28 декабря 2020 г.
Сегмент офисной печати может получить новый драйвер, но даже в отсутствие такового будет развиваться поступательно, заметный спад тут крайне маловероятен. Российским корпоративным пользователям нужно печатать огромное количество документов. Только 6% россиян работают в структурах с полностью безбумажным документооборотом, по данным исследования «Жить без бумаги: реально?», проведенного ВЦИОМ. Напомним, что к корпоративным пользователям относим представителей как бизнесов, так и госструктуры, образования и т. д.
Новый драйвер — придет ли он?
С одной стороны, сегмент печатающих устройств переживает непростые времена — в виде файлов остаются на протяжении всего своего жизненного цикла все больше документов, карт, фотографий и т. д., на печать так никогда не попадая. Однако, с другой стороны, сам факт распечатки — как документа, так и фото — уже сильно привлекает внимание к контенту, делая более вероятным воздействие на адресата содержимого. Если в наступившем году отпечатки станут «новым черным» — модным средством акцентирования внимания — то у принтерных компаний наступит новый ренессанс.
Изменение отношения, заметим, в наступившем году может произойти — волны карантинов и локдаунов потребовали принудительной виртуализации жизни и деятельности, люди истосковались по элементам «физического мира», поэтому мода на «твердые копии» вполне может сформироваться. В таком случае возрастет популярность печатающих устройств всех типов — от карманных фотопринтеров до тяжелых офисных принтеров — а также заметно увеличатся затраты на всю «расходку»: от бумаги и чернил/тонера до скрепок для прошивки многостраничных документов. Но перспективы такого развития событий носят вероятностный характер. Хотя, подчеркнем еще раз, и без этого драйвера рынок принтеров будет развиваться, совершенствоваться и расширяться. Трендов для этого достаточно.
Стратегические тренды
Новых трендов не будет, но ранее оформленные начнут встречать понимание со стороны массового заказчика и, следовательно, активнее проникать на рынок.
- Принтеры — часть системы документооборота. Это значит, что печатающие/сканирующие устройства надо «присоединять» не только к розетке и к локальной сети организации, но и к системам документооборота, а также к CRM и EPR. Переход из электронного состояния в «твердую копию» и обратно — один из элементов жизненного цикла документа, а принтер/МФУ должен обеспечить соответствующие процессы, причем просто, быстро и недорого.
- Принтеры — часть ИТ-инфраструктуры, поэтому к ним нужно относиться как к любым другим цифровым устройствам: апгрейдить внутреннее программное обеспечение, прикрывать от внешних атак, как и любые другие элементы инфраструктуры, оберегать от нецелевого использования внутри компании и т. д.
- Стоимость владения нужно минимизировать гибридно: как техническими, так и организационными методами. Например, запрет на уровне политик печатать в цвете часть служебных документов — допустим, инвойсы или внутренние отчеты — может привести к существенной экономии затрат на тонер. Большие резервы также в экономии бумаги: почти половина россиян показали, как следует из опроса ВЦИОМ, что в их организациях можно тратить меньше бумаги, а в невозможности такого сокращения уверены лишь 38%. Первые, безусловно, правы, так как, по данным того же опроса, двустороннюю печать или повторное использование документа с односторонней печатью практикуют только 32% опрошенных.
- Принтером необязательно владеть. В зависимости от ситуации и предпочтений можно выбрать разные уровни практики «shared economy»: от более простого HaaS до «печать как услуга». Какую часть устройств оставить во владении, какую заменить, а какую «прошарить» — ответы на эти вопросы должны учитывать как техническую, так и финансовую сторону вопроса. Направление новое, поэтому даже для постановки задачи лучше привлекать на аутсорсе специалистов, обладающих нужной экспертизой.
Важно: сказанное касается всех принтеров компании — как установленных в офисах и филиалах (например, на складах, в точках продаж и т. д.), так и используемых сотрудниками «на удаленке» и мобильными работниками. Обслуживать, администрировать, защищать нужно все печатающие устройства компании, а также оптимизировать их стоимость владения вне зависимости от локаций.
