24 апреля 2020 г.
Динамика сегмента ноутбуков удивительно высока: взлеты и «коррекции», новые модели и странные перспективы. Сейчас мы фокусируемся на розничном рынке ноутбуков, хотя очевидно, что большинство ноутбуков, покупаемых сегодня в магазинах и на сайтах, будут использованы для рабочих задач: удаленной работы, дополнительного заработка, обучения/преподавания и т.д. Мы говорим о ритейле, но в данном случае он работает на рынок SOHO и на корпоративный рынок, ведь значительная часть устройств будут использованы работниками на «удаленке», а потом и в офисах по формату BYOD.
Всплеск был предсказуем
Резкий всплеск продаж ноутбуков в начале карантинных мер вполне понятен — люди закупали инструменты для работы в новых условиях, о чем СRN/RE писал. Интересно, что динамика европейского и российского рынков похожи, только происходящее на них разделено временным лагом. Продажи компьютеров на российском AliExpress за первую половину апреля выросли на 40% год-к-году. Этот показатель перекликается с предварительными оценками IDC первого квартала на европейском рынке, который взлетел на треть. Лаг легко объясним тем, что европейские пользователи раньше российских начали массово переводить людей на «удаленку».
Однако всплеск закупок по понятным причинам ограничен — попавшие в карантин, которым нужны были компьютеры, приобрели их практически сразу, как только возникла практическая необходимость — а вот дальше пойдет спад. Российский спад будет гораздо более серьезным, чем «коррекция взлета», причем насколько сильным он будет и как долго продлится, даже предположить сложно. Спад в сегменте компьютеров обусловлен, разумеется, общим состоянием экономики страны.
Общие прогнозы
В лучшем случае экономика РФ по итогам 2020 в соотношении год-к-году уменьшится на 3,8%, в худшем — на 10,2%, по оценкам McKinsey & Company. Одним из результатов такого падения будет рост безработицы, который может составить от 2,5 до 8 млн человек. Наступление тяжелых времен чувствуют как аналитики, так и население: большинство россиян (84%) испытывают тревожные настроения из-за кризиса, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, причем 70% считают, что основные трудности еще впереди.
Заметим, что несмотря на явный кризис россияне продолжают при выборе ноутбуков отдавать предпочтение серьезным высокопроизводительным моделям — по данным AliExpress Россия, в первую половину апреля покупатели чаще всего выбирали дорогие решения с процессором Intel i7 с новой графикой Nvidia. Бюджетные решения, как легко предположить, россияне уже ищут не столько на AliExpress, сколько на Avito.
Что нового предлагают вендоры
Активность вендоров, конечно, снизилась, однако интересных премьер в этом полугодии довольно много. Поговорим о новинках весны, представленных вендорами в ключевых нишах и, что важно, обладающих интересными «фишками», которые способны привлечь внимание покупателей даже в условиях кризиса.
Классические ноутбуки на российский рынок привез Huawei, показав обновленные MateBook 13 и MateBook X Pro. Системы ультра-классичны в своем дизайне, но при этом интересны фирменными технологиями безопасности (сканер отпечатков встроен в кнопку включения), тонкими рамками вокруг дисплея, а также реализацией технологии «мультискрина» Huawei Share, объединяющей ноутбук и смартфон в единое многофункциональное устройство. Интересно, что лидером по предзаказу, как заявили в компании, стал более дорогой MateBook X Pro.
Трансформеры стала продвигать НР, которая анонсировала HP Pavilion x360 14. Система, позиционированная «для работы и развлечений» — как и другие модели в линейке Pavilion — получила металлический корпус, поддержку Wi-Fi 6 и 4G LTE, двойные динамики с настройкой звука от Bang & Olufsen и поддержкой технологии HP Audio Boost, а также батарею, способную обеспечить до 13 часов автономной работы. Как видно, новинка очень мощная и способна обеспечить решение ряда бизнес-задач.
Игровые ноутбуки любопытны от Asus и от HP. Бюджетный игровой ноутбук Asus TUF Gaming FX505DY построен на платформе AMD — процессор Ryzen 5 3550H плюс видеокарта Radeon RX 560X. Модель получила корпус повышенной прочности и защиту по военному стандарту MIL-STD-810G, а поэтому, как подчеркивает производитель, не боится ударов, тряски, повышенной влажности, долгого попадания прямых солнечных лучей и других вероятных проблем при использовании.
Asus ROG Strix GL531GT, интересен внешним видом, над которым вендор трудился вместе с дизайнерским бюро BMW, и интеллектуальной системой охлаждения. Asus ROG Zephyrus M (GU 502G) получил минималистический дизайн, а интеллектуальная в новинке не только система охлаждения, но и технология Nvidia Optimus, которая экономит заряд, автоматически отключая дискретную видеокарту, если запущенным приложениям не нужна мощная графика, а при запуске «тяжелых» программ или игр также автоматически включая карту.
НР показал Omen 17-cb0006ur, могучий игровой ноутбук класса DTR, интересный балансом компонент, а также
Мобильные рабочие станции, появившиеся этой весной, наиболее интересные в серии Z by HP. Это HP ZBook Studio, «мобильная рабочая станция с самой высокой удельной мощностью на кубический сантиметр», по утверждению производителя, и HP ZBook Create, самый компактный в мире
На рынке по весне появились и другие любопытные модели — Razer Blade Stealth 13, Honor MagicBook 14, Asus VivoBook S14 S433FL, HP Envy 15, Lenovo ThinkBook Plus — но, напомню, мы сосредоточились на рассмотрении наиболее выразительных.
Как мы и предсказывали, всплеск интереса к ноутбукам приводит к увеличению продаж мониторов и периферии, о чем CRN/RE писал недавно. Прекрасную динамику уже показали мониторы, взлетевшие вдвое (!) год-к-году в канале AliExpress Россия, а также компьютерные аксессуары — мыши и клавиатуры — показавшие рост на 70%. Среди мониторов лучшие продажи показали MSI, Samsung, Philips и AOC, как отметил Максим Сапунов, руководитель направления «Компьютерная техника» в AliExpress Россия, периферию по официальным данным площадки лучше всего покупают Logitech, A4tech, Oklick.
Вместо заключения
Разумеется, в современных условиях на рост продаж ноутбуков рассчитывать не приходится, однако жизнь продолжается. Это означает, что людям нужны новые устройства для работы и развлечений, а многие россияне сохраняют покупательную способность. Продажи будут падать. Чем меньше будет становиться рынок, тем жестче будет битва за пользователя, и к этому надо быть готовым всем участникам канала. Вендоры уже готовы, они представили рынку ряд интересных моделей, теперь дело за реселлерами, которым надо эти ноутбуки и «сопутствующие товары» продвинуть в ритейле.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE