24 августа 2020 г.
От новых санкций в середине сентября будет разорван ряд логистических цепочек в поставках, имеющих непосредственное отношение к глобальному ИТ-рынку, от чего пострадают десятки компаний разной специализации — таков очередной результат американо-китайской торговой войны. Совсем недавно — не прошло и трех недель — CRN/RE писал про ситуацию «военного времени», связанную с софтом, где основной пострадавший был Google. Но развитие продолжается, теперь ситуация охватывает области, связанные с чипами и, как следствие, с аппаратным обеспечением. Среди пострадавших будет и Huawei, которому руководство США все пытается «перекрыть кислород», но достанется и многим другим структурам.
Что произошло?
Аналитическая компания Trendforce в свежем докладе насчитала 7 сегментов ИТ-рынка, которые встряхнут ограничения, введенные Министерством торговли США, пополнившим список «запрещенных организаций» еще на 38 компаний, связанных с Huawei. Про влияние этого на Huawei поговорим чуть ниже, а сейчас рассмотрим, что произойдет в производстве полупроводников, чипов, памяти, смартфонов, ряда компонент для смартфонов, дисплеев и базовых станций для 5G, которые по не совсем очевидной причине вынесены аналитиками в отдельную категорию.
Но сначала заметим, все эти жесткие ограничения никак не сказываются на поставках процессоров для персональных компьютеров (от Intel и AMD), на видеоускорителях (от Nvidia) и на сотрудничестве Huawei с Microsoft. Забегая вперед, отметим, что введение санкций в этих областях было бы убийственным в отношении крупного сегмента бизнеса Huawei, однако тут пока никаких движений нет.
Кого коснется
Результат санкционной войны все тот же: десяткам компаний придется искать новых покупателей для своих компонент и даже новые рынки сбыта, а также перестраивать цепочки поставок. Например, MediaTek объявил о сворачивании сотрудничества с Huawei еще 17 августа. Но остается понять, как и кому компания будет сбывать миллионы своих чипов, которые «зависнут» из-за разрыва с китайским гигантом? Сказанное справедливо как для MediaTek, но и для многих других компаний, например, для Goodix и Silead, упомянутых Trendforce, которые поставляют дактилоскопические датчики.
Конечно, Huawei далеко не единственный потребитель компонент, но как просто — и, что важно, быстро! — «чипостроителям» расширить свое присутствие в линейках продукции у других грандов рынка? В любом случае, всем придется менять цепочки поставок, корректировать ценовые политики и выполнять ряд прочих действий, которые приведут к значительным финансовым потерям Huawei, его партнеров — теперь уже бывших — и их контрагентов. Насколько велики будут эти финансовые потери, пока сложно сказать, но легко предположить, что они повлияют на итоговую отчетность ряда компаний (не только упомянутых поставщиков, но и задействованных в их цепочках поставок) и, возможно, на глобальные показатели рынка полупроводников или даже всего ИТ.
А что Huawei?
В данном случае Huawei оказывается наименее пострадавшей, так как компания заранее подготовилась к такому развитию событий. Напомним, что вендор имеет собственные мощности по производству микросхем, многолетний опыт разработки решений различной сложности, а также связи с рядом других поставщиков как технологий и компонентов, так и готовых чипов. Новые ограничения коснутся также поставок кремниевых пластин, которые использует Huawei для создания собственных микросхем, как отмечает Trendforce, но это дело поправимое.
Конечно, торговая война повлияет на китайского гиганта, ему предстоят огромные траты на перестройку цепочек поставок, на переработку ряда технологий и замену многих элементов, которые теперь стали недоступными. Замечу, что хотя это дорого — местами фантастически дорого — но вполне реализуемо. Более того, Huawei с рядом подобных задач успешно справился, причем несколько кварталов тому назад.
Еще в декабре прошлого года Huawei начинал поставку топовых систем хранения данных корпоративного класса OceanStor Dorado V6, одним из важных отличий которых было отсутствие «американских компонент», о чем CRN/RE писал. Тогда мы не верили, что санкционная война зайдет настолько далеко, что потенциальные риски для производства ряда высокотехнологических устройств станут реальностью для китайской компании, но ситуация оказалась более суровой, чем мы предполагали. Huawei же оказался более проницательным и изначально разрабатывал новые СХД с учетом подхода «non-american», хотя для этого приходилось даже использовать некоторые компоненты тайваньских компаний.
