности и прочие характеристики новой напасти, даже инкубационный период у новой напасти пока неясен.
Некоторые цифры пугают — например, количество заболевших (превосходит аналогичный параметр, например, для «птичьего гриппа»), баланс официально выздоровевших и уже умерших от гриппа и связанных с ним осложнений (5968 и 1368, соответственно, по данным на момент написания статьи), динамика роста количества заболевших и умерших, которая остается положительной, несмотря на все усилия китайского правительства, и т.д. Пока имеющиеся цифры по понятным причинам не могут дать достоверной статистики, хочется верить, что реальная смертность будет заметно ниже наблюдаемых сейчас параметров, но остается открытым вопрос, насколько ниже.
Предпринятые меры безопасности, направленные на ограничение распространения эпидемии, — беспрецедентные. Карантин объявлен в огромных городах, ограничены международные авиарейсы, закрыты многие магазины (например, все фирменные магазины Apple, хотя официальный онлайн-магазин работу продолжает), отменены массовые мероприятия и, главное, существенно продлены каникулы, приуроченные к китайскому новому году. Для нас важны последствия происходящего для экономики.
Каковы последствия в экономике?
Последствия таковы: одна из ключевых экономик мира простаивает, неся огромные убытки. Убытки настолько огромны, что легко видеть, что эпидемия приведет к серьезному кризису как в самом Китае, так и в глобальном масштабе.
Пока сложно даже предположить, насколько длительным будет простой многих сотен китайских предприятий, но последствия уже начинают проявляться. Заметим, что влияние ситуации на ряд ключевых параметров экономики уже сейчас превосходит статистические погрешности, просто игроки одних сегментов происходящее осознали, а некоторых — находятся в процессе понимания масштабов происходящего. Например, простой предприятий крупнейшего потребителя углеводородов, которым является Китай, привели к тому, что в глобальном масштабе цены на нефть рухнули: если в начале года цена барреля (brent) приближалась к 70 долл, то сейчас она ниже 55. О проблемах заявляет туристический бизнес (это предсказуемо), квартальные планы начинают пересматривать игроки мирового рынка алмазов (что на первый взгляд кажется удивительным — драгоценные камни явно не являются сезонным товаром) и т.д.
Убытки в мировой экономике — как прямые, так и косвенные — снизят покупательную способность (как корпоративных клиентов, так и частных лиц) и уменьшат количество свободных денег, которые могли бы пойти на инвестиции в крупные проекты, стартапы, R&D и т.д. От этого пострадают все, но у ИТ-сегмента будет определенная специфика.
Специфика в ИТ
Глобальный ИТ-рынок столкнется, прежде всего, с дефицитом компонент, большинство из которых производят в Китае. Это создаст проблемы с производством практически всего цифрового оборудования — запасы электронных компонент по понятным причинам невелики. Наиболее неприятно происходящее для новинок, ведь они используют новейшие компоненты, у которых вообще нет никакого запаса, способного хоть немного смягчить ситуацию.
Быстро наладить производство электронных компонент в других районах мира по понятным причинам крайне проблематично. Если модные дома могут быстро перенести пошив новых коллекций из Китая в другие регионы, чтобы успеть к сезону, — многие, заметим, уже так и делают — то ИТ-вендоры в большинстве своем такой свободы маневра лишены.
Разумеется, проблемы будут как с компонентами, так и с готовой продукцией: большинство крупных сборочных производств находится в Китае. Многие товарные позиции, уже присутствующие в канале, окажутся дефицитными, а сроки поступления большинства новинок, на которых можно «снимать сливки» с рынка, естественным образом отодвигается на непонятное время. Очевидно, что ИТ-отрасли в целом нужно готовиться к проблемам, обострению конкуренции и, как следствие, к убыткам. Где-то они окажутся меньше, где-то больше, но события с коронавирусом затронут всех, от розницы и стартапов до интеграторов и сервисных компаний.
Рынок един, но последствия для игроков разные
К работе в новых условиях нужно приготовиться всем игрокам канала. Сложнее всего, наверное, придется дистрибуторам. По дистрибуторам больнее всего ударит наступающий товарный дефицит вообще и, в частности, задержки с поставками новинок. У компаний, специализацией которых много лет был «box moving», возможностей маневра минимальны. Без поддержки вендоров локальным дистрибьюторам будет совсем непросто.
Теоретически дистрибьюторам, равно как и всем игрокам канала, стоит делать ставку на вендоров из регионов, отличных от Китая — на американские и европейские компании, а также на азиатские, еще не затронутые эпидемией, например, на корейские и на японские. Однако, практически важна не столько национальная принадлежность компании, сколько наличие у нее производств за пределами Китая. Легко предсказать, что в выигрыше окажутся локальные вендоры (только настоящие, а не переклеивающие шильдики на продукции из Поднебесной) и глобальные вендоры, имеющие хотя бы часть производственных мощностей за пределами КНР. Конечно, и в этом случае возможны проблемы с дефицитом комплектующих, но возможности для маневра тут побольше.
Розница, похоже, тоже находится в сложном положении: тут ситуация несколько усложнена тем, что сезон рождественских/новогодних распродаж уже предсказуемо «почистил» склады, а новинки этого года еще не начали поступать. Причем некоторые из них еще и не анонсированы, так как с каналами маркетинговых коммуникаций тоже проблемы!
Consumer Electronics Show 2020 успел пройти в «довирусные» времена, а вот остальные мероприятия под вопросом. Например, Mobile World Congress в этом году не состоится вовсе — он отменен. Решение GSMA предсказуемо, вряд ли оно могло быть иным на фоне отказа от участия в MWC-2020 более двух десятков компаний, в числе которых Ericsson, Sony, LG, Nokia, Vivo, Nvidia, NTT Docomo, Gigaset, Amazon, McAfee, ARCEP, Deutsche Telekom, ST Microelectronics, Rakuten, AT&T, Orange и другие. Samsung официально от MWC 2020 не отказывался, но презентацию топовых смартфонов предусмотрительно «интегрировал» в церемонию вручения «Оскара»...
Однако тут многое зависит от сегмента и от политики площадок: если традиционно проходящий в конце февраля барселонский Mobile World Congress отменен, то в середине месяца успешно проходит амстердамский Integrated Systems Europe, хотя Голландия от Испании не так далеко. Но осторожность устроителей оправдана: эпидемия продолжает разрастаться, и за две недели, разделяющие даты проведения ISE и MWC, может многое измениться, причем вряд ли в лучшую сторону.
Компании, работающие на корпоративном рынке, находятся в наилучшем положении — цикл поставок корпоративным клиентам достаточно велик, а компании продают не столько «железо», сколько решения, в составе которых как оборудование, так и сервисы, услуги и прочие нематериальные товары. Созданию, развитию и продвижению последних стоит уделять особое внимание.
Гибкость как необходимость
Как обычно, в условиях кризиса на первый план выходит гибкость. Конечно, наличие ресурсной «подушки» традиционно облегчает сложные времена — принцип «пока толстый сохнет, худой сдохнет» актуален по-прежнему — но залогом выживания является именно гибкость. Для игроков ИТ-рынка уже давно «гибкость — норма жизни», поэтому, с одной стороны, компаниям из этого сегмента кризис будет преодолевать проще, чем фирмам из других индустрий. Но, с другой стороны, тут каждому игроку нужно демонстрировать чудеса изобретательности, так как конкуренты в большинстве своем тоже гибки, а в сложных условиях конкуренция только нарастает.
Акцент стоит делать на технологии, которые обеспечивают максимальную гибкость — прежде всего, на «облака» и HaaS/DaaS/IaaS. Заметим, что эпидемия вируса уже привела к росту игровых компаний, предоставляющих в Китай онлайновые игры — по сути, специализированные «облачные» сервисы. Логика проста: возможности развлечений вне дома ограничены, следовательно, интерес к «indoor-досугу» резко возрастает, нужно лишь предложить интересные варианты. Это лишь один из примеров, показывающих наличие разноплановых новых возможностей, которые открывает любой кризис, в том числе, и разворачивающийся на наших глазах.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE