19 мая 2020 г.

Увеличить
Оранжевый лебедь. Автор Наталья Гарбер
Увеличить
...бизнесу нужно сочетание Гагарина и Стива Джобса...
Увеличить
Доходы крупнейший ИТ-компаний в 2019-2020 г. Источник: Statista
Увеличить
Яблоки. Автор Наталья Гарбер

Я не верю в «черных лебедей» Нассима Талеба. Я думаю, он просто недопонимает законы кармы. Ибо, как сказал Далай Лама XIV, «люди были созданы для того, чтобы их любили, а вещи были созданы для того, чтобы ими пользовались. Мир в хаосе потому, что все наоборот. Уже поздно возвращаться назад, чтобы все правильно начать, но еще не поздно устремиться вперед, чтобы правильно закончить. Если мы хотим прочного счастья, нужно развивать сознание».

Цифровая трансформация требует развития сознания в первую очередь. Ибо правильно устремиться вперед смогут те, кто развивал свое цифровое мышление от «корпускулярного» двоичного видения в битах к «волновому» миру кубитов квантовых вычислений, дающих экспоненциальный рост возможностей и, в частности, решение проблемы поиска по неструктурированным данным. Квантовое превосходство Google достигнуто уже в октябре 2019, а в районе 2030 года классические компьютеры уйдут в прошлое, так как квантовые будут мгновенно решать сложные задачи сегодняшнего дня.

С точки зрения стратегий развития это значит, что человечество выходит с уровня бинарного мышления линейных директив на уровень нелинейного управления и нечеткой логики креативных команд. С 2003 г. я пользуюсь определением, которое подарил мне Борис Бобровников, описывая креативную команду КРОКа для моей книги «Искусство работать с людьми»: «Команда — это группа сотрудников, которая решает бизнес-задачу более эффективно, чем то же количество специалистов такого же уровня, не связанных между собой никакими формально-структурными отношениями. В команде выше эффективность работы и внутренняя удовлетворенность участников, потому что вместе они могут решать задачи существенно более крупные, нежели просто группа специалистов».

В кризис 2020 года ИТ-компании очевидно призваны возглавить цифровую трансформацию планеты. И моя колонка посвящена тому, как в кризис 2020+ сделать «черных лебедей» пандемии «белыми лебедями» человечной цифровизации.

Работа в креативных командах как ключ к цифровой трансформации

«Мы живем в эпоху невероятных инноваций, главным образом благодаря потрясающим достижениям в науке и технике; но в то же время мы чувствуем, что существуют непреодолимые ограничения в виде экономических, политических и экологических рисков... Наша задача — это, с одной стороны, борьба против цинизма и апатии, токсичных побочных продуктов обманутого в кризисные десятилетия доверия; а с другой стороны, это борьба с пророками, которые обещают, что технологии решат все проблемы. Борьба с самим технологическим дискурсом снижает нашу способность формировать лучшее будущее и делает нас пассивными субъектами в современном мире изменчивости, неопределенности, сложности и двусмысленности».

(Себастьян Бакуп, глава отдела программирования Группы глобального программирования Всемирного экономического форума, из статьи «Поэзия прогресса. Удивительная связь между научной фантастикой и экономической историей»)

В пандемию мир за несколько месяцев пройдет цифровую трансформацию, на которую в стабильные годы ушло бы много лет. Ясно, что для такого космического взлета нужны ресурсы, и в первую очередь — цифровое мышление ИТ-подразделений. Год назад, анализируя по заказу Сообщества ИТ-директоров (СодИТ) запрос рынка на современного CIO, я обнаружила, что бизнесу нужно сочетание Гагарина и Стива Джобса, а российские ИТ-директора в основном обеспечивают компаниям техническую поддержку поставленных руководством и маркетингом задач — без вникания в перспективы и тренды, понимая себя как сервис, а не драйвер цифровой трансформации. Как показал анализ сайта СодИТ с помощью программы для анализа неструктурированных данных PolyAnalyst, ИТ-директора нетехнологической компании видят мир сквозь российские технологические очки, которые не пропускают внутрь информацию о бизнесе, перспективах и потребностях людей. Они игнорируют сущностную взаимосвязанность и динамику живого и технологического миров.

В 2019 г. я написала в резюме для СодИТ, что в цифровую эпоху этот подход рискует погубить их компании, но ИТ-директора сказали мне, что «их и здесь неплохо кормят»: за бизнес отвечают не они, их задача — смотреть направо, потом налево и аккуратно переходить дорогу, которую торит их нецифровизованный генералитет. Да, да, сказал мне на этот результат CTO международной блокчейн-компании, сидящий в Сингапуре, обычный ИТ-директор — это сервильный рутинер. А инновационный подход сегодня — это удел профильных ИТ-компаний, а еще лучше — инновационных стартапов.

Люди, работающие в сфере инноваций, давно говорят о связи их успешной коммерциализации и командных моделей управления. На экономическом форуме в Санкт-Петербурге 2019 на вопрос Германа Грефа, считающего, что двигателем реформ является страх, специалист по инновациям Массачусетского технологического института Лорен Грэхем сказал: «Вы хотите молоко без коровы — инновации не живут без свободы, для развития сложных бизнесов нужна демократия».

Поэтому, как резонно недавно написал бывший менеджер по цифровой трансформации Microsoft Арсений Тарасов, сейчас эволюция «почистит» организации с корпоративной культурой силы, где личная воля и компетенции первого лица являются «бутылочным горлышком» при принятии и реализации антикризисных решений. Без нормальной распределённой системы управления такой подход к бизнесу ведет компанию к хаосу и гибели. На фоне объявленной национальным трендом цифровой экономики РФ Тарасов, как и я, с печалью наблюдает преобладание монолидерской корпоративной культуры в зрелом российском среднем бизнесе. В пандемию же риски у доминирующих российских монолидерских бизнес-моделей максимальны, что и определит массовый упадок в 2020 году отраслей экономики, которые не перейдут к демократическим и цифровым моделям управления.

Самоизоляция 2020 года заставила все сколь угодно далекие от ИТ бизнесы срочно цифровизироваться в режиме демократуры, соответствующей для упомянутых выше ИТ-директоров ситуации «при переходе улицы на вас упал самолет». Поэтому сейчас у ИТ-компаний работы стало в разы больше — при прогнозе падения отечественного ИТ-рынка в 2020 на 15-20% в связи с общим провалом неадаптивной к кризисам экономики.

Однако с точки зрения стратегического развития режим срочной цифровизации подобен быстрому сексу с испуганной барышней: клиент в пандемию может «залететь» на внедрение грандиозного ИТ-решения, но долгие, счастливые и плодотворные отношения строятся не так. В экстатической спешке обычно производятся проблемы, которые потом обе стороны расхлебывают годами, накапливая снежный ком претензий друг к другу. И если ИТ-рынок хочет превратить ситуацию «пандемического ИТ-хайпа» в проект продуктивного развития ИТ-рынка, клиентов надо срочно учить цифровому мышлению.

Разумных лидеров с цифровым мышлением этот кризис, напротив, заставляет активно переводить компании в режим работы креативных команд, о чем рассказывал 30 апреля на вебинаре Ассоциации независимых директоров бывший президент российского подразделения Microsoft нынешний глава World Class и член экспертного совета премии «IT лидер» Николай Прянишников. Кризис немедленно выявил в его команде и «импотентный кадровый балласт», и дееспособных игроков, которых надо объединять в горизонтальные креативные команды для умной и быстрой разработки и реализации антикризисных стратегий. У Прянишникова командная игра получается: до пандемии Instagram World Class имел 70 тысяч подписчиков, за три недели самоизоляции туда за бесплатными тренировками пришли еще 200 тысяч из 34 стран — и Николай их сейчас монетизирует через рекламу и продажу дополнительных услуг.

В принципе, это общая модель антикризисных стратегий в 21 веке: честно поглядеть в глаза реальности, оптимизировать на базе жестких KPI все, что можно, сделать цифровую трансформацию долгосрочной стратегией и, использовав кризисный ИТ-хайп, сыграть на опережение в рамках глобального тренда цифровизации. Мне понравился четкий «пандемический чек-лист» компании OCS, завершающийся решением интенсивно работать над старыми и новыми проектами, принимая крутой вызов 2020 года.

Для ИТ-рынка вопрос сейчас в том, что сложные продукты и проекты внедряются в не-ИТ-сегменты через «образовательную продажу». Ибо пока очарованный вами клиент не понимает и не разделяет вашего мышления, а просто отдается вам в надежде на спасение через быструю цифровизацию, дальше средствами корпоративной культурой силы и ограниченностью «бутылочного горлышка» своего мышления он легко погубит себя и ваше общее цифровое потомство. А винить в этом будет вас, как сейчас половина Сети винит в пандемии Билла Гейтса за то, что он их 10 лет предупреждал об этой опасности.

ИТ-бизнес как драйвер развития цифрового и человечного мышления

«Никогда не было еще времени более обещающего или более опасного. Однако сегодняшние руководители слишком часто оказываются в ловушке традиционного, линейного мышления или слишком поглощены многочисленными кризисами,... чтобы стратегически мыслить о силах разрушения и инновациях, формирующих наше будущее... В своей самой пессимистической, дегуманизированной форме Четвертая индустриальная революция действительно может привести к „роботизации“ человечества и лишить нас нашего сердца и души. Но ... она также может поднять человечество в новый уровень коллективного и нравственного сознания, основанного на общем чувстве судьбы. И на всех нас лежит обязанность гарантировать, что последнее будет преобладать».

(Клаус Шваб, директор Всемирного экономического форума, из статьи «Четвертая индустриальная революция: что это значит и как на нее отвечать»)

В Кремниевой долине сейчас говорят, что если в кризис 2008 г. бизнес был спасен финансовыми директорами, то в 2020 г. нас спасут директора HR, ибо сейчас все зависит от людей. Я в это верю с тех пор, как в 2003 г. ставила креативные команды КРОКу по просьбе Бориса Бобровникова, переводившего тогда разросшуюся вдвое за год по персоналу и оборотам компанию из «семейной» модели в «профессиональную». По итогам проекта Борис сказал, что участники тренингов по придуманному им и пропущенному мною через его продажников новому корпоративному стандарту коммуникации успешно обновили и согласовали правила ведения проектов в различных департаментах — и эффективно апробировали в деловых играх новые методы работы в команде в момент активного роста и изменения компании. С тех пор я с большой радостью наблюдаю экспоненциальный рост пассионарной и креативной команды КРОКа, талантливо сочетающей Инь и Ян в инновационном процессе развития бизнеса.

Между тем за прошедшие годы я успела поработать и с изрядным количеством монолидерских команд, превращавших любые инновации в «острова 4 индустриальной революции», тонущие в океане корпоративной культуры силы, которой «ума не надо». Такие организации тщетно пытаются получить инновационное молоко без коровы командности, хватаясь за модный блокчейн, agile или квантовые вычисления, которые без соответствующего апгрейда творческого и управленческого мышления превращаются в дорогостоящие и разорительные хайпы.

Последним шедевром антицифрового монолидерства меня порадовал Альфа-Банк, выкативший в середине апреля ролик о своей новой системе координат с монологом гендиректора Верхошинского: «Вы спрашиваете меня про наши ценности... я проанализировал 6000 ваших предложений лично... мы лучший банк в России, который добивается доверия умных и свободных клиентов с помощью лучших людей, прагматичных инноваций, гибкости и скорости». То есть в момент глобального взлета человечности и цифровизации генералитет и сотрудники Альфы вручную перепели начало антиутопии Замятина «Мы» почти дословно: «Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим Интегралом проинтегрировать бесконечное уравнение вселенной. ... Да здравствует Единое Государство, да здравствуют нумера, да здравствует Благодетель!»

Ровно в этот момент по причине технического недоразумения их приложение заблокировало мою карту, потребовав подтверждения личности. Слова для разблокировки я не помнила, договор с ним был на даче, в офис меня близкие умоляли не ехать. Я вхожу в Альфа-приложение по отпечатку пальца, но банк это не убедило, поэтому на разблокировку карты у меня ушло 10 (!) дней переговоров. Чат, телефонная поддержка, Facebook и клиентский сервис Альфы друг с другом не коммуницировали, идей о решении проблемы не воспринимали, «по регламенту» гнали меня в офис и слали автоматические е-мейлы, где называли меня «обращение №А200418150», чей «ответ не будет обработан». У СБ ушло 5 дней, чтоб догадаться до предложенного мною сразу решения прислать селфи с паспортом, и еще 5 (!) дней на то, чтоб это селфи распознать.

В общем, в новых координатах Альфа-Банка жизнь идет ровно как в романе Замятина. А как известно, профанирование цифровой трансформации убивает бизнес и общество отсутствием осознанности, адекватности и адаптивности, которые Юваль Ной Харари считает ключевыми компетенциями 21 века, рискующего глобальной цифровой диктатурой при массовой безработице, обостренной пандемией 2020 года.

Сверхприбыль в деньгах и людях как мотиватор для осознанной цифровизации

«Преобразование мира в наших руках. Если каждый из нас постарается, то следующее поколение может увидеть рождение мирного и счастливого мира».

(Далай-Лама XIV)

Между тем кризисный уход всех отраслей в онлайн дает ИТ-индустрии уникальные шансы вовлечь все отрасли в цифровую трансформацию и подняться на волне коронавируса до небес . Так, за время пандемии Google обеспечил своих сотрудников средствами работы и безопасности на удаленке, Интернет-пользователей всего мира —информацией о борьбе с коронавирусом, малый бизнес и социально уязвимые слои США — 800 миллионами долларов помощи, и теперь вместе с Apple запускает цифровую систему отслеживания контактов для контроля над пандемией. «На фоне этой неопределенности мне очень приятно наблюдать, как все начинают помогать своим коллегам и сообществам, а также улучшать положение людей, для которых мы работаем. Нам понадобится тот же уровень энергии, изобретательности и командной работы в течение нескольких ближайших недель и месяцев. Я уверен, что объединив усилия, мы выйдем с этой ситуации сильными», — закончил свое обращение к сотрудникам Google его генеральный директор Сундар Пичаи в середине апреля 2020 г.

Благодаря пандемии экономика всех стран, включая нашу, становится цифровой и человечной. От работы с людьми сейчас действительно зависит спасение бизнеса, поэтому сегодня Ernst&Young, Novartis, IBM и Google учат осознанности в бизнесе на конференции Workplace Mindfulness Summit. В России АСИ проводит конкурс антикризисных решений «Смарт.Эволюция», московские предприниматели делают интернет-платформу поддержибизнес.рф, а ИТ-волонтеры Кубани помогают малоимущим семьям с переходом в онлайн. И, конечно, ИТ-профессионалы «переобуваются в воздухе»: например, 8 мая, когда я дописывала эту колонку, КРОК анонсировал антикризисный пакет из 25 решений для восстановления бизнеса от последствий пандемии и увеличения темпов роста, включая задачи поддержки удаленных сотрудников, оптимизации затрат, снижения рисков, повышения эффективности и сохранения качества при масштабирования бизнеса. Большинство этих сервисов системный интегратор готов развернуть своим клиентам удаленно и в минимальные сроки.

Для сравнения: в кризис 2008 г. Альфа-Банк вложил 29 млн долл. в Sunrise, федеральную торговую сеть автоматизированных магазинов компьютерной и цифровой техники, созданную в 1991 году и имевшую несколько десятков магазинов в 40 городах России. Тогдашний директор инвесткомпании А1 Александр Файн увидел в Sunrise гениальные инженерные решения, требующие предпринимательской упаковки, которую бизнес-таланты Альфы могли бы сделать легко. Однако, когда владелец не справился с управлением, А1 просто порезала инженерные решения и бизнес Sunrise на металлолом, непрагматично потеряв возможность заработать на них вдесятеро больше вложенного: не хватило цифрового мышления и навыков работы со сложными ИТ-людьми.

В пандемию 2020 г. А1 выделила миллиард рублей оперативному штабу Голиковой по борьбе с коронавирусом, а Альфа-Банк дал клиентам кредитные каникулы... и прислал моей подруге таблицу в 30 мудреных вопросов вместо принятого в цифровом бизнесе готового предложения на базе дата анализа активности клиента.

Как и многие российские бизнесы, Альфа-Банк подняла очень талантливая команда акционеров и их сотрудников. И сейчас главная проблема нетехнологических компаний, ограничивающая их цифровую и человеческую трансформацию, состоит в недостаточном развитии цифрового мышления. В 2020 г. это развитие, стимулированное коронавирусом, может обеспечить нам всем настоящий экономический прорыв. Между тем ИТ-рынок с начала 2000-х развивался в сторону цифровой демократии и сейчас может стать лидером инноваций в области развития не только цифровых, но и человеческих ресурсов. Надо использовать кризисное внимание масс к ИТ для развития глобального тренда цифровизации и человечности вплоть до системного развития биосферы и ноосферы, к чему нас призывал Вернадский уже в середине 20 века. И сегодня с этим согласен даже Марк Карни, бывший управляющий Банка Англии, который днями рассказал «The Economist», что текущий экономический кризис должен наконец повернуть экономику к человеческим ценностям, ибо падение финансовых рынков в пандемию наконец схлопнуло пропасть между тем, что оценивают рынки, и тем, что ценят люди.

Поэтому следующие статьи этой колонки будут посвящены конкретным стратегиям и кейсам антикризисного выживания и взлета бизнесов на базе цифровых креативных команд. Мы займемся всеми перспективными рынкам человечной цифровизации, осознанно устремившись вместе с ними ко всеобщему цифровому счастью. Ибо планета зовет! 😊

Будем рады принять Ваши вопросы, предложения, success stories и идеи по антикризисному развитию ИТ-рынка и цифровой трансформации экономики на редакционный e-mail crnre@novostiitkanala.ru с темой письма «Белый лебедь».

Продолжение: часть 2, часть 3, часть 4.

Источник: Наталья Гарбер, эксперт по творческим решениям в бизнесе с 30-летним стажем