Технические тренды
Инновации вряд ли будут связаны с качеством печати — оно настолько удовлетворяет массового пользователя, что в увеличении основных технических параметров отпечатка нет смысла уже много лет. Но инновации чаще всего касаются деталей, связанных с обслуживанием устройства, перезарядкой расходных материалов, стоимостью «расходки» и т. д.
- Стирание граней между лазерной и струйной печатью в сегменте офисной печати продолжается: качество практически одинаковое, устойчивость отпечатка после распространения новых пигментных чернил тоже одного порядка. Струйная печать предпочтительнее из-за своей «зелености»: принтеры, печатающие чернилами, потребляют меньше энергии, работают тише, выбросы в окружающую среду у них практически нулевые. Но корпоративные пользователи инертные, поэтому отказываться от лазерных технологий пока все еще не готовы, поэтому «стирание граней» будет продолжаться еще много лет. Заметим, что одним из неожиданных эффектов пандемии стало изменение отношения многих россиян к экологии — стали чаще задумываться над соответствующими вопросами четверть опрошенных в ходе совместного исследования ВЦИОМ и Фонда национальной энергетической безопасности.
- Оптимизированная «перезарядка» — часть элементов, на которых вендоры делают особый акцент. Данные особенности не очень важны для большинства корпоративных пользователей, но зарядка тонера через тубы, которую реализовал HP в моделях Neverstop Laser, будет приятна для обслуживающего персонала. Похожие подходы реализуют и для струйных устройств, например, оснащая серийные бизнес-модели системами непрерывной подачи чернил и упрощая перезарядку емкостей даже в этом случае.
- Принтер как элемент дизайна помещения — направление, которое может показаться странным, но оно вполне рабочее, особенно сейчас, когда системные блоки в большинстве случаев оказываются «невидимыми», а все мониторы из-за тонких рамок становятся «на одно лицо». Однако выраженный акцент на дизайне печатающих устройств делает только НР, то разрабатывая для дома ультракомпактные HP DeskJet Ink Advantage с разноцветными пластиковыми верхними панелями, то выводя на рынок DesignJet Studio, широкоформатные принтеры для дизайн-бюро, с верхними крышками «под дерево» или «под полированную сталь».
- Упрощение интерфейса в тренде по-прежнему. Распечатка с гаджетов, «облачная» печать, позволяющая отправлять документ на принтер из любого места, по-прежнему актуальны, но они есть, похоже, у всех современных девайсов. Некоторые дополнительные решения вендоры все же придумывают и внедряют. Например, Canon добавил на свои принтеры начального уровня аппаратную кнопку Wireless Connect, позволяющую моментально подключать устройство к смартфону, планшету, компьютеру или ноутбуку при наличии доступа к беспроводной сети, а к профессиональным моделям Pixma — интеграцию их софта с Canon Professional Print & Layout, что позволяет сделать единым целым весь процесс от съемки до печати. Пусть эти особенности вряд ли окажутся решающими при выборе, для пользователя они будут приятны.
Вместо заключения
Станет ли печать модной или нет — пока сказать сложно. Но даже если этого не произойдет, развитие сегмента принтеров будет продолжено, разница будет только количественная, а новые печатающие устройства продолжат покупать, равно как и расходные материалы.
Россияне начинают массово озадачиваться вопросами экологичности, как мы уже упоминали, но гораздо чаще они стали анализировать свои расходы — так стали поступать 67% опрошенных в ВЦИОМ/ФНЭБ. Поэтому стоимость владения становится важным фактором при обеспечении печати, особенно в компаниях.
Не исключено, что в сегменте появятся новые вендоры. Например, в середине прошедшего лета свой первый принтер представил Xiaomi, что позволяет прогнозировать вероятное появление печатающих устройств под марками Redmi, Huawei, Honor и др.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE