11 июня 2020 г.
«Кризис» как медицинский термин не несёт строго отрицательной коннотации: это всего лишь внезапная перемена в течении болезни — причём перемена, как правило, к лучшему. Предкоронавирусную экономику нельзя было назвать совершенно здоровой: уже в 2004 глобальный объём валютных операций в 70 раз превышал объём всепланетного экспорта товаров и услуг. Очевидно, что выпуск мировыми рынками изрядной доли пара под воздействием COVID-19 не позволит (по крайней мере, быстро) покупателям по всему свету вернуться к прежним шаблонам потребления, а розничным компаниям — к отработанным за десятилетия бизнес-практикам.
Главный смысл цифровой трансформации в ритейле — снижение издержек и рост производительности для всех звеньев операционной цепи. До нынешнего кризиса многие представители розницы могли себе худо-бедно позволить придерживаться прежних шаблонов и темпов: по крайней мере, пока основная масса их покупателей сама продолжала хранить верность прежним привычкам. Два-три месяца самоизоляции кардинальным образом поменяли настроения и потребителей, и бизнеса. Стало ясно, что в условиях всепроникающей e-commerce, полной доступности всех конкурирующих ценовых предложений онлайн и примерно равных сроков доставки неэффективная организация продаж смерти подобна.
А эффективность, по мнению аналитиков McKinsey, в первую очередь определяется скоростью. Решения на всех уровнях должны приниматься быстрее, инновационные платформы и методы — внедряться безотлагательно, обратная связь с клиентами — быть проактивной и налаживаться за считанные минуты. Изучив практический опыт американских ритейлеров, наилучшим образом переживших удар пандемии, эксперты сформулировали следующие семь принципов «новой нормальности» для розничной торговли в посткризисную эпоху:
- Готовность к стремительной реорганизации. Перезапуск операционных моделей, переброска ресурсов на освоение новых многообещающих ниш, ускорение всех рутинных процедур становятся необходимым условием для выживания ритейлера.
- Управление стоимостью ради поддержания ликвидности. Принципы формирования розничных цен должны быть существенным образом пересмотрены: никаких накруток «с потолка», никаких излишних промежуточных звеньев в цепочке поставок. Потребитель с ограниченным после кризиса бюджетом гораздо менее падок на маркетинговые посулы и смотрит в первую очередь на ценник — точнее, на все доступные в его регионе ценники, услужливо выведенные на его дисплей ценовым агрегатором (в России самый широко известный из них — «Яндекс.Маркет»).
- Непрерывное совершенствование коммуникаций по цифровым каналам в режиме реального времени. Важно чётко представлять, как именно достучаться до целевой аудитории каждого товара в ассортименте в каждый конкретный момент — и моментально концентрировать маркетинговые усилия на соответствующем участке ради получения наилучшей отдачи. Для продвижения этой вот мощной видеокарты привлечь популярного стримера, для раскрутки новой партии южнокорейской косметики — поднявшуюся только что в зенит непрочной сетевой славы бьюти-блогера и т. п.
- Бесстрашное экспериментирование с дистанционной занятостью. Именно экспериментирование, а не волевой приказ всем менеджерам продолжать работать из дома, сопровождающийся урезанием львиной доли арендуемых офисных площадей. Далеко не каждый способен эффективно трудиться на удалёнке, особенно в ситуациях, когда важны слаженные усилия команды, а не высокие достижения отдельных MVP. Вместе с тем уже очевидно, что всякое новое поколение сотрудников в среднем всё менее будет привержено офисной работе «от 9 до 5». И потому следует заблаговременно научиться оценивать, какой режим занятости будет оптимальным для каждого работника в отдельности, и уметь предоставлять каждому возможность достигать максимальных результатов в наиболее подходящих лично для себя условиях организации труда.
- Пересмотр взаимных обязательств работодателя и работника. Этот пункт тесно связан с предыдущим: отношение к сотрудникам как к взаимозаменяемым винтикам, в особенности для малого или среднего предприятия, в посткризисную эпоху обернётся катастрофическими убытками. Недооценённые станут чаще смотреть по сторонам в поисках лучшей доли; переоценённые забронзовеют и расслабятся. Ценность наёмного работника в условиях новой нормальности определяется совершенно иными KPI, чем количество принятых за смену звонков или общая сумма закрытых в торговом зале сделок. Каждый сотрудник компании, непрерывно находящейся в фокусе внимания своих потенциальных клиентов — а в ритейле других и быть не может, — де-факто становится её полномочным представителем («амбассадором») как в рабочее время, так и вне его: в персональном видеоблоге, при общении с родными и знакомыми в соцсетях, даже в онлайновых многопользовательских играх. Не следует забывать, что любой успешный бизнес, имеющий отношение к продажам, — в хорошем смысле слова секта: любой её аколит должен искренне разделять, принимать и нести в мир сформулированные иерархами ценности.
- Быстрое принятие решений. Боксёр-тяжеловес может позволить себе мощную защитную стойку: вывести его из равновесия даже сильным ударом непросто. Боксёр же в весе пера должен непрерывно танцевать на цыпочках, полагаясь на свою способность вовремя распознать направление удара противника, чтобы успешно из-под него выйти и нанести свой, стремительный и неотвратимый. В условиях скудости оборотных средств, затруднённого кредитования, жёсткой ценовой конкуренции розничный бизнес не должен нервничать, принимая быстрые и чёткие решения. Главное — не терять сосредоточенности и непрерывно оценивать последствия: если что-то пойдёт не так, следующим столь же стремительным решением ситуацию удастся исправить.
- Кризисные времена требуют эластичного (resilient) лидерства. Стиль руководства «делай, как я сказал, а не как я сделал» в условиях новой нормальности чрезмерно авторитарен, чтобы быть эффективным. Сотрудникам теперь особенно остро требуется нематериальная мотивация: ведь наряду со снижением и выравниванием розничных цен примерно с той же динамикой неизбежно сокращаются и фонды заработной платы. А если нет большой разницы, к кому наниматься на работу, то уж пускай это будет искренний, яркий, верящий в собственные лозунги лидер, который ведёт сплочённый коллектив за собой, а не отсиживается на командных высотах, обнимая золотой парашют.
В целом аналитики McKinsey советуют ритейлу, в особенности малому и среднему, не распылять и без того ограниченные ресурсы — а концентрироваться в каждый момент времени на ограниченном числе ясно поставленных и с очевидностью достижимых задач. Сами эти задачи могут быть ступенями на пути к более сложной и далёкой цели, однако в сверхдинамичной посткоронавирусной реальности тактика превыше стратегии — по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Потом, уже сформировав надёжную высокомотивированную команду под эластичным умным лидерством, укрепив свою репутацию и располагая необходимыми ресурсами, можно будет замахнуться и на более амбициозные цели.
Источник: Максим Белоус, crn.ru