22 апреля 2020 г.
Выделяемые на ИТ бюджеты компаний и в докоронавирусные времена заставляли финансовых директоров хвататься за головы. Но в свете необходимости срочно закупать для переводимых на удалёнку сотрудников ноутбуки и роутеры, да ещё оплачивать для них лицензии на облачное ПО для бизнес-коммуникаций, расходы на высокие технологии внезапно ещё более выросли. Когда ситуация более или менее нормализуется, затраты на ИТ также вернутся в привычные рамки — или всё-таки нет? Может, как раз сейчас самое время изучить эти затраты куда более критическим взглядом?
Исследование State of Tech Spend 2020, проведённое американской компанией Flextera, предостерегает: существенная доля «компьютерных» — в самом широком смысле — бюджетов компаний словно проваливается в чёрную (точнее, теневую) дыру, не принося бизнесу никакой ощутимой отдачи. В среднем по миру коммерческие предприятия с числом сотрудников от 2 тыс. человек расходуют на ИТ 8,2% своей выручки (в США чуть больше, 9,1%; в Европе поменьше, — 6,7%). При этом 74% таких расходов контролируют собственно ИТ-департаменты, а оставшиеся 26% — финансовые подразделения. Именно здесь аналитики подмечают первую тревожную тенденцию: распространение shadow IT.
«Теневые ИТ» — общий термин для высокотехнологичных продуктов (чаще всего программных), которые устанавливаются и используются в компании без надзора и контроля со стороны соответствующих специалистов. Хуже того: shadow IT могут исподволь сформировать вполне успешно (с пользовательской точки зрения) функционирующую ИТ-инфраструктуру — фактически в отсутствие даже азов цифровой грамотности эксплуатирующих её сотрудников. В прежние времена проинсталлировать какое-то ПО на корпоративный ноутбук, не говоря о телефоне, было невозможно без ведома ИТ-, а в идеале ещё и ИБ-службы. Теперь — дело другое: по оценке, сделанной экспертами EMC, теневые ИТ обходятся мировой экономике примерно в 1,7 трлн долл. США ежегодно — прежде всего за счёт простоев и потери данных, спровоцированных несанкционированной установкой приложений.
Зачарованные быстротой и легкодоступностью облачных сервисов, рядовые сотрудники и даже руководители подразделений нередко устанавливают на рабочие компьютеры и смартфоны многие десятки приложений, причём у ИТ-специалистов попросту не хватает сил и времени отслеживать эту потенциально опасную активность. По свидетельству ZK Research, в одной из компаний, где проводился опрос на тему shadow IT, менеджмент ИТ-отдела был обеспокоен тем, что наёмные работники используют через развёрнутые локально приложения слишком много облачных сервисов, — как представлялось специалистам, где-то с полсотни; может, чуть больше. Когда же был организован детальный аудит, выяснилось, что на деле таких «популярных» в данной организации облачных сервисов — более пятисот. И эта компания вовсе не уникальна; подобных ей много уже сейчас, и год от года будет становиться лишь больше.
Так вот, сами ИТ-департаменты, особенно в больших компаниях, тоже не без греха; не следует взваливать всю вину на бухгалтеров и финансистов. В результате, свидетельствует отчёт Flextera, в бездонный провал shadow IT может уходить до
Особую опасность в этом плане представляют слияния и поглощения — число которых в посткоронавирусную эпоху по всему миру, без сомнения, вырастет. Процесс объединения высокотехнологичных инфраструктур разнородных компаний, сливаемых волевым усилием воедино, никогда не проходит гладко. Избыточное дублирование в плане оборудования и программных лицензий, сложности с предоставлением техподдержки «новыми» ИТ-отделами «старым» департаментам и наоборот, жуткая головная боль, сопровождающая построение сопряжённого периметра безопасности для объединившихся предприятий, — всё это порождает массу поводов для нецелевого расхода, а часто и попросту откровенного растранжиривания ИТ-бюджетов.
На что увеличатся ИТ-расходы?
По данным Flextera, 56% принявших участие в опросе компаний планируют увеличение расходов на ИТ в 2020 г. В первую четвёрку статей этих расходов (с заметным, в 20%, отрывом от пятого и последующих мест) входят цифровая трансформация (упомянута 54% респондентов), кибербезопасность (49%), развитие облачной инфраструктуры либо полная миграция локальных ИТ в облако (40%), а также совершенствование потребительского опыта клиентов (customer experience, CX, — 37%). Занятно, что американские и европейские бизнесы рассматривают укрепление клиентской удовлетворённости прежде всего как высокотехнологичную задачу, поскольку средства её реализации в современных условиях — как раз самые что ни на есть цифровые.
Возвращаясь к вопросу эффективности расходования ИТ-бюджетов, исследователи отмечают: даже сами представители компаний, к счастью, видят существующую проблему — и в среднем оценивают долю впустую истраченных на этом направлении средств в 12% от общей суммы затрат. Однако на деле эта оценка оказывается заниженной более чем вдвое: проведение на предприятиях тщательного аудита выявляет не менее 30, а то и до 40% пустопорожних ИТ-расходов. Очевидно, наиболее узкое место, на которое указывает столь вопиющее расхождение оценок и действительности, — сложность с выявлением самого факта нецелевых трат в высокотехнологичной области.
Здесь в полный рост проявляет себя разрыв в компетенциях между теми, кто выделяет средства (финансовый департамент) и теми, кто контролирует их расходование (ИТ-отдел): 61% респондентов признали, что главное препятствие организации корректного учёта затрат на ИТ образуют, как бы банально это ни звучало, непрозрачные для бухгалтеров и финансистов отчёты ИТ-подразделений. Ворох высокоумных терминов часто скрывает дурно оптимизированную структуру расходов, а разбираться с каждым из непонятных слов и предметно вникать в их суть неспециалистам не хватает ни времени, ни желания. Ещё 43% участников опроса указали на недостаточное рвение ИТ-служб в процессе сбора даже первичных данных (на основании которых затем формируются высокоумные отчёты), что также не добавляет прозрачности в общую структуру расходов.
Выход из чёрной дыры, в которую утекают ИТ-бюджеты, по мнению экспертов, всё же есть. Это перевод высокотехнологичной инфраструктуры предприятий в облако: по крайней мере, таким образом существенная доля CAPEX преобразуется в OPEX, и разбираться финансистам придётся уже с гораздо меньшим числом куда лучше формализованных позиций в отчётах по ИТ-расходам. Исследование Flextera утверждает, что использование облачных сервисов (всех видов: SaaS, PaaS, IaaS) коммерческими компаниями в 2020 г. увеличится на 43%, — и это ещё без учёта фактора COVID-19, точно оценить который прямо сейчас пока затруднительно. Одно ясно: нецелевого расходования средства даже в пределах 12% от имеющихся ИТ-бюджетов, не говоря уже о 30% или более, ни одна рассчитывающая на успех компания в мире в ближней и среднесрочной перспективе позволить себе уже не сможет.
Источник: Максим Белоус, crn.ru