23 июня 2020 г.

По оценке Canalys, за I кв. 2020-го в мире было отгружено 96,2 млн устройств в категории умного аудио, которая включает «подлинно беспроводные» (раздельные) TWS-наушники, более привычные спортивные Bluetooth-наушники с соединяющим их проводком, беспроводные головные аудиогарнитуры с крупными амбушюрами (как правило, геймерские), умные колонки и умные дисплеи. При этом лидирующий в категории сегмент — TWS, на который пришлось 38% всех поставок по количеству, — продемонстрировал поистине впечатляющий рост: +86% год к году.

Выросли также отгрузки умных дисплеев (на почти столь же внушительные 68%), тогда как все прочие сегменты рынка умного аудио показали снижение: умные колонки — на 16%, спортивные беспроводные наушники — на 15%, крупные гарнитуры — на 26%. В числе поставщиков TWS лидирующие позиции занимают смартфонные вендоры: Apple, Samsung, Xiaomi (с брендом Redmi). Эти же три компании, как отмечали ранее аналитики IDC, первенствуют и на рынке умных носимых гаджетов в целом. Одних только AirPods Pro новой модели с активным шумоподавлением за первые три месяца текущего года в мире было отгружено 5,5 млн пар.

Исследователи Canalys отмечают, что в начале 2020 г. особенно очевидным стало смещение потребительских предпочтений от выбора того или иного обособленного устройства в сторону приобретения цельных, интегрированных решений умного аудио. Под умным аудио сегодня понимают не просто возможность перекинуться словом с цифровым облачным помощником (Алексой, Сири и прочими) через беспроводной гаджет с динамиками и микрофоном. Это гораздо более глубокая связка аппаратной платформы, исполняемых на ней программных средств и поставляемого через неё пользователю контента, которая как целое обеспечивает управляемые голосом умные коммуникации с облачными сервисами.

Одного только дизайна в сочетании с высоким качеством воспроизведения звука и шумоподавляющим микрофоном современному покупателю гаджетов из категории умного аудио уже недостаточно. По словам Джейсона Лоу (Jason Low), старшего аналитика Canalys, TWS открывают перед вендорами совершенно новый канал доставки акустического контента потребителю. Прямое взаимодействие с голосовым помощником («Сири, мне понравилась эта песня. Найди мне похожую») позволяет предлагать клиенту новые музыкальные записи, подкасты, аудиокниги в отсутствие промежуточного визуально-тактильного интерфейса.

Более того, интеграция TWS и иных типов беспроводных наушников со смартфоном позволяет облачной системе уже не пассивно следовать за запросами пользователя, а самой определять на основе машинного обучения, какой аудиофон ему в настоящее время нужен. Гироскопы и акселерометры смартфона фиксируют активность, с большой вероятностью соответствующую бегу трусцой, — значит, самое время включать владельцу наушников ту музыку, которую он сам в прошлый раз выбирал во время пробежки в парке. GPS-трекер свидетельствует о приближении носителя смартфона к определённой точке, в которой он ранее запускал на воспроизведение аудиокниги — значит, есть смысл, не спрашивая его, продолжить декламацию с того места, на котором он в последний раз остановился.

Canalys оценивает суммарные поставки TWS за текущий год в более чем 200 млн пар, ожидая прироста этого сегмента умного аудио на 29% относительно уровня 2019-го. В 2018-м, напомним, мировые отгрузки раздельных беспроводных наушников не дотягивали и до 50 млн пар. Развитие этих устройств пойдёт по пути увеличения продолжительности времени автономной работы, дальнейшей миниатюризации (не в ущерб качеству звука, разумеется), а также усовершенствования микрофонных технологий подавления шума. TWS должно быть максимально комфортно носить на протяжении как минимум всего светового дня, — и если производителям удастся предложить рынку такие модели, перспективы умного аудио как нового канала доставки контента (в том числе рекламного) сделаются ещё более радужными.

Таблица. Ведущие вендоры в сегменте TWS за I кв. 2020 г. и их позиции за тот же период 2019-го ()

Бренд

Отгрузки за I кв. 2020г., млн пар

Доля рынка в I кв. 2020 г., %

Отгрузки за I кв. 2019г., млн пар

Доля рынка в I кв. 2019 г., %

Динамика доли рынка в годовом исчислении, %

Apple

18,1

41,4

11,3

48,1

+60

Samsung

4,5

10,3

3,4

14,6

+30

Redmi

3,1

7,0

0,0

0,0

НП

QCI

2,5

5,6

0,9

3,9

+172

Huawei

2,0

4,5

0,5

2,3

+261

Прочие

13,7

31,2

7,3

31,1

+86

Всего

43,8

100,0

23,6

100,0

+86

Источник: Canalys

Сегмент умных дисплеев, который глобально также стремительно вырос за I кв. 2020-го, в России пока развит слабо. Эти устройства по сути представляют собой полузабытые цифровые фоторамки, разве что с экранами гораздо более высокого качества, со встроенными динамиками и микрофонами, а также непременно связанные с облачными умными сервисами — точно так же, как умные колонки.

По мере того, как носящие TWS всё время в ушах пользователи всё меньше будут нуждаться в стационарных умных колонках, умные дисплеи за счёт удобного крупного экрана и интеграции со всей системой умного аудио станут приобретать всё большую популярность. К примеру, если на прослушиваемый клиентом через наушники аудиотрек выпущен видеоклип, облачная система сможет вывести этот ролик без звуковой дорожки на умный дисплей, синхронизировав его с аудиопотоком в TWS. Сегменту умных дисплеев аналитики ResearchAndMarkets предсказывают рост с CAGR на уровне 7% до 2025 г., — но, судя по динамике поставок этих гаджетов в первом квартале, такая оценка избыточно консервативна.

Источник: Максим Белоус, crn.ru