Ряд роутеров для промышленного применения, поддерживающих Wi-Fi 6, был представлен зимой этого года. Новые роутеры для вендора были очень важны, так как Huawei рассматривал их как одну из ключевых составляющих экосистемы, о чем также CRN/RE писал. Среди роутеров новой линейки тоже были модели «non-american», которые получили отличительную деталь в дизайне — красную полоску, которая ярко выделялась на белых корпусах устройств.
Примеры с СХД и с роутерами показывают, что Huawei более полугода назад успешно создавала решения без «американских компонент», а работу над соответствующими задачами начала много раньше. Причем еще в начале года Huawei представил рынку ряд весьма важных продуктов, предназначенных для корпоративных клиентов, которые крайне чувствительны к качеству и к совместимости оборудования. Очевидно, что и для других типов оборудования у Huawei есть если не готовые решения для перехода на «non-american», то, как минимум, некоторые наработки и предварительные договоренности для этого. Поэтому новый этап санкций не будет смертельным ни для одного из направлений бизнеса Huawei. Требуемый переход для вендора будет вполне возможен, хотя, разумеется, заставит направить некоторое количество ресурсов на предсказуемые, но непроизводительные расходы.
Новые санкции затрагивают производственные и логистические процессы Huawei, но, в отличие от предыдущих, никак не скажутся на продажах. В результате новых санкций покупатели устройств Huawei не должны будут ни в коей мере менять свои пользовательские предпочтения к софту, не получают дополнительных рисков, связанных с обновлением, совместимостью и пр.
А как же ПК?
Заметим, что у администрации США есть один «козырь в рукаве», способный прикончить важное направление для Huawei — производство и продвижение ноутбуков. Достаточно запретить Microsoft предустанавливать Windows 10 на системы Huawei и Honor, как ноутбуки этих линеек из «восходящих звезд» превращаются в решения нишевые и практические андеграундные. Компания может выпускать «хромбуки» и решения с предустановленным Linux, но рынок сбыта для них окажется кратно меньше, чем для традиционных систем под Windows.
Между тем, на прошлой неделе Huawei представила новинки в бизнес-серии MateBook — B5-420, B3-510 и B3-410. Системы построены на топовых процессорах Intel (Core i5 и i5) получили встроенную графику Nvidia GeForce MX350 (она доступна опционально в некоторых моделях). Ноутбуки, как и положено для бизнес-сегмента, тонкие-легкие, с прекрасными безрамочными 2К-экранами, твердотельными накопителями и в очередной раз улучшенной вентиляцией. Чуть ранее бренд Honor объявил о своем намерении выпускать тонкие игровые ноутбуки. Точная дата не названа, равно как и технические детали, но известно, что они должны появиться в этом году и войти в серию Hunter. Также компания представила Honor MagicBook 14 SE, который оснащён четырёхъядерным AMD Ryzen 5 3500U, который, напомним, построен на архитектуре Zen+ и имеет встроенную графику Radeon RX Vega 8.
Как видно, «железные» санкции направлены на создание проблем в производстве смартфонов и телеком-оборудования, но никак не затрагивают производство ПК. Такое решение несколько странное, половинчатое и нелогичное, но такова реальность. Все ограничения, связанные с компонентами и платформами, пока никак не коснулось сотрудничества Huawei с Intel, AMD, Nvidia и Microsoft. Сложно сказать, в чем причина такой избирательности, возможно, у этих гигантов лучше юристы или круче лоббисты. Однако сегмент ПК пока никак не затронут санкциями.
Вместо заключения
Как видно, от санкций продолжают страдать значительные сегменты индустрии, а не только Huawei. В чем цель очередных залпов торговой войны, которые все же прозвучат за считанные недели перед выборами, остается неясным. Выраженной технической необходимости в них нет, как и во всей торговой войне — если все было бы реально серьезно с угрозами для безопасности США, то соответствующие ограничения были бы давно наложены на многострадальную Huawei, а правительственные структуры не откладывали бы введение санкций месяц за месяцем. С политической необходимостью все еще менее понятно — вряд ли сотрудники и акционеры пострадавших компаний и члены их семей, а также многие тысячи других граждан, занятых в ИТ-индустрии, будут в восторге от очередной инициативы Трампа.
Для индустрии важно, что будет происходить после выборов. Будут ли сохранены санкции в имеющемся «половинчатом» формате или расширены? Закончится ли торговая война примирением или под удар попадут другие китайские компании, например, Lenovo, Oppo, Vivo? Обо всем этом пока можно только догадываться. Однако Байден и демократы уже пообещали в случае победы радикально изменить курс на торговую войну, взятый Трампом и республиканцами.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE