10 ноября 2020 г.
Работа с клиентами часто строится на доверии без внимания к формальностям. Для небольших и непродолжительных проектов такой подход может быть удобным, но он не даст необходимую защиту, если отношения с клиентом осложнятся. Даже если вы работаете с клиентом не первый раз и уверены в его благонадежности, вы не застрахованы от смены собственника или менеджера на стороне клиента или от его финансовой нестабильности. Избежать этих рисков можно, сочетая ряд правовых или организационных приемов. Советы для подрядчиков при заключении и исполнении договоров на разработку программного обеспечения (ПО) даёт Владимир Ожерельев, юрист Digital Rights Center.
Заранее подумайте о защите интеллектуальных прав
Когда работу выполняют на заказ, в том числе разрабатывают ПО, исключительное право на результаты работ принадлежит заказчику, если договором не будет установлено иное. При этом в договорах, где исполнителем является непосредственно автор результатов -физическое лицо, такое правило по умолчанию не действует, и режим прав на результаты нужно определять отдельно. Крайне желательно включить в договор условие о том, что права переходят к заказчику только после полной оплаты работ. В таком случае, если клиент не заплатит вам, вы сможете требовать от него компенсацию за нарушение ваших исключительных прав. Такой механизм работает вдвойне эффективно, если клиент не является конечным пользователем, поскольку вы сможете требовать компенсацию и у конечного пользователя, который получает продукт уже от вашего клиента.
Сохраняйте доказательства
Предусмотрите в договоре условие о том, что обмен сообщениями в рамках исполнения договора может осуществляться по электронной почте и телефону с указанием конкретных адресов и номеров и убедитесь, что вся переписка ведется с использованием именно этих контактов. Если вы используете мессенджеры и таск-трекеры, то все действия в таких системах будут иметь юридическое значение, если можно установить, что доступ к учетным записям осуществляется с указанных в договоре аккаунтов. Если говорить о мессенджерах, то Telegram может быть более удобен для работы, но помните, что, участники чатов там имеют бесследно удалять свои сообщения, которые можно было бы использовать как доказательства.
Если вы выкладываете результаты работ в таск-трекеры или облачные хранилища, убедитесь, что клиент не может самовольно удалять и редактировать задачи и файлы. Если вы работаете в системе клиента, дублируйте все результаты в вашей независимой системе.
Следите за отчетностью
Вовремя подписывайте акты с указанием результатов, созданных за отчетный период, чем чаще — тем лучше. Чтобы не перегружать себя бумажной работой в длительных проектах, первоначально можно обмениваться сканами актов, а по мере их накопления — уже бумажными экземплярами. Если вы отправляете бумажные документы, обязательно сохраняйте чеки об оплате и описи вложений с указанием отправленных документов. Иначе вы не сможете доказать, что акт был подписан, если клиент его не вернет. Это важный момент, так как подписанные акты — главный залог успеха в судебном споре.
Точно согласовывайте техническое задание
При согласовании технического задания четко формулируйте требования к результату и обязательно указывайте, какие материалы и содействие вам потребуются со стороны клиента. Тогда в случае конфликта вы всегда сможете утверждать, что нарушение вами сроков или требований к результатам стало причиной отсутствия содействия клиента. Кроме того, четко сформулированное техническое задание защитит вас от необоснованных претензий клиента к продукту, если он не соответствует его субъективным ожиданиям.
Обязательно укажите в договоре, что результаты предоставляются «as is» («как есть») без гарантий отсутствия багов. Во-первых, полностью идеальных продуктов объективно не существует, а во-вторых, это позволяет аргументированно продать дополнительные услуги по поддержке и доработке продукта.
Заключайте договоры со всеми членами команды
Также необходимо заключать правильные договоры со всеми членами вашей команды — их наличие позволит доказать факт создания продукта с определенными характеристиками и наличие ваших прав на этот продукт. В договоры с членами команды рекомендуется включить условия о том, что им запрещается использовать объекты третьих лиц при выполнении работ, поскольку не все специалисты понимают, что нельзя просто взять и добавить в продукт картинки из Google. Еще меньше специалистов понимают, что использование свободного ПО в продукте может входить в противоречие с полным отчуждением исключительных прав с пользу клиента. Желательно заранее понять, какие элементы продукта вы планируете брать на условиях свободных лицензий, и согласовать это в договоре с клиентом. Это же касается любых материалов, которые лицензируются у третьих лиц, а не разрабатываются вашей командой с нуля.
И самый главный совет — найдите юриста, с которым можно будет проконсультироваться перед заключением договора, и выбирайте тех юристов, которые обладают опытом работы в ИТ-индустрии. Это особенно важно, если вы используете шаблонный договор из интернета, который сами понимаете с трудом, и тем более — если подписываете договор, предоставленный клиентом.
Источник: Владимир Ожерельев, юрист Digital Rights Center