14 декабря 2020 г.
Бум бюджетных лазерных принтеров предсказуем. Причина тому все та же «удаленка», которая требует не только безбумажных технологий, но и получения достаточно большого количества распечаток. Большинство офисных тружеников привыкли к лазерной печати и поэтому домой приобретают лазерные устройства, но, по понятным причинам, бюджетные. Это мы прекрасно видим в свежих данных IDC по российскому рынку: в сегменте монохромных устройств с лазерной технологией печати поставки в штуках увеличились на 65,3% (!) квартал-к-кварталу в «лайтовом» сегменте со скоростями печати до 20 стр./мин.
Разумеется, продажи таких моделей активнее всего идут в розницу. Возможность централизованных закупок корпоративными клиентами принтеров для своих «удаленщиков», конечно, присутствует, но их доля относительно невелика. Поэтому переведенные в режим удаленной работы сотрудники в большинстве случаев сами оснащают свой SOHO, внезапно ставший остроактуальным. Заметим, что пользователям потребовалось время, чтобы понять актуальность современной печати для домашнего офиса — во втором квартале, когда активно покупали ноутбуки для «удаленки», российский сегмент устройств лазерной печати демонстрировал спад во всех категориях, по данным IDC.
Ритейлу нужно ловить момент и продвигать востребованные лазерные модели, требуя с вендоров всевозможную оперативную поддержку — рекламой, товарными кредитами и т. д. Надо «ковать железо, пока горячо», понимая, что такой бум продлится недолго — емкость открывшегося спроса невелика, хотя бы потому, что у многих дома уже есть принтеры. Дополнительные массовые запросы на недорогую монохромную печать будут быстро удовлетворены, поэтому реселлерам нужно смотреть по сторонам, рассматривая возможности расширения продаж в смежных сегментах, пока еще не охваченных бумом.
«Смежный» массовый сегмент с решениями для монохромной печати в SOHO, как легко видеть, один — сегмент цветной офисной печати. Заметим, что сейчас акцент стоит делать именно на продаже цветных принтеров: сегмент менее освоен, во-первых, и, во-вторых, получил новый драйвер, актуальный для домашних условий, — все поняли, что «удаленка» для школьников оказывается всерьез и надолго. Если для старшеклассников/студентов может быть достаточным монохромный принтер, то учащимся младшей/средней школы по понятной причине хочется цвета, хочется яркости, чем ритейлу и следует воспользоваться.
В извечном противостоянии лазерные/струйные для рассматриваемого нами сегмента домашних/SOHO устройств в настоящее время покупатели делают акцент на лазерных моделях, обращая внимание на себестоимость и на водостойкость отпечатка. Однако для этого сегмента актуальны струйные печатающие устройства, находящиеся в некогда узкой нише между бюджетными решениями (цена отпечатка у них может быть велика) и девайсами с фирменными системами непрерывной подачи чернил (они более громоздки и для дома в большинстве случаев избыточны).
Рост присутствует и в сегменте «с цветом», но менее выразительный: в сегменте цветной лазерной техники увеличились поставки в категории до 10 стр./мин, но только на 1,6%, чуть лучше идут дела в более старшей —
Воспользоваться ситуацией рынку нужно, по возможности, быстро. Перспективы продаж принтерной техники не радужные. Рынок, как мы видим, имеет весьма ограниченный объем, пользователи быстро удовлетворяют свой спрос, как текущий и отложенный, так и будущий, а поэтому за всплеском продаж последует неизбежный спад, о размерах которого можно только догадываться.
Увеличение объемов домашней печати естественным образом приводит к снижению объемов печати офисной. Тяжелых дорогих принтеров нужно все меньше — заметим, что российский рынок принтеров за квартал в общем вырос на 11,7% в натуральном выражении и при этом на 3,9% сократился в деньгах! — что указывает на спад востребованности тяжелой техники для офисной печати. Скорее всего, уменьшается потребность в расходных материалах для офисных систем печати, что не может не волновать как поставщиков «расходки», так и компании, обеспечивающие модный сервис «печать как услуга» с оплатой по количеству отпечатков. С этими тенденциями — увы! — ничего поделать невозможно.
Рынок принтеров для промышленной печати в третьем квартале начал восстанавливаться после кризиса, связанного с пандемией коронавируса: в глобальном сегменте рост составил 36% относительно второго квартала 2020 года, а в штуках отгрузки выросли на 52%, по данным IDC. Крупнейшим сегментом тут остаются широкоформатные принтеры, продажи которых увеличились на 52% и 36% в количественном и денежном выражении, соответственно. Напомним, что к сегменту аналитики также относят УФ-модели для прямого нанесения изображения на объемные предметы (так называемые решения Direct-to-Shape), текстильные принтеры и устройства для печати этикеток/упаковок. В пятерке лидеров — Hewlett-Packard., Canon, Epson, Mimaki и Roland — тут изменений нет.
Ситуация в сегменте офисной печати приведет к появлению дополнительных доходов у интеграторов и других поставщиков бизнес-софта. Бизнес-процессы в компаниях и user experience многих пользователей в моментах, так или иначе связанных с процессами печати, претерпевают серьезные изменения. Сообразно этим изменениям нужно вносить коррективы в EPR-, CRM- и docflow-системы, чтобы процессы оставались удобными, а иногда и вообще возможными. Например, работник обладает технической возможностью отправить документ на офисный принтер из любого места, в том числе, и с «удаленки» (для подачи на подпись, для пересылки корпоративными курьерами и т. д.), но как быть, если печать будет реализована только при вводе кода или после прикладывания карты? Можно, конечно, переправлять документы по почте сотруднику, который физически находится в офисе и просить его сделать соответствующие манипуляции или, предположим, сообщать ему свои коды от принтера, но все это будет, мягко говоря, неоптимально. Очевидно, что надо вносить коррективы на уровне регламентов, маршрутов документов и доступов к ним, чтобы система отвечала новым реалиям. Задача технически несложная, но требующая большого количества «мелкой штопки».
Ситуация требует повышенного внимания от «безопасников» — принтеры традиционно являются объектами повышенного внимания со стороны хакеров. Значительная часть таргетированных атак на инфосистемы предприятий, как неоднократно отмечали и «безопасники», и вендоры, используют уязвимости принтеров, которые являются такими же важными составляющими информационной инфраструктуры предприятия, как ПК, серверы, маршрутизаторы, «облака» и пр. Принтеры — а также «умные камеры», VoIP-телефоны, офисные IoT-устройства и т. д. — могут быть использованы как «точки входа», с помощью которых хакеры проникают в сеть предприятия, закрепляют свое присутствие в ней и начинают поиск других незащищенных устройств, чтобы перемещаться по сети в поисках учетных записей с более высокими привилегиями, способными предоставить доступ к ценным данным компаний, как отмечает Microsoft в своем корпоративном блоге по вопросам ИБ. Очевидно, что к домашним печатающим устройствам хакеры тоже будут проявлять внимание. Пусть из-за относительной простоты их будет проблематично использовать для таргетированных атак на всю инфраструктуру, но доступ к принтерам удаленных пользователей может оказаться весьма полезным для ряда задач промышленного шпионажа, так как через них тоже можно добраться до ценных данных компании, о чем также следует помнить специалистам по безопасности.
Как видим, ситуация с «новой реальностью» вносит коррективы не только в «облачные» и серверные сегменты рынка, а прямо или косвенно затрагивает все ниши. ИТ-компаниям, которые пока выигрывают от наступления «новой реальности», нужно очень быстро оценивать изменения и быстро реагировать на них, так как ситуация может заметно меняться от квартала к кварталу и от сегмента к сегменту, что мы видели на примере принтеров. Тут мы приходим к важности адаптивного маркетинга, о чем говорит Gartner как об обязательном элементе выживания в современных условиях, но эти вопросы касаются не только специфики рассматриваемого нами сегмента офисной печатающей техники.